Почему украинские БЭК добиваются успеха?

топ 100 блогов masterok20.05.2024 Почему украинские БЭК добиваются успеха?


Успешное применение безэкипажных катеров (БЭК) против кораблей Черноморского флота заставило многих увидеть в них не просто перспективное, а без пяти минут ультимативно-эффективное оружие, способное кардинально повлиять на тактику морских войн будущего. А раз так, то нужно к этому будущему всемерно готовиться. В различных статьях, включая публикуемые на «ВО», высказывались мнения, что от этой новой угрозы корабли следует защищать, утыкав их малокалиберными скорострельными пушками по образцу и подобию линкоров и крейсеров эпохи Второй мировой войны. Ряд комментаторов ратовал за возвращение бронирования хотя бы в виде броневого пояса, прикрывающего ватерлинию от ударов БЭК.

Насколько всё это важно и нужно?



Мы тратим средства на строительство, содержание и модернизацию весьма мощного флота ракетных крейсеров, как надводных, так и подводных, оснащаем их не имеющими аналогов в мире (кроме шуток) дальнобойными противокорабельными крылатыми ракетами. Это прекрасно.

А где средства космической разведки, способные дать целеуказание этим ракетам? В зародыше – четыре спутника пассивной и один – активной радиолокационной разведки МКРЦ «Лиана». Да ещё и с известными всему миру координатами, то есть риск потерять их в самом начале конфликта с НАТО близится к 100 %. Загоризонтные радиолокационные станции? Многим читателям «ВО» казалось, что это чудо-оружие, способное контролировать воздушное пространство и выдавать целеуказание на тысячи километров от места расположения. Но реалии СВО всё расставили на свои места – в нас летят ракеты, выпущенные со старых Су-24, а сбивать их мы успеваем далеко не всегда. Разведывательная авиация? Таковой в составе ВМФ РФ по сути и вовсе нет.

В итоге наш многоцелевой ракетоносный флот от ТАРКР «Пётр Великий» и АПРК «Ясень-М» до «Каракурта» включительно более всего похож на человека со зрением «минус восемь», у которого забрали очки и контактные линзы, но зато выдали лучшую в мире снайперскую винтовку. И со словами «Теперь ты снайпер, сынок!» отправили на передовую.

Значительную часть наших стратегических ядерных сил мы упрятали под воду, строим дивизии новейших РПКСН. Но нам даже и этого мало, у нас ещё и носители суперторпед «Посейдон» в серию пошли, как будто одних межконтинентальных ракет морского базирования недостаточно. А что у нас с контролем подводной обстановки?

Стационарных сетей гидрофонов, прослушивающих морское дно наподобие импортного SOSUS – нет. Мобильных средств «прослушивания» морских глубин, наподобие кораблей гидроакустической разведки и тех же сетей гидрофонов, которые можно транспортировать и разворачивать в нужных районах – нет. Патрульная авиация представлена древними Ил-38 и совсем малым количеством модернизированных Ил-38Н с «Новеллой».


Почему украинские БЭК добиваются успеха?


Но, во-первых, это устаревший комплекс, а во-вторых – по данным того же Military Balance, на 2024 г. в строю таких машин аж 7 штук и ещё 15 немодернизированных бортов. Может, иностранцы и преуменьшают, не могу знать, у нас сейчас численность флотов и авиации стало жутко секретной. Потому что, думается мне, перед народом уже стыдно реалии «вставания с колен» демонстрировать.

Только вот, к примеру, Япония располагает сегодня 64 патрульными самолётами. Из которых 25 – новейшие Kawasaki P-1, рядом с которыми наш Ил-38Н, как бы это помягче, немножко не смотрится. Вертолёты? Те же проблемы. Надводная компонента? Малые противолодочные корабли, наследие СССР, давно уже устарели и совершенно не приспособлены к борьбе с современными АПЛ и НАПЛ. Новые корветы – да, могут, но их очень мало, а на Северном и Черноморском флотах – нет вообще. Точнее, формально «Меркурий» включён в состав Черноморского флота, но до окончания СВО вход ему туда заказан.

