Почему работали ГОСТы и не работал Знак качества?
p_syutkin — 02.10.2020В сегодняшнем общественном дискурсе ностальгия по СССР, по порядку и социальной защищенности – непременный атрибут. А одним из важнейших элементов этого в повседневной жизни считаются ГОСТы. Куда же без них, знаменитого советского пломбира и самого вкусного хлеба?
Государственный стандарт при СССР возник далеко не сразу. И когда сегодня превозносят докторскую колбасу, сделанную по ГОСТу 1938 года, это вызывает лишь усмешку у профессионалов. Попросту потому, что никаких ГОСТов тогда еще не существовало.
Система стандартов начинает строиться с середины 1920-х годов. Так, в сентябре 1925 года декретом Совнаркома при Совете труда и обороны был создан Комитет по стандартизации. Первым документом, вышедшим из нового ведомства, стал ОСТ-1 под названием «Пшеница. Селективные сорта зерна». Дело оказалось полезным. Хотя сегодня многие стандарты, например, «Хомут. Упряжь конская» выглядят и несколько экзотично.
Худо-бедно, эта система наплодила за 15 лет больше 8 тысяч руководящих документов о стандартах. И в начале 1940-х годов остро встал вопрос о том, как бы все это хозяйство систематизировать и сделать практически применимым. Вот тогда-то на свет и появляется «Классификатор государственных стандартов СССР» (КГС) со строго иерархической буквенно-цифровой системой кодов. Например, рубрика «Н Пищевые и вкусовые продукты», в которую входили «Н11 Мясо, мясопродукты и кулинарные изделия», или «Н52 Маринованные и соленые ягоды, фрукты, овощи и грибы».
Можно много говорить о прогрессивности нововведения. Да, действительно в условиях массовой антисанитарии, воровства в общепите, прелестей советского снабжения, довозившего до конечного потребителя частенько уже рыбу «второй свежести», - нужен был дисциплинирующий инструмент. С одной стороны, позволяющий установить правила – нормы вложения, рецептуру, размеры порций и т.п. Но не менее того и наказание за их нарушения.
Сегодня об этом как-то забывают. Но эффективность советских ГОСТов базировалась именно на неотвратимом наказании. Причем, если в позднем СССР все могло свестись к лишению премии и выговору, то вначале любовь к «самому лучшему пломбиру» воспитывалась тюрьмой и лагерями.
«Об ответственности за выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями» - этот вышедший в июле 1940-го года указ Президиума Верховного Совета СССР стал базой для «совершенствования законодательства». И вот уже за нарушение ГОСТа легко можно было получить от 5 до 8 лет тюрьмы. Что, конечно, по сравнению со сроками за политические статьи вроде и скромно, но как-то неприятно.
В хрущевскую оттепель суровость уголовного кодекса несколько смягчили. В новом УК РСФСР от 1960 года ст. 152 предусматривала за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам продукции наказание в виде лишения свободы сроком лишь до трех лет. Однако при ближайшем рассмотрении радоваться было особо нечему, поскольку эта статья чаще всего сопровождалась другой – о хищении государственной собственности. И тут уж власть не скупилась на тюремные сроки вплоть до расстрела.
Добрый дедушка Брежнев в дополнение к кнуту придумывает и пряник. В 1967 году появляется на свет Государственный знак качества СССР. Он присваивался лучшим товарам в результате тщательной аттестации на 3 года. А предприятия, продукция которых его получала, имели и приятные бонусы – ордена и медали руководству и знатным передовикам, квартиры, улучшенное снабжение, продовольственные заказы для сотрудников и т.п.
Скажем честно, вся эта инициатива вокруг знака качества выдохлась очень быстро. Собственно, об этом мы и говорили на телеканале Звезда и вышедшей программе «СССР. Знак качества». Так вот причина неудачи была проста – отсутствовали сами критерии хорошей продукции. Сегодня для нас это, прежде всего, качество и цена, их соотношение. Стоит ли говорить, что в условиях дефицита вообще любых товаров, их качество отходило на задний план. Да и, по правде сказать, к середине 1980-х уровень этого советского качества стал очень уж условным и эфемерным понятием. А колбаса 1938 года превратилась в легенду о мудром Сталине и врагах народа, одолевших таки, наконец, Советскую власть.
Так что для любителей ностальгии о самом вкусном пломбире у меня плохая новость: советские ГОСТы хорошо работают лишь с советскими сроками.