Почему у русских нет Робин Гуда?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Оригинал взят у krasavchik в
Почему у русских нет...
«Робин гордым разбойником был, - писал неизвестный автор «Баллады о Робин Гуде» конца XV века, представляя своего героя. - Жил он, не зная страха, и веселые песни любил».
Более шести столетий живет легенда о благородном разбойнике в английском фольклоре.
Имя «Робин Гуд» стало нарицательным по отношению к людям, которые грабили богатых и отдавали добычу бедным, и в связи с этим пользовались большой популярностью в народе. И в фольклоре многих народов есть герои, получившие славу подобные Робину. У итальянцев есть Дардо Бартоли, у китайцев- Хуан Чао, у японцев – Исикава Гоэмон, у словаков – Юрай Ярошик, у белорусов – Машека. И вот ловлю себя на мысли, что у русских нет подобного фольклорного героя.
Существовал ли Робин Гуд на самом деле, или он является лишь плодом народного творчества? Личность благородного разбойника настолько привлекательна, что историки уже давно ищут прототип легендарного героя.
В издании поэтического шедевра Уильяма Ленгленда «Пахарь Пирс», вышедшем в свет в 1377 году, есть ссылка на «стихи о Робине Гуде». Современник Ленгленда Джеффри Чосер в «Троилусе и Кризейде» упоминает «заросли орешника, где гулял веселый Робин». Более того, в «Рассказе о Геймлине», который был включен Чосером в «Кентерберийские рассказы», также изображен герой-разбойник. Было установлено несколько исторических личностей, которые могли послужить прототипом легендарного Робина.
В реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы значится имя Роберта Гуда, по прозвищу Домовой, о котором сказано, что он скрывался от правосудия. Примерно в это же время возникло народное движение под руководством сэра Роберта Твинга - повстанцы совершали набеги на монастыри, а награбленное зерно раздавали бедным. Однако имя Роберт Гуд было довольно распространенным, поэтому некоторые ученые более склоняются к версии о том, что прообразом Робина Гуда был некий Роберт Фитцут, претендент на титул графа Хантингдонского, который родился приблизительно в 1160 году и умер в 1247-м В некоторых справочниках эти годы даже фигурируют как даты жизни Робина Гуда, хотя письменные источники того времени не содержат упоминаний о мятежном аристократе по имени Роберт Фитцут.
Но сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что Робин Гуд просто символизирует определенный тип героя-разбойника, который прославлялся в передаваемых из поколения в поколение легендах по крайней мере уже с начала XIV века Робин Гуд, по словам одного ученого, есть «чистое создание народной музы», изобретение неизвестного автора, который хотел прославить простого человека, сражавшегося за справедливость. Именно этим объясняется универсальная притягательность благородного разбойника, так емко выраженная в прощальном благословении автора своему герою: «Господи, помилуй его душу, ибо он был добрым разбойником и всегда помогал бедным».
Так почему в русском народном фольклоре нет образа благородного разбойника? Образ разбойника-то встречается: тот же Кудеяр, например, но его облик далек от положительного. В чем причина этого? В национальном характере? В жестоком закабалении русского крестьянства? В феномене казачества? Ведь отверженные всегда стремились бежать на окраины, на казачью вольницу, редко оставаясь в «родных лесах». И грабили потом уже чужаков, а не своих козлов-богатеев.
Могу сказать лишь одно, что народ все же нуждался в подобном герое, и некоторые черты благородного разбойника перенес на Стеньку Разина, на Пугачева. Чувствовал подобную потребность и русский интеллигент, возможно поэтому Пушкин и создал образ Дубровского.
Чертами «Робина Гуда» наделен в советском фольклоре образ легендарного Котовского, сжигавшего помещичьи усадьбы и раздававшего награбленное бессарабским крестьянам.
А вы что думаете, друзья мои?
|
</> |