Почему в Японии все так любят малолитражки


Во всем мире малолитражные автомобили пользуются не очень хорошей репутацией. Они не так часто находят свою нишу, многие относятся к ним предвзято, а для доброй половины водителей они просто не подходят. Зато малолитражки процветают в Японии. Здесь на них большой спрос, а по количеству предлагаемых моделей они соперничают с полноразмерными машинами. Так в чём же феномен популярности малолитражек в Японии?
Японские малолитражки. Начало

Кей-кар Mazda r360./ Фото: vercity.ru
Малолитражки в Японии стали важной частью автомобильной культуры ещё в 1949 году. Они даже получили специальное обозначение – «кей-кары», что сразу же выделило их в отдельный вид автомобилей. Кей-кар – это адаптированное на американский (европейский) манер название «кейдзидося», именно так называют их в Японии. Буквально это переводится как «маленький (лёгкий) автомобиль», что и является самой их сутью. Своим же существованием они обязаны японскому правительству, которое пыталось снабдить своих граждан дешёвым транспортом. После окончания Второй мировой войны промышленность была в полнейшем упадке, а предприятия требовали восстановления, но это не отменяло потребности в личном средстве передвижения.

Subaru Sambar, 1961 год./ Фото: drom.ru
На тот момент самым главным преимуществом малолитражек была их низкая стоимость по сравнению с полноразмерными машинами, и благодаря этому гораздо большее количество людей могли позволить себе купить пусть маленький, но автомобиль. К тому же пережившие войну и восстанавливаемые предприятия были не в состоянии строить полноразмерные машины, на это не хватало ни производственных мощностей, ни сотрудников, но гораздо хуже ситуация была с материалами. Их было катастрофически мало. И вот на этом фоне японское правительство решило снабдить водителей крошечными машинами, которые были даже меньше современных субкомпактных.

Ретро кей-кары./ Фото: retromotor.co.uk
Правда, общество послевоенной Японии было жутко консервативным, и безболезненно пересадить людей за руль миниатюрных машин вряд ли бы получилось. Поэтому в правительстве придумали интересный ход, мотивирующий водителей делать этот не очень лёгкий для них выбор. Вместе с компактным автомобилем покупатель получал целый набор льгот. Таким образом заинтересованный автовладелец мог пользоваться дополнительными преимуществами по сравнению с хозяевами полноразмерных автомобилей. Интересно, что это была не разовая акция, японское правительство думало в перспективе и пыталось улучшить жизнь будущих поколений. Оно продумало целый ряд мер, которые могут массово привлечь водителей к совершенно новому виду транспорта. В глобальном масштабе от этого тоже была большая польза: таким образом чиновники собирались улучшить городскую инфраструктуру, причём задолго до её появления.

Honda N360./ Фото: retromotor.co.uk
Спустя 75 лет после принятия этого решения его последствия более чем очевидны. Традиция строить кей-кары не только сохранилась, но и развилась в настоящую автомобильную субкультуру. Японские малолитражки стали популярны даже в других странах, несмотря на свой экзотический внешний вид и весьма ограниченные возможности. Их можно встретить даже в России, хоть здесь они не прижились из-за своей специфики и особенностей. Так что же даёт среднему японцу владение игрушечным автомобилем?
1. Льготная парковка

Припаркованный кей-кар./ Фото: insider.com
В Японии нельзя сначала купить машину, а потом приткнуть её где-нибудь перед домом. В городах количество парковочных мест ограничено, и стоят они немало. Перед покупкой машины японцу для начала потребуется найти и приобрести парковочное место, что само по себе непросто, и только с парковочным сертификатом он сможет купить автомобиль. К владельцам кей-каров в большинстве районов Японии совершенно другое отношение: парковочное место им не требуется вообще. Свою игрушечную машину они могут припарковать в любом месте, лишь бы она никому не мешала. Таким образом водитель уже экономит немалую сумму и может оставить машину буквально под рукой. Конечно, если в нужном районе это вообще можно сделать.
2. Налоги и страховка

Спортивный кей-кар./ Фото: zervtek.com
Уже в момент приобретения автомобиля японские водители платят неплохой налог на его покупку. Если же выбор делается в пользу кей-кара, то платить придётся гораздо меньше. То же самое касается ежегодных платежей, и разница получается ощутимая. Ежегодный налог для водителя кей-кара составляет примерно треть от суммы, которую приходится платить владельцу полноразмерного автомобиля. Ещё одна головная боль водителя – страхование. Мощность двигателя кей-кара очень ограничена, а значит, что и страховка будет куда ниже обычной. Впрочем, экономия начинается сразу же в процессе покупки: цена кей-кара гораздо меньше полноразмерной машины, а значит, что позволить его себе могут многие, не особенно при этом напрягаясь.
3. Приятные льготы

Электрический коммерческий кей-кар./ Фото: mitsubishi-motors.com
Использование автомобиля само по себе уже несёт определённую финансовую нагрузку, но владельцы кей-каров неплохо на этом экономят. К примеру, для этих водителей существенно снижены ставки по дорожным сборам, то есть во время использования платных дорог они получают неплохую скидку. К тому же сейчас вполне можно пользоваться экологическими субсидиями, если приобрести кей-кар с гибридной или электрической силовой установкой.
4. Технические и повседневные вопросы

Ремонт кей-каров./ Фото: cdn-website.com
Кей-кар не только меньше, чем полноразмерный автомобиль, он имеет упрощённую конструкцию. Например, его двигатель ограничен объёмом 660 кубических сантиметров, то есть фактически он ненамного сложнее посредственного мотоциклетного мотора. Обслуживание подобной силовой установки и даже её ремонт обходятся водителю совсем не так дорого, как можно было бы подумать. Набор функций и опций кей-кара тоже заметно уменьшен по сравнению с большими моделями. В нём намного меньше сложных деталей, поэтому ломается он реже и в техническом обслуживании проще. Даже в повседневной жизни владелец подобной машинки сможет ощутить её преимущества. Её расход топлива в среднем составляет 3-4 литра на каждую сотню, то есть бензин она нюхает, а не пьёт. С парковкой кей-кара в городе проблем вообще нет, а его маневренность позволяет спокойно кататься по узким улочкам.
Глобальные вопросы и продолжение программы

Кей-кар на парковке./ Фото: reddit.com
Несмотря на все расходы, которые несёт государство на поддержку программы кей-каров, оно тоже получает немалую выгоду от их использования. Машины небольшого размера позволяют облегчить работу транспортной системы и разгрузить запруженные городские улицы. При этом решается проблема с парковочными местами и снижается количество вредных выбросов в атмосферу, что особенно актуально для таких мегаполисов, как Токио, Сайтама, Нагоя или Осака. Именно по этой причине, несмотря на большие сопутствующие траты, государство продолжает привлекать к кей-карам всё большее внимание. Правительству даже реклама не нужна, за долгие годы все познакомились с кей-карами, а дополнительные льготы, существенная экономия во время покупки и эксплуатации делают миниатюрные автомобили с каждым годом всё популярнее.
источник
|
</> |