Почему Прибалтику называли «советской заграницей», и за какими товарами этих


В СССР Прибалтика всегда была другой, так и не став до конца советской. Тамошние дамы отличались от рядовых союзных тружениц, да и мужчины были непохожи на рядовых строителей коммунизма. При Советском Союзе три небольших аграрных государства переросли в развитый промышленный регион. Здесь рождались бренды, которых жаждал весь СССР. Советские граждане по праву называли прибалтийские земли отечественной заграницей.
Рижский модельный дом

Рижские модели. /Фото: 1.bp.blogspot.com
Законодательницей моды в Советском Союзе по праву считалась Латвия.
В Риге были известны целый ряд модельеров, но особой популярностью
пользовался Дом моделей Грамолиной. Именно она вывела рижскую моду
на общесоюзный уровень, равняя на себя всю страну. Свой
профессиональный путь в Риге Александра начинала с закройщицы, в
считанные месяцы ставшая заместителем директора предприятия. Каждый
показ Дома моделей под руководством Грамолиной оборачивался
сенсацией. Эти громкие мероприятия сопровождались поэзией Зиедониса
под аккомпанементы молодого Паулса.
Не отставали и таллиннские дизайнеры.
Однажды фешн-метры эстонской столицы даже осмелились выпустить
коллекцию в тонах национального флага. Разумеется, дело обернулось
скандалом, и коллекцию запретили. Модные прибалтийские журналы
сравнивали по профессионализму и популярности с легендарным VOGUE.
«Ригас модес» и «Силуэт» были находкой для любителей красивой
одежды и стильных новинок. Часто в портовый город нелегально
завозились номера европейских и американских модных журналов.
Местные глянцевые СМИ успешно перепечатывали буржуазные модели и
выкройки.
Первоклассные рыбные консервы и заветный бальзам

Заветный бальзам. /Фото: sputniknewslv.com
Прибалтика снабжала Советский Союз отменными рыбными консервами.
Золотистые плотные шпроты лидировали в рейтинге желанных товаров к
праздничному столу. Несмотря на приличную стоимость (1 руб. 88
коп.) по сравнению, к примеру, с килькой в томатном соусе (33
коп.), потратиться на заветную баночку дефицитного продукта было
делом чести. Рецепт – натуральный и простой. Небольшую по размеру
рыбу коптили, укладывали в тару, заливали маслом и стерилизовали.
Поначалу в качестве сырья использовался исключительно прибалтийский
шпрот, а позже стали коптить кильку, тюльку, салаку.
Ни один турист не возвращался из Латвии без заветного «Рижского
бальзама».

Рижские шпроты не теряют популярности. /Фото:
img2.gorod.lv
Травяная настойка в добротных керамических бутылках с
запечатанной сургучом пробкой была украшением советских сервантов.
Созданный в 18 веке в качестве лекарственного препарата,
чудодейственный напиток лечил еще императрицу Екатерину Великую.
Название бренда закрепилось за эликсиром уже к 19 веку, когда он
перекочевал из аптек в винные лавки. В эпоху СССР «Рижский черный
бальзам» выпускал завод ликероводочных изделий. Достать напиток
было непросто, а угостить гостей весьма престижно. К слову, продукт
популярен и сегодня, о чем свидетельствует подпольное производство
подделок.
Техника с неповторимым дизайном и качеством

Миксер «Страуме» - кухонные инновации СССР. /Фото:
static.daru-dar.org
В Прибалтике выпускалась качественная техника. Конвейер Рижского
«Страуме» воплощал в жизнь самые смелые мечты советских хозяек.
Завод выпускал кофемолки, кухонные комбайны, миксеры с необычным
дизайном и, что основное, высоким качеством. Миксеры «Страуме»
делились на ручные (тогда их называли электровзбивалками) и
стационарные с глубокой чашей. На производстве в Риге увидели свет
в 1967-м и первые в Советском Союзе посудомоечные машины. Модели
производились по типу немецкой продукции Siemens. В 50-е в СССР уже
пробовали конструировать громоздкие посудомойки, но в массовое
производство они не попали. Столь крупногабаритная техника не
вписывалась в тесные советские кухни. Транзисторный приемник
«Спидола» рижского завода ВЭФ пользовался спросом не только в
пределах СССР, но и на Западе. Там же, в Риге, разработали один из
первых в Советском Союзе видеомагнитофонов «Радиотехника». Кстати,
именно «Радиотехника», основанная в далеком 1927-м в еще
независимой Латвии, с приходом Советов достигла своего высшего
развития. Радиозавод стал крупнейшим в СССР производителем
аудиотехники.

Легендарный портативный радиоприемник ВЭФ. /Фото:
ic.pics.livejournal.com
После выхода из Союза завод продолжил функционировать и сегодня
известен своей аудиоаппаратурой и профессиональными акустическими
системами, считаясь одним из самых крупных восточноевропейских
производителей.
Список прибалтийской техники всех уровней можно долго
продолжать. За лаконичный дизайн и надежное качество в СССР
ценились пригородные вагоны и трамваи, производимые на
вагоностроительном заводе Риги. На всю страну были известны рижский
мопед, автомобильные аудиоприемники, радиолы и многое другое.
Нельзя не вспомнить и о знаменитых «рафиках», сходивших с
конвейеров автобусной рижской фабрики. А латвийский завод «Альфа»
поставлял полупроводниковые компоненты для микроэлектроники.
Созданные на их основе устройства использовались в военных ЭВМ,
радиовзрывателях, самолетах, устройствах слежения и связи.
Косметика и парфюмерия «советской заграницы»

Вожделенные ароматы «Дзинтарс». /Фото:
fimgs.net
Лучшей отечественной парфюмерно-косметической продукцией в СССР
были товары марки «Дзинтарс». Изысканные ароматы в утонченных
флаконах, помещенные в отделанные атласом коробочки, были порой
недостижимой мечтой советского гражданина. Линейка духов -
широчайшая: шипровая «Осень», легкая «Рижская сирень», теплая
«Кокетка» и респектабельный «Рижанин» являлись мизерной частью
ассортимента промышленного объединения. Латвийские ароматы весьма
достойно заменяли советским пользователям французские «Fidji» и
«Poison». Помимо парфюмов «Дзинтарс» славился мылом множества
сортов, косметическими лосьонами, пудрой для лица, уходовыми
кремами, тушью для ресниц и т.д. Даже с развалом СССР продукцию
«Дзинтарс» продвигала на международные рынки ностальгия по
советским временам. Сформированная в советскую эпоху культовая
привлекательность бренда еще долго была гарантом работы
предприятия. Образ производителя в умах нескольких поколений
неразрывно связывался с изысканной, модной, стильной и неброской
советской Прибалтикой.
Прибалтика в советское время считалась почти заграницей. Там
была совсем другая культура, особенные традиции, уникальная
архитектура, и там снимались редкие, непохожие на всё остальное
фильмы. Прибалтийские актёры пользовались популярностью, их
узнавали на улицах, за их карьерой и жизнью следили.