Почему Россия не Запад? Часть вторая

топ 100 блогов anlazz21.05.2024 Начну сразу с того, с чего закончил прошлый пост. А именно: с указания на то, какие же такие есть "особые качества" на Западе, которые отделяют его от всего остального мира. И которые позволяют сказать: эта страна - да, Запад! А эта - нет, не Запад, как бы оная не пыжилась доказать обратное. (Последнее можно отнести к России на протяжении значительной части ее истории.) Потому, что на самом деле все просто.

А именно: к Западу относятся те социумы, которые могут позволить себе "потреблять больше, нежели производить". И благодаря этому - внимание, вот указанное "качество" - могут тратить значительные средства на "непроизводительные нужды". Вот оное - да, и есть одновременно, и "великое западное качество", и "великое западное преимущество", и "великое западной проклятие". Потому, что, с одной стороны, оное положение позволяет - а точнее, позволяло на какое-то время - создавать такие "вещи", которые иным социумам были недоступны. А с другой... впрочем, об этом будет чуть ниже.

Пока же стоит только сказать, что т.н. высокая западная культура - без кавычек, поскольку это на самом деле высокая культура и культура западная - есть последствие именно "этого самого". Ведь только с того момента, с которого европейцы - пока еще в лице исключительно элиты - получили возможность "стричь купоны" с неравноправного обмена, и началось то, что именуется "культурным взлетом" Европы. Да, именно так - именно американское серебро, по сути своей, и стало тем "катализатором", который превратил некое "локальное" явление Ренессанса в общемировой "этап развития".

Почему Ренессанс локален? Да потому, что он, по сути своей, мало что менял в истории даже европейских государств - все "великие перемены" были приписаны ему задним числом. Искусство? Да, прогресс в живописи был, но он касался только того, какие картины могли вешать себе на стены богатые аристократы. (Буржуа начали делать это чуть позднее - и да, по указанной выше причине.) Более того: вполне возможно, что этот прогресс - вроде перспективы - исчез бы "сам собой" после того, как экономическое основание Ренессанса в виде "перехвата итальянскими городами контроля над средиземноморской торговлей у Византии" был исчерпан. (Да, основы данного "Возрождения" так же лежат отнюдь не в сфере "высот духа", в во вполне конкретном разгроме Константинополя крестоносцами. После чего история Византии покатилась резко вниз до известного финала.)

Впрочем, ладно - тут речь не об этом, а о том, что без "экономического основания" любые "высоты духа" обламываются очень быстро. Как это случилось, например, с римским искусством в Темные Века: лишившись подпитки от "паразитической Империи", это искусство как-то само собой сдулось. (Хотя в сфере материального производства, наоборот, произошел прорыв.) Поэтому да: можно, конечно, считать ту высокую культуру (не только искусство), что характеризует "европейский мир" с 17 столетия, последствием "развития ренессансных тенденций", но это будет очевидной ошибкой. (В особенности при умолчании роли разгрома Константинополя в возникновении самого Ренессанса.)

Но ладно: значения самой высокой культуры это не умаляет, а, скорее, наоборот. В смысле: понимание того, что за пьесы Шекспира, полотна Рубенса и законы Ньютона человечество (обобщенное) заплатило десятками миллионов жизни индейцев, погибших в результате "европейской экспансии", делает их только ценнее. Потому, что показывает то, какая высокая - высочайшая - цена есть у каждого достижения цивилизации, и значит, "просто так" отбрасывать все это в угоду, например, "повесточке" более, чем безнравственно!

Кстати, это относится вообще ко всем "культурным достижениям": как правило, до самого последнего времени они возможны были только там, где элитарии могли изымать прибавочный продукт в значительном количестве. Как правило, превышающем допустимый для устойчивости и воспроизводства систему уровень. Поэтому да: "искусством и любомудрием" всегда блистали социумы или активно занимающиеся завоеванием - то есть, захватывающие чужие ресурсы. Или же - как не парадоксально - наоборот: социумы, которые достигли времен своего "заката", не только в плане отказа от завоеваний, но и в плане отказа от поддержания жизненно-важных подсистема. И за этот счет "питающих" ненужных художников и философов.

Собственно, это было известно очень давно - см. например, мысли того же Шпенглера о "культуре и цивилизации". Но, в отличие от мыслителей прошлого, сейчас известно, что есть и иной путь - путь, который пусть слабо, но был проявлен в СССР, и о котором, разумеется, надо говорить отдельно. Потому, что этот путь: а) позволяет построить высокую культуру в условиях дефицита ресурсов - то есть, сделать ее не за чей-то счет; б) позволяет избежать неизбежности "заката" - хотя бы потому, что лишает оный известного "очарования утонченности", той иллюзии, что наличествует по отношению к "закатывающемуся" обществу и у него самого, и у его соседей о том, что "оно процветает".