Но тут хотя бы есть какое-то паллиативное решение – можно нашим немногочисленным крупным надводным кораблям в преддверии Армагеддона поставить задачи охраны ОВР-а. Раз уж ракетные удары за сотни километров не про них. Хотя, конечно, отправлять «Петра Великого» гонять какой-нибудь шведский «Готланд» в нескольких десятках миль от нашей базы, причём с огромным риском подорваться на минах (ибо с тральщиками беда), это даже не микроскопом гвозди забивать. Это что-то сродни тому, чтобы адронный коллайдер под рассаду помидоров использовать.

А что у нас в свежем воздухе морском? ВМФ РФ имеет в своём составе несколько полков многофункциональных истребителей. Ура? Только вот самолётов ДРЛО, способных контролировать воздушное пространство и выступать в роли «летающих штабов», у флота нет. Самолётов радиоэлектронной разведки и борьбы, способных прикрыть группы наших истребителей в воздухе – нет. Собственно говоря, их и у ВКС почти нет, но там эта проблема до некоторой степени решается многочисленными станциями РЛС и РТР наземной компоненты ПВО, данные которых наши истребители могут использовать. По крайней мере, пока действуют в зонах досягаемости наземных средств.

Но вот в море, к сожалению, полки наземной ПВО не развернуть, так что наши немногочисленные морские истребители предоставлены сами себе – как хочешь, так и воюй. Не забудем, что морская авиация у нас обеспечивается по остаточному принципу, и стоящие на её вооружении МиГ-29КУБ и Су-30СМ оснащены далеко не самыми современными РЛС. С Су-30СМ2 ситуация вроде бы получше: там грозились БРЭО к уровню Су-35 подтянуть, но что из этого получилось, я не в курсе, да и сколько их, этих Су-30СМ2, на четыре-то флота…

В силу вышесказанного я и беру на себя смелость утверждать, что Российская Федерация не строит флот, а только отдельные корабли и самолёты. Эти корабли иногда бывают вполне на мировом уровне, как, скажем, фрегаты 22350, иногда представляют собой что-то совершенно негодное, как патрульные корабли проекта 22160. Но они строятся именно как отдельные единицы, а не как часть системы, способной сломать хребет сопоставимой по численности (не говоря уж о превосходящей) эскадре НАТО.

И тут у уважаемого читателя может возникнуть вопрос – а при чём тут, собственно, украинские БЭК-и?


О БЭК-ах и методах борьбы с ними

На самом деле БЭК как оружие имеет множество недостатков и уязвимостей. БЭК практически невозможно сделать мореходным, чтобы использовать его в непогоду, точнее, можно, но лишь ценой кардинального увеличения в размерах и стоимости. Что ставит крест на самой идее БЭК-а как малозаметного и дешёвого оружия. БЭК неплохо виден в инфракрасном диапазоне, поскольку, опять же, серьёзных средств маскировки работы его двигателя на столь маленький агрегат не поставить. БЭК довольно шумен, по тем же самым причинам. БЭК сравнительно тихоходен, так как запасы его топлива ограничены, и полный ход имеет смысл развивать только во время атаки. БЭК имеет плохую обзорность – только камера, размещённая на уровне, близком к уровню моря. При этом современные РЛС, способные на расстоянии в десятки километров «разглядеть» перископ подводной лодки, поднятый над волнами, вполне способны обнаружить и выдвигающийся к месту диверсии БЭК.

А отсюда следует простой вывод. Если бы мы строили флот на системной основе, то проблема украинских БЭК-ов перед Черноморским флотом вообще не стояла бы.

Как смогли бы БЭК-и преодолевать огромные расстояния по акватории Чёрного моря незамеченными, если бы в воздухе несли дежурство современные патрульные самолёты, оснащённые мощными РЛС и ИК-средствами поиска? Да, конечно, маршруты полётов наших самолётов вполне подконтрольны разведывательной авиации НАТО, а сбивать «заклятых друзей» мы, по очевидным причинам, не можем. Но БЭК куда тихоходнее патрульного самолёта, и если наши патрули будут регулярно менять время и маршруты, то подстроиться под них стало бы практически невозможно.

