Почему не Татищев и не Строганов, почему только Демидов?


Изваяния Демидовым на Урале растут как грибы после дождя. Скульптура Акинфия Демидова появится в селе Черноисточнинск Свердловской области. Как сообщают «Вести» во многом благодаря Акинфию Демидову Урал стал Опорным краем Державы. Стальной образ горнозаводского промышленника уже обретает очертания в одной из нижнетагильских мастерских.
Акинфий Демидов предстанет в своём запоминающимся образе — парике и камзоле Петровской эпохи. Стальная скульптура будет установлена на гранитный постамент. И уже осенью станет новой достопримечательностью Черноисточинска, посёлка, где три сотни лет назад представитель великой династии начал строить железоделательный завод.
Кстати, вы не задумывались почему именно Демидовых прославляют нынче уральские власти?
Первые железоделательные заводы на Урале начали строить ещё в 1696 году по инициативе главы Сибирского приказа думного дьяка А. А. Виниуса. Первый демидовский завод – Невьянский – тоже поначалу был казенным, его недостроенным казна передала Демидову.
Почему? Потому что производительность заводов Демидовых была в среднем на 70% выше, чем у казенных.
На счёт более высокой производительности частных заводов с сравнении с государственными всё сказал Маркс. Но если для кого-то Маркс не авторитет, вот мнение «кричного мастера» Григория Федотыча Зотова, который добился высокой эффективности яковлевских заводов.
Я уже об этом писал: «Как бывший Верх-Исетский крепостной Зотов научил царя ведению бизнеса», но небольшой фрагмент процитирую ещё раз:
Император Александр I захотел лично пообщаться с «самородком» и успешным бизнесменом. Со слов самого Зотова разговор происходил так:
— Любезный Зотов, скажи мне истинную причину, — говорил, якобы, государь. – Почему мои заводы вообще здесь гораздо хуже частных заводов и, в особенности, Верх-Исетского?
Под «своими» заводами царь, конечно, называл заводы казенные. Для нынешнего человека это всё равно что «государственные», но тогда это было не так. «Казенный» — это его личный завод государя-императора.
— На казенных заводах много начальников и заводские люди в большой нужде, — якобы объяснял Зотов недостатки «госсектора» за 167 лет до Чубайса. – Ибо сдельная плата весьма недостаточна… А у нас на заводе начальник один, хорошо знает каждого рабочего, знает его нужды и способности, и сдельная плата вдвое больше казенных заводов.
Вот именно то, что Зотов «впаривал» царю, Чубайс и Гайдар в 90-е впаривали всему народу.
На самом деле и «кыштымский зверь» Зотов, и Демидов и другие добивались высокой эффективности с помощью сверхэксплуатации. Зотов, как пример, особенно показателен, потому что в итоге начал убивать тех крестьян, которые могли его выдать.
Надо отметить избирательность нынешних свердловских властей. Например, в Шайтанском заводе на Урале эффективно и зверски властвовал Демидов, а рядом в Билимбаевском заводе куда более мягко властвовали Строгановы. Но Строгановым в Свердловской области памятников не ставят – они фетиш Пермского края.
Если верить Википедии Василию Татищеву, который реально много сделал для государственной металлургии России, памятников на Урале всего два: в Перми и Екатеринбурге.
Описание того, как добивался Демидов высокой эффективности производства цезура дзен не пропустит, отправив в «шок-контент». Поэтому проиллюстрирую тему фото музейного экспоната.
Это «матренка» - человеческий ошейник с уральских заводов.

«А тех, кто упирался идти в горные работы или пытался убежать вновь, стражники заковывали в «матренку», представлявшую собой железный, запиравшийся сзади на замок ошейник, спереди которого подвешивалась гиря фунтов пять весом. И в таком виде заставляли работать по 12 – 15 часов в сутки «до их охоты», то есть до тех пор, пока приказчики не убеждались, что в бега эти люди больше не ударятся».