И да: в данном случае этот путь не состоит в активном заимствовании "чужой культуры" - хотя и в последнем нет ничего постыдного. Скорее наоборот: если - как было сказано выше - культурный взлет оплачен кровью и потом (кровью индейцев, например и потом индийцев, работавших на обеспечении ресурсами культурного пространства Британии), то его плоды по праву принадлежат всем! И ограничивать их "отдельным государством" просто безнравственно. (Ну да: понятие "Шекспир - британский поэт, потому, что творил в Британии" так же ошибочно, как и понятие "Шекспир - лондонский поэт, потому, что творил в Лондоне". Нет, ребята - на Шекспира пошло столько всего, что он принадлежит всему миру без ограничения!)

Но это так, к слову. Потому, что - как было сказано выше - "советский путь" формирования культуры состоит вовсе не в "заимствовании", оное тут вторично. (Хотя и важно.) А в совершенно ином - в том, что, ИМХО, будет в довольно скором времени критически важным для выживания любого социума. И при этом оно полностью противоречит "западной модели", причем, "смена основ" ведет и к смене отношения и поведения самих "деятелей культуры" - не важно, художников или ученых! И поэтому-то непризнание России Западом является жизненно важным для нас.

То есть, мы должны понять, что те принципы работы, которые применяются в "культурной сфере" там, уже ТАМ не работают. Про то, что они не работают у нас с самого начала - и говорить нечего. (Скажем, известная агония российского кинопроизводства - длящаяся уже более 30 лет, и связанная с переходом "российского кино" на "западные стандарты" - это оно самое.)

Подведем итог: Россия и Запад - это социумы, объективно и закономерно отличающиеся "по базису". Еще раз: Запад - в классическом понимании - всегда потреблял больше, чем производил. И поэтому мог выбрасывать огромные средства для поддержания непроизводительной сферы. Той самой "сферы свободы творчества", которой он так гордиться, и которая так же объективно делает его гегемоном. (Точнее, делала до недавнего времени, потому, что сейчас это уже НЕ РАБОТАЕТ.) Россия же всегда производила больше, нежели потребляла - потому, что значительная часть производимого шла у нее на ... защиту от Запада. (Те самые "военные расходы", которые были значимыми и при Петре, и при Столыпине, и при Сталине, и при сами знаете ком.)

Поэтому реально базовые стратегии для России и Запада не просто различны - а полностью различны. Фундаментально различны. Со всеми вытекающими отсюда последствиями...

P.S. Конечно, надо дать ответ на вопрос: почему именно Запад - а не США, скажем, или Британия? Да потому, что к Западу могут быть отнесены все страны, которые имеют "положительный ресурсный баланс", и в этом смысле выделять ту же Германию, Польшу или Грецию в отдельную категорию не получится. (В настоящий момент, разумеется. В советское время ПНР была социалистической страной, и "на потоке" не сидела.) 

Ну,  и да: отсюда понятна "привлекательность Запада", как такового - ведь очевидно, что получать приятнее, чем давать. (Если, конечно, это не люли - по когда доходит до "люлей", а до них обязательно доходит - уже нет сил на изменение позиции.) И поэтому то, что "лучшие люди" будут бежать на Запад - неизменно. Не важно, идет ли речь о России, Китае или Индии, например. Поэтому надо не заламывать руки по поводу этой особенности, а принимать ее и учиться с ней работать. (Но это, разумеется, так же уже иная тема.)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Неуважаемые мной товарищи блогиры! Мне на вас глубоко насрать, меня не интересуете ни вы, ни ваши глупости, ни ваши срачи, ни ваши рейтинги, ни ваши капиталы. Можете хоть на говно изойти, но затроллить меня у вас всё равно не получится. Так что просто отвалите. ...
Далешампия Тунбергия Грегора ...
Последние дни нет никакого желания в ЖЖ писать. Устал, и хочется простого человеческого счастья - жарить шашлык, пить пиво, встречаться с друзьями, мыть и пылесосить машину. Но вот со следующей недели точно начну! Ну или с завтрашнего дня. Я в этом плане в себе не уверен :) Ну и чтобы не ...
Жми на картинку, и поспеши принять участие в акции! Во Львовском цирке отпраздновали обезьянью свадьбу Как отмечали Хэллоуин звёзды окна пластиковые Чистка ...
Коллежский асессор Аутлуков и отставной майор Несравненнов сидели в трактире челябинского вокзала и пили анисовую. - И, вот, представляешь, - возмущённо размахивал руками Аутлуков. - Историю переписывают прямо на глазах! Читаю учебник внука, а там полкниги посвящено походам на Киев и ...