Почему США прекратили программу Спейс Шаттл?


Подготовка к третьему запуску челнока

Всего было построено пять челноков. Программа по созданию пилотируемых полетов на них началась в далеком 1972г. с подписания контракта на разработку первого челнока. Это был аппарат «Колумбия». Начали его строить в 1975г., а в 1981г. он совершил первый полет. И он летал до 2003г. (до аварии), совершив 28 полетов на орбиту. До этого была авария с челноком «Челленджер» в 1986г. (челнок совершил 39 полетов). Аварии трагичные, т.к. на борту находилось по 8 астронавтов.
Челнок «Атлантис» совершил 33 полета, а «Индевор» - 25 полетов. В сумме: 135 запусков.
Это не штучные полеты, а как видно - вполне многоразовые. Но за этой многоразовостью стоят работы по практически полной переборке двигателей шаттлов после каждого полета. А все из-за того, что они использовались и при старте и при входе (торможению) в атмосферу.


Перед тем как запускать челноки в связке с ракетоносителем, NASA испытывали «Энтерпрайз», аппарат без ракетных двигателей - прототип шаттлов. Это в 1977г. По тем временам фантастика! Прототип и назвали как звездолет из фильма «Звездный путь». Аппарат стартовал вместе с Боинг-747 (8 взлетов для изучения аэродинамики) и пять раз челнок отцепляли от самолета для свободного планирования и приземления.

Старт Дискавери
Шатл взлетал при помощи двух твердотопливных ракет (80% тяги). Они работали несколько минут, отцеплялись и на парашютах приводнялись в Атлантике. Их подбирали, проверяли, заправляли и опять использовали при другом старте. Тоже принцип многоразовости. Одноразовым в ракеты был центральный бак (по центру и без собственного двигателя) с жидким кислородом и жидким водородом. На этом топливе работали двигатели шаттлов.
«Спейс Шаттл» показала возможность существования принципа многоразовости космических аппаратов. Идея и воплощение, считаю – великолепные. Жаль нашему Бурану не повезло. Развал СССР перечеркнул все планы.





Источник: https://habr.com/ru/post/211891/
Список достигнутых и не достигнутых целей во время программы. Считают, что программа, особенно военная (задачи Пентагона), не достигли своих целей. И если спроектировали бы инженеры шаттлы на полезную грузоподъемность 4-5 тонн, а не 24 (а хотели 30 т) – то с надежностью, стоимостью строительства и эксплуатации у шаттлов было все куда лучше.
Основным критерием закрытия программы считают стоимость запусков:

После прочтения подобной информации о программе «Спейс Шаттл», у меня все-равно остались вопросы. Скорее всего, ответы на них обычны и не относятся к теории заговора, но я их все же задам. А выводы в конце статьи – у меня вообще не веселые.
Почему 30 лет запускать шаттлы – финансирование находилось. Взамен утраченного одного аппарата даже построили новый, а к 2010г. стоимость запусков превратилась в космические цифры в буквальном смысле? В США есть тоже коррупционная составляющая в NASA? Или это пережитки капитализма? Где на каждом этапе производства чего-то закладывают прибыль! Каждая компания, присосавшаяся к финансированию и участвующая в проекте имеет прибыль и это как плесень приводит к нежизнеспособности любого проекта. Наш Роскосмос тоже к этому пришел.
США же печатает доллары. Им жалко миллиардов до такой степени, что после прекращения программы они утратили возможность отправлять своих астронавтов на собственных аппаратах? Программу «Созвездие» тоже свернули, зарыв миллиарды. США начали приобретать наши ракетные двигатели серии РД. А где, спрашивается, их Rocket System 25 (RS-25), которые устанавливались на шаттлах?

Их очень дорого производить, что дешевле купить в России РД-180? С таким курсом валюты – скорее всего дешевле купить наши. А до 2014г. – тоже было невыгодно? Странно, но программа «Спейс Шаттл» повторяет судьбу ракеты Сатурн-5 и в целом лунную программу Аполлон. Что тогда, что сейчас – наследия в наработках, в технологиях не остается. Все растворяется с уходом мелких компаний из проектов NASA? Думаю – да. И в этом никто не признается.
При госмонополии в космической отрасли в России еще хоть как-то теплится пилотируемая космонавтика. Но разделите Роскосмос как Чубайс единую энергетическую систему страны - и про космос можно забыть.
Сейчас в США пилотируемой космонавтикой занимаются какие-то частные компании. В США эти частные компании ведут деятельность по создания аппаратов и разработке программ. Не без поддержки NASA. Вот только часть из них: Boeing, SpaceX, Sierra Nevada, X Prize, Virgin Galactic, Blue Origin.
Все это напоминает смысл басни «Лебедь, рак и щука». Каждая компания тащит на себя финансирование, нет общего вектора в работе. Освоение бюджетов и полное отсутствие принципа целесообразности и самой цели. Капиталистические ценности разрушили в США космическое направление, превратив ее в клуб «Моделист-конструктор» для начинающих. Это через несколько лет ждет и Россию. Можно забыть про какие-то революционные шаги в развитие пилотируемой космонавтики. Пока будем еще летать на старых Союзах. А потом, когда и они станут дорогими в производстве по причине того, что на каждый винтик там будет сделана наценка - что будем делать?!
А далее нам все больше будут показывать цирк, фейки и спектакль вместо достижений. А конспирологи будут на этом фоне все больше сомневаться, что в никакой космос мы не летаем. Да, в условиях прогнившего капитализма экономически выгодно распилить бюджет и снять ролик с киношной графикой. Возможно, отчасти это уже давно делают…
***
Можете поддержать автора, пройдя по ссылке: дубликат статьи - там 147 комментариев.
Группы в соцсетях и другие площадки, где выкладываются ссылки на материалы журнала:
ВК-sibved
ФБ-sibved
Яндекс.Дзен
Плей-лист с озвученными статьями в youtube
|
</> |