Почему самый богатый российский регион находится на дне
denis_balin — 18.04.2014 Для многих остается непонятным, почему уровень жизни в самом богатом регионе России – Ханты-Мансийском автономном - округе такой низкий, и почему там катастрофа с бюджетом. Напомню, регион еще в 2011 был донором, сейчас же бюджет ушел в глубокий минус (в 2014-2016 годах дефицит составит 57,3 млрд рублей). Хотя, казалось бы, в регионе добывается почти половина всей российской нефти, какие здесь могут быть проблемы с деньгами?Когда начинаешь разбираться в ситуации, то все более или менее становится понятным. Дела в регионе стали резко ухудшаться после прихода к власти губернатора Натальи Комаровой. И здесь дело не только в появившемся колоссальном бюджетном дефиците, проблемы начались в нефтяной отрасли. Если в 2011 году в ХМАО добывали 51% всей отечественной нефти и почти 7% мировой, то в прошлом году эта цифра составила всего 48,7%. Естественно такое падение ударило по экономике не только Югры, но и всей страны.
Выход из такой ситуации специалисты нашили в добыче трудноизвлекаемой нефти. Например, на месторождениях Баженовской свиты, где залежи нефтеносных пород находятся на глубине ниже 2 км. Оттуда можно извлечь около 3 млрд тонн нефти, это огромная цифра. Но такая нефть неспроста называется трудноизвлекаемой. Разработки этих месторождений технологически сложная и затратная, поэтому компаниям требуется государственная поддержка. С этой целью Комарова принялась лоббировать закон о введении налоговых преференций для добытчиков трудноизвлекаемой нефти. В частности, нефтяникам, работающим на Баженовской свите, должны были обнулить ставку НДПИ на 10-15 лет, чтобы сделать добычу рентабельной.
Но при принятии закона во втором чтении произошла очень странная история: один из членов команды лоббистов Комаровой в Госдуме, депутат Павел Завальный, внес убийственную для нефтяной отрасли поправку. Она гласила, что льготы распространяются лишь на тех месторождениях, степень выработки которых составляет менее 3%. То есть «Сургутнефтегаз», который давно работает на Баженовской свите и добывает там больше всех нефти и уже имеет выработку более 3%, не попал под льготу. Такая же ситуация и с «Роснефтью». Примечательно то, что единственной компанией, на которую распространились льготы, оказалась «Газпромнефть». Эксперты считают, что без подкупа Комаровой здесь не обошлось.
Такая лоббистская деятельность Комаровой фактически поставила под угрозу всю нефтяную отрасль. Ведь, по сути, она сделала невозможной разработку значимых месторождений для страны.
Естественно, эта история получила огласку. Представители «Сургутнефтегаз», вынуждены были уже самостоятельно обратиться в Минэнерго за разработкой нового пакета поправок, согласно которым льгота на НДПИ может быть расширена на месторождения с выработкой до 10%. В Минэнерго рассчитывают, что после принятия закона трудноизвлекаемая нефть может дать ежегодный прирост добычи в РФ не менее 15-20 млн тонн.
Но опять же из-за халатности или простой коррумпированности Натальи Комаровой введение льгот для нефтяных компаний затянулось на несколько лет. Это, в свою очередь, отразилось на количестве добываемой нефти в стране, а, следовательно, и на получаемых доходах в бюджет.
Таким образом, ответ на вопрос «почему самый богатый российский регион находится на дне?» крайне прост: вся проблема заключается в неэффективности руководства региона. А как долго Комаровой еще удастся удержаться у власти остается большим вопросом.
|
</> |