Но, допустим, какому-то отряду БЭК удалось проскочить мимо патрульной авиации и выйти в район того же Севастополя. Много ли в этом будет толку, если места базирования наших боевых кораблей окажутся прикрыты стационарными или мобильно разворачиваемыми «полями» гидрофонов? Современные гидроакустические системы ориентированы на поиск подводных лодок, чьи шумы сливаются с естественными шумами морей и океанов. Ну а лодочные моторы украинских БЭК-ов, думается мне, гудят немножко солиднее.

Хорошо, предположим и тут удалось проскочить. А как насчёт береговых наблюдателей, оснащённых высококачественными ИК-средствами мониторинга морской поверхности? У нас, простите, едва не каждый Вася Пупкин, отец-основатель автосервиса уровнем чуть выше гаражного, не ленится круглосуточные видеокамеры для контроля своей собственности ставить. Понятно, что для флотских дел куда более серьёзная аппаратура нужна, так что ж, денег на присмотр хотя бы за главными базами флота найти нельзя?

Разумеется, никто не спорит с тем, что наши корабли должны получить усиление последнего рубежа обороны от БЭК – то есть и ИК-камеры/прицелы, позволяющие без проблем работать ночью. И пулемётные турели либо малокалиберные автопушки в каком-то количестве – что из этого лучше справится с поражением малоразмерных быстроходных целей, подскажут профессионалы. Понятно также, что учения по стрельбе по малоразмерной надводной цели должны проводиться по всей строгости, а не как обычно.

Но в целом решение проблемы БЭК-ов, как, впрочем, и намного более серьёзных угроз, лежит в плоскости создания той самой единой государственной системы освещения подводной и надводной обстановки (ЕГСОНПО), элементами которой должны стать и спутники, и самолёты ДРЛО и радиотехнической разведки, и патрульная авиация, и БПЛА, и гидрофоны, и всё-всё остальное.

Будь у нас такая система – и украинские БЭК остались бы тем, чем они, в сущности, и являются – очень узкоспециализированным диверсионным оружием, ориентированным скорее против гражданского судоходства в каких-то удалённых районах. И практически бесполезным против боевых кораблей. Но у нас её нет.

Плохо даже не то, что задачу создания системы освещения надводной и подводной обстановки мы с треском провалили. Плохо то, что мы, похоже, до сих пор не осознаём последствий этого провала. Не понимая даже и того, что отсутствие дееспособной ЕГСОНПО ставит под угрозу эффективность морских стратегических ядерных вооружений, а значит – ядерного сдерживания наших «заклятых друзей» из США и НАТО.

Полная статья - https://topwar.ru/242594-uzhas-letjaschij-na-kryljah-nochi-ili-pochemu-ukrainskie-bjek-dobivajutsja-uspeha.html


Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Друзья, у меня к вам просьба. Сейчас в Карельском филиале Российской Академии Народного Хозяйства (РАНХиГС) проводится  конкурс. Если вас не затруднит, проголосуйте за участницу Лизу Лунькову По адресу: https://vk.com/misskfranepa Она в списке под номером 4 Спасибо ...
Если хотите спросить меня или других посетителей о чем-то, предложить что-то, поговорить, поделиться итд. - это тут в комментах. Открытые записи случаются более-менее регулярно раз в две недели по четвергам . Вот что я давно хотел написать. Просто совет. Если у вас есть кумиры, ...
Операция Турции в Африне сворачивает скорее в медийное поле, где поле боя служит больше картинкой и фоном для телевизионных репортажей. Успехов на земле у турецких боевиков и военных пока немного, что вызывает некоторое недоумение. Начали появляться даже привычные нам "хитрые планы ...
Если вы сейчас не находитесь в больнице, не сидите в поликлинике или не лежите под капельницей, знайте: вы самый счастливый человек на свете. И не пытайтесь оспаривать свое замечательное положение, вытаскивая на поверхность насущные проблемы. Пока нет прямой угрозы вашей жизни и жизни ...