Почему все жилые дома в СССР — либо в 5 этажей, либо в 9? А у этого есть

Символом архитектуры страны Советов навсегда стали панельные пятиэтажки – хрущевки.

В этом материале мы расскажем о том, почему была избрана именно такая этажность, почему в 70-х их сменили девятиэтажные дома и какое участие во всём этом безобразии принял дед фронтмена группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко.
Устраиваемся поудобнее.
Исторический процесс
На исходе 20-х в СССР было принято решение о внедрении массового строительства жилых домов. Проекты появились в 1927, через пару лет было запущено в серию создание крупных строительных панелей, а в 1940 сдали первое здание такого типа из ж/б панелей – так называемый Ажурный дом на Ленинградке (авторами проекта стали Андрей Буров и Борис Блохин).

Следом настала очередь сочетания каркаса и панели – дом на Соколинке. Следом – целый квартал Ашота Мндоянца на Хорошёвском проезде. Панели собирали на стальном каркасе, но очень большой расход металла вынудил отказаться от дальнейшего применения этого способа.
Первый дом из блоков запроектировали в 1949 году, а его автором стал дедушка главного муми-тролля современной России Виталий Лагутенко. От более поздних построек дом на Хорошёвке отличается применением декора, от которого пришлось уйти из-за хрущёвского постановления об устранении архитектурных излишеств.

Дом за две недели: «лагутенковки» строили за 12 дней
При создании проектов опирались на опыт коллег из Франции: руководство страны Советов как раз выстраивало тогда отношения с левым правительством тогда ещё Четвёртой республики и пионером панельных построек Раймондом Камю.

Технология была тщательно доработана, так как строителям предстояло строить жильё по максимально удешевлённой технологии. В результате их трудов на свет появилась серия К-7, которая была создана по мотивам проектов французов.
Это был дом, состоящий из 4 секций пятиэтажной высоты, не оборудованный лифтами: считалось, что гражданин СССР может без особых проблем подниматься на высоту в пять этажей. Эта конструкция была максимально удешевлена – с применением несущих стен такие дома с лёгкостью монтировали с использованием максимум двадцати деталей.
Централизованные отопительные системы, канализационные трубы и водоснабжение позволяли отказаться от подвальных и чердачных помещений. Параллельно с возведением из крупных секций над уже установленными осуществлялись малярные, штукатурные, сантехнические и электрические работы. Весь цикл занимал две-три недели.
Новая модель дома вошла в историю под именем хрущевки, хотя первые годы их звали лагутенковками – в честь создателя. Чтобы реализовать такую объёмную программу, государству понадобились экстраординарные ресурсы.
Новое постановление, уже от 54-го года, «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» стало отправной точкой в создании четырёх сотен заводов и двухсот опытных площадок, а цикл производства серийных домов К-7 стал крупнейшим за всю индустриальную историю, причём не только в России.
Устранение излишеств и «гаванны» в хрущевках

Годом позже было издано уже упоминавшееся постановление об излишествах. В общем измерении это стало могильным камнем советской неоклассической архитектуры.
Отныне все элементы, которые не имели функционала, считались расточительными и лишними, лишёнными утилитаризма и прагматизма. Сверхцелью было расселение барачных домов и коммунальных квартир, а на пути к решению проблемы все средства казались хороши.
Так, в новых домах понизили высоту потолков – отныне она не превышала 260 сантиметров; кухни были предельно компактными, ванная и туалет совмещались, за что новое помещение в шутку прозвали гаванной.
Среди недостатков также числились:
- Отличная теплопроводность: дома быстро остывали и трудно прогревались;
- Превосходная слышимость: на первом этаже чихнул, на пятом пожелали здоровья;
- Неудобная для нормальной жизни планировка квартир;
- Использование асбеста.
Но все эти трудности на тот момент казались незначительными, а вопрос скорости строительства – приоритетным. Тем более что хрущёвки были не более чем временным решением: считалось, что через 20-25 лет советские граждане перейдут к строительству коммунизма, и тогда всё это уйдёт в прошлое и каждый получит себе комнат и кухонь с ванными по потребностям.
Никто и помыслить не мог, что в среднем пятиэтажку будут гонять в хвост и гриву лет по пятьдесят, а то и более.

Черемушки отправляются в вечность
Ещё спустя три года был запущен новый этап в развитии масстроя. В столице стали экспериментировать с планированием и интерьерами жилья.
Первым блином стал девятый микрорайон Новых Черемушек. Тут на основе проекта домов в четыре и восемь этажей сделали пятиэтажные и одноподъездные свечки в девять этажей.
«Подмосковные деревни Тропарево, Чертаново, Медведково и, конечно, Черемушки не подозревали, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметали с лица земли» (к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром», 1975 г.).
Помимо типовых панелек, в квартале строились дома опытные – из готовых модулей по принципу гигантского конструктора. За короткий срок в мегаполисе, который ещё не знал своей судьбы, возникли 40 миллионов «квадратов» жилья. Но этого было мало.

9 вместо 5
Начало 70-х было отмечено удачной внешнеэкономической конъюнктурой – выросли цены на нефть и появились свободные деньги. Одновременно стало понятно, что пятиэтажками сыт не будешь. Но, согласно принятым на тот момент нормам строительства, для зданий выше 28 метров требовались пожарные лестницы и лифты разной грузоподъёмности.
Всё это было экономически целесообразным лишь для двенадцатиэтажных и более высоких построек. Но не было пожарной инфраструктуры и подходящих лифтов, поэтому реально высотные здания пошли в серию только после того, как пожарные автомобили снабдили сорокаметровыми лестницами.

А пока ничего не оставалось, как строить девятиэтажные дома. В народе их звали башнями или свечками. Там были лишь однокомнатные и двухкомнатные квартиры при сидячей ванне и совмещенной «Гаванне» даже меньшей площади, чем в хрущобах. Зато тут был мусоропровод и лифты на 3-4 человека.