![](/media/images/top/preview/pics-livejournal-com-zhu_s-pic-001219ht.jpg)
Почему припал доллар?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Бессмысленно и вести валютную войну таким способом - в лучшем случае вы просто вызовете и нфляцию у себя и опустите номинальный курс своей валюты. Реальный же, влияющий на конкурентоспособность (как считается в простых моделях, в действительности же мировые рынки давно сегментированы и курсы на них влияют довольно слабо) в случае ослабления денежно-кредитной политики (ДКП) долгосрочно не изменится. А как он поведет себя краткосрочно – есть так называемый UIP puzzle, «загадка непокрытого паритета процентных ставок», порешать которую нестыдно было бы предложить и самому Перельману вместо гипотезы Пуанкаре.
Единственная более-менее адекватная модель предписывает положительную корреляцию реального курса с дифференциалом реальных ставок. Это означало бы, что при ослаблении ДКП курс должен был бы слабнуть скачком, а затем укрепляться, т.е. все ослабление доллара должно было бы произойти в момент ожидания объявления о QE2 (которое, кстати, не факт, что является ослаблением ДКП в каком-либо смысле). Этот эффект "овершутинга" обменного курса в ответ на ослабление ДКП основан на предположении о кейнзианских "липких" ценах, изменение которых при изменении ДКП происходит с запаздыванием - через возникающий дисбанланс спроса и предложения на рынке труда и коррекцию инфляционных ожиданий. Однако ничего этого в случае QE2 и иных умеренных корректировок ДКП не было – на практике подобные движения отмечались лишь при радикальных изменениях монетарной политики, которые последний раз в развитых экономиках наблюдались, пожалуй, лишь в эпоху «тэтчеризма» и «рейганомики» конца 70-х-начала 80-х годов прошлого века.
Неясно также, почему доллар ведет себя так и к семерке «основных» валют, среди которых сырьевая - разве что австралийская (оззи)? Единственный ответ, который приходит в голову – дело может быть связано с появлением в 99-ом году евро, которое, как это не смешно (еврозона, нефтью, мягко говоря, небогата) тоже ведет себя как «сырьевая» валюта. Причина в том, что ЕЦБ, в отличие от ФРС смотрит на всю инфляцию, а не на less food and energy, и с удорожанием импортируемой нефти поднимает ставки, чтобы уложиться в заветные 2% (по этой причине, кстати, волатильность рубля к евро ниже чем к доллару, чем объяснялась и большая популярность доллара в России для страховки от девальвационных рисков до и в период кризиса). Сохранится ли дальше такая жесткая связь курса доллара и цен нефти? Если так, т пожалуй, можно было предсказать стабилизацию доллара, на ближайший год-полтора, поскольку, как ожидается, цена нефти может быть и не будет особо сильно меняться в это время.
Ответа я, конечно, не знаю – не будучи Перельманом, я умею разве что задавать такие вопросы, но не отвечать на них. В качестве утешения поставлю ссылку на занятную заметку Кена Рогоффа с коллегами-девушками, предложившего обратную процедуру – прогноз цен нефти и прочих коммодитиз, исходя из курсов «сырьевых» валют. (Рубль, хоть и полноценная «сырьевая» валюта, там не участвует, да по нему и не скажешь, что он годится для таких прогнозов. Правда, снижение цен нефти в 2008-ом он кажется, угадал, начав слабеть за пару месяцев до кризиса, а вот переход этой цены к росту осенью прошлого года – точно нет).
|
</> |