Почему так мало по-настоящему БОЛЬШИХ текстов в детской литературе
alfare — 30.03.2023 Все знают фразу: "для детей писать надо как для взрослых, только лучше".На самом деле она не совсем точна, почему периодически и подвергается сомнению, и вполне справедливо.
Не лучше. Иначе. Для детей писать сложнее в тех случаях, если вы реально хотите показать внутренний мир героя. Он огромный, в чём-то меньше мира взрослого, в чём-то нет. Он другой. Большинство взрослых в ложном превосходстве забыли, как он огромен. Они не смогут вспомнить даже десятую часть собственной жизни ТАМ. Вспомнить не фактологически, а в реальной полноте. Правда, возможно, что чей-то мир и вправду был таким примитивным, но писать книги о таких персонажах я бы просто не стал. И читать тоже.
Один только мир игр и игрушек настолько огромен, что написав недавно небольшую заметку на эту тему и будучи вынужденным отвечать не некоторые комментарии, я был растерян: я просто не знаю, как подойти к этой теме, настолько она огромна и сложна. А ведь мир детства состоит не только из игр. Есть отношения с миром обычным, миром взрослых, сны, школа, родители, дом, фильмы и книги... и это только то, что я назвал первым попавшимся.
Писателю очень сложно выбрать даже тот внутренний взгляд, создать Рассказчика, которым он должен излагать текст, нарратора. Причём, сложно по нескольким причинам! Во-первых, он должен усидеть на нескольких стульях. Не быть слишком примитивным (иначе текст получится наивным, БОЛЬШУЮ книгу так не напишешь, а только очередной рассказик из серии "как Вася с Таней металлолом собирали") и не быть слишком взрослым (иначе получится заунывная размазня занудного кухонного философа "праЖызднь", в плохом варианте ещё и фальшивая). Он не может себе позволить обычный точечный взгляд нарратора из определённой точки: рассказчик должен находиться где-то вне возраста, одновременно принадлежать всем. Он должен быть где-то над текстом и одновременно внутри, органично соединяя свойства взрослого и ребёнка.
И, наконец, даже сумев всё это выстроить, ты должен быть краток. Ты должен написать роман, который для взрослых занял бы 1000 страниц - на двухстах страницах. Никаких разжёвываний и длиннот! Никаких даже мало-мальски провисающих описаний и псевдодействий. На каждой странице должно ОДНОВРЕМЕННО происходить несколько потоков, потому что детский мир БЫСТР. Всё, что можно выбросить - следует выбросить, подав это через понятный намёк и опосредованное восприятие. Томас Манн никогда не стал бы хорошим детским писателем, какой бы махиной взрослого романа он ни был, на этом поле он подобен дряхлому старичку в футбольной команде юниоров. Все детали детского мира должны быть, при всём их многообразии и глубине, упакованы предельно плотно и при этом - понятно. Некоторые совмещают всё в одном слое, некоторые создают два, один поверх другого, "детский" и "взрослый", как делал, например, Коваль.
Снова и снова натыкаясь на рассуждения о Гарри Поттере, я снова и снова понимаю, что эти книги не могут быть названы БОЛЬШОЙ книгой о детстве. При этом, подчеркну, я не говорю о качестве этого текста вообще. Но книгой о детстве он не является, потому что Гарри Поттер пуст. В нет даже намёка на настоящий, полный детский мир. Это герой-пустышка, у которого весь внутренний мир сведён к борьбе с Воландемортом, квиддичу и "отношениям".
Я бы не стал снова мусолить старушку Роулинг, если бы не зацепился на днях за одну фэнтезийную эпопею, в чём-то похожую на. Тоже несчастная сирота, тоже магическая школа, тоже друзья-товарищи и тоже перманентная борьба с могучим злодеем.
Правда, читается книжка довольно неплохо (впрочем, Гарри тоже вначале шёл живенько так) и, что важно, автор изменила подход к "магической школе", убрав из неё принцип "гадюшника". На самом деле, Хогвартс, как его описывают - это очень неприятное место. И хорошо, что кое-кто из писателей, покусанных Роулинг, это всё-таки понимает.
К сожалению, внутренний мир героя так и остаётся "поттеровским": он пустой. Это не сильно бросается в глаза за счёт приключений, пока. Но в какой-то момент я останавливаюсь и с сожалением вздыхаю. Не знаю, вытянул ли автор свою эпопею в нужном темпе, чтобы пустота героя не стала слишком уж критичной. Не знаю. Знаю только, что БОЛЬШОЙ книгой она тоже не станет. Как обычно... Там нет героя, есть аватар с несколькими сигнальными характеристиками, которые двигают сюжет. И всё. Так же, как и у Роулинг.
Автора называть не буду, с некоторых пор решил, что не стану этого делать до полного прочтения книги. Если не дочитаю - значит оно того и не стоит.
Вам тоже не рекомендую высказывать догадки. Это неважно. Пост не об этом.
|
</> |