
Почему сбежал Чубайс

Проследим его деятельность на примере создания в России энергосберегающих технологий.
13 декабря 2011 Чубайс открыл один из крупнейших в мире заводов по производству аккумуляторов.
Это произошло в Новосибирске. Предприятие «Лиотех» было создано РОСНАНО и международным холдингом Thunder Sky. Общий объем инвестиций в проект составил более 13,5 млрд рублей. Его цель — развитие энергосберегающих технологий, решение задачи перевода транспорта на экологически чистый источник энергии.
Напомним, проект «Лиотех» на этапе строительства первой очереди получил поддержку Правительства Новосибирской области; она рассчитана на 2011 – 2014 годы, общая сумма составит более 1 млрд рублей.

Впрочем, как подчеркнул Анатолий Чубайс, в настоящее время
обсуждается создание целого ряда аккумуляторных производств в
Новосибирске. На первом этапе литий-ионные аккумуляторы будут
изготавливаться из импортных материалов и комплектующих, но в
дальнейшем планируется развивать импортозамещение.
- Вокруг основного производства будет образован целый кластер
сопутствующих высокотехнологичных производств, - заявил глава
РОСНАНО. - Так, на очереди строительство завода по производству
катодного материала – ключевого компонента аккумуляторов. Этот
проект, подготовленный РОСНАНО, мы прорабатываем с Новосибирским
заводом химконцентратов. Затем планируется строительство
производства анодных материалов, а в перспективе - полная
локализация производства всех компонентов аккумулятора.
Соответственно мы говорим о создании крупнейшего в России центра
аккумуляторного производства, - сообщил Анатолий Чубайс.
25 января 2023 Производитель литийионных аккумуляторов обанкротился. Он был единственным в России
Банкротами признаны все три юрлица, входящие в группу "Лиотех": это два производственных актива ООО "Энергорешения" (раньше назывался "Лиотех", основная производственная площадка группы) и ООО "Лиотех-инновации", а также управляющая компания ООО "Литэко". Конкурсное производство в отношении "Лиотех-инновации" введено 20 января 2023 года, "Литэко" обанкротилось 2 декабря 2022-го.
Проблема в том, что на старте проекта Роснано рассчитывало, что большую часть выпускаемых в Новосибирске батарей будет закупать партнёр — китайский производитель аккумуляторов Thunder Sky Group (TSG). Он должен был гарантировать сбыт накопителей в Китай по контрактам с производителями электротранспорта. Однако в 2013 году TSG вышел из проекта, и продавать аккумуляторы стало некому. При перезапуске "Лиотеха" в 2019 году Роснано надеялось на спрос со стороны российских компаний: "Трансмашхолдинг" разработал гибридный маневровый локомотив с использованием литийионных ячеек; КАМАЗ планировал закупать аккумуляторы для производства электробусов; группа "Хевел" — для систем накопления энергии на солнечных электростанциях; холдинг Bakulin Motors Group — для автобусов Volgabus. Но и эти надежды не оправдались: "Лиотех" получал лишь единичные заказы, наладить стабильное серийное производство так и не удалось.
Банкротство ООО "Энергорешения" пошло по второму кругу: в начале прошлого года РОСНАНО инициировало расторжение мирового соглашения компании с кредиторами, подписанного в октябре 2019 года, и 14 марта 2022 года суд возобновил банкротство предприятия. Его активы выставлены на торги: в феврале на аукционе предполагали продать восемь лотов общей стоимостью 230,26 млн рублей. Это пять производственных линий, лабораторное оборудование, складская техника. Продали только складскую технику на сумму 703 598,24 рублей.
Я посмотрела на «Команду», которую «Лиотех» представил на своем сайте — сплошь экономисты, менеджеры и продажники. Да, среди них есть руководитель департамента производства и два (!!!) инженера. Для освоения инвестиций пойдет, а для создания и отлаживания производства — это биомусор.

А теперь простая арифметика. В создание завода вложено 13,5 млрд. рублей, на продажу выставлено имущества на сумму 230,26 млн. руб. Выручено на сегодняшний день 703 598,24 руб. Эффективность деятельности РОСНАНО с его «командой» 0,005%. Изначально производство создавалось под внешний спрос, о внутреннем рынке задумались лишь через пять лет, но эффективные менеджеры не сумели этот спрос раскачать. Наверное, пять лет просто проедали субсидии, изображая деятельность.
И это я еще про школьные планшеты не рассказывала.
|
</> |
