Почему нам нужен/не нужен ЖЖ?


Действительно, как любит говорить известный ТВ-персонаж, «ничего нового». Все ожидаемо. Повторять в этом смысле Антона Носика и других блогеров нет смысла. А вот разобраться в том, как будем жить, – это важнее.
Итак, нужен ли нам ЖЖ? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем понять более простую вещь. А именно, для чего туда идут люди?
Не претендуя на истину в последней инстанции, выделю несколько групп и, соответственно, мотивов владельцев журналов:
- Люди, использующие ЖЖ в его прямом и банальном смысле. Как журнал собственной жизни – для сохранения фотографий, воспоминаний о поездках, встречах, собственных мыслях и переживаниях. Эти блогеры пишут стихи и прозу. Рисуют картины, составляют букеты. Это творчество у кого-то вызовет улыбку, у кого-то уважение. Но чаще всего оно вполне искренне и идет от души.
- Те, кто заводит журнал исключительно для того, чтобы активно читать и комментировать других людей. Сегодня это можно делать, скажем, и из фейсбука или google+. Но не все же имеют и там активные аккаунты. Глядя на свою статистику, я ясно вижу, что таких людей, зафрендивших меня, примерно, процентов 10-15%. Ко многим из них я отношусь с уважением, поскольку часто встречаю умные и уместные комментарии от них.
- Люди, использующие журнал в качестве дополнения к своей офф-лайн деятельности. Это могут быть писатели, ученые, гражданские активисты, руководители организаций и проектов. Не скрою, я и сам принадлежу к этой категории. Как и для многих авторов из этой группы, журнал для меня – это способ выйти на более широкую аудиторию, привлечь внимание к волнующим меня проблемам. Чаще всего никаких особых денег впрямую это не приносит. А является лишь дополнительным инструментом работы, площадкой для продвижения.
- Блогеры, зарабатывающие на публикациях в ЖЖ. Не секрет, что вхождение в топ-50 дает возможность получать заработок от рекламы, торговли влиянием и т.п. Это и прямая реклама товаров, услуг. Хорошо, если сопровождаемая соответствующим указанием «рекламный пост». Чаще без этих условностей. Но также и торговля лицом. Как, например, произошло с рядом блогеров, выступивших против ведущегося

- Блоггеры-редакции. На которые работает целый коллектив сотрудников. По сути, это полноценное СМИ с охватом аудитории от 100 тысяч человек в день. При этом, понятно, здесь и реклама, и поддержка со стороны «платных комментаторов». Ни у кого же не вызывает сомнения, что известный в топе «мортенфриц» оказывается там лишь благодаря массовой и хорошо организованной кампании комментариев к каждому посту?
- Политические проекты. Что-то говорить здесь нет смысла. Все прекрасно понимают, кто это, зачем и почем.

- Блогеры, профессионально работающие на рынке комментариев. Конкурировать в этом смысле с ольгинской конторой сегодня никто не может. Но не все же находятся у них в штатном расписании. Многие работают удаленно. Для них это просто заработок. Который не исключает того, что их журналы могут быть, о чем угодно – технике, кулинарии, транспорте и т.п. Вот пишут о ярком примере такого приработка. Похоже, он вполне типичен.
- Наконец, люди, которые просто хотят донести свое мнение до возможно более широкой аудитории. Чаще всего они не ассоциированы с каким-либо коммерческим или политическим проектом. Это просто «жажда славы», которая на самом деле совсем не является чем-то плохим. Если у человека есть разумные мысли и сужения, отчего не поделиться ими? Да, совсем не часто им удается завоевать аудиторию, но если получается, то вызывает уважение. Сюда бы я отнес многих популяризаторов науки, искусства, истории. Которые, очевидно, не имеют от этого никакой денежной выгоды. Но считают важным для себя делать свое дело. И огромное им за это спасибо.
Может быть, я кого-то и упустил. Но, как у Некрасова:
"Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот поди ты!.."- махнули рукой...».
А вот теперь и попытаемся понять, насколько критичны сегодняшние изменения в политике ЖЖ для всех этих категорий. При этом главным, на мой взгляд, является:
· запрет (вернее согласование с СУПом) рекламы в блоге. При том, что СУП будет размещать свою рекламу вашем блоге (при его просмотре обычными пользователями);
· запрет на размещение «политической агитации»
· солидарная ответственность за содержание комменариев;
Повторю, это самое дискуссионное. На других вещах остановимся позже. Ну, и кого это затрагивает?
Что касается рекламы, то это нормальное желание площадки получить хоть часть рекламных доходов пользователей. Которые используют возможности и аудиторию ЖЖ, но «не делятся». Можно спорить о мере «интеллигентности» этого требования. Но, очевидно, в кризис ситуация назрела. И возникновение этого вопроса было неминуемым. Думаю, что топовые блогеры найдут с СУПом компромисс, позволяющий и волков накормить, и овец стричь дальше.
Что же касается обычных пользователей, не желающих смотреть про лучшую зубную пасту и стиральный порошок, то совет один. Устанавливайте блокировщик рекламы. Это ровно минута на все дела. И никакой рекламы и надоедливых программ в дальнейшем. Давно уже пора всем сделать. Независимо от изменений в практике редакции ЖЖ. Которые в результате окажутся не такими страшными.
А вот с «политикой» все сложнее. Что считать «политической агитацией»? Ну, понятно, «Выходите на митинг против коррупции и войны!» - это крамола и экстремизм. А с другой стороны, если митинг согласован? Вот сегодня сотни блогеров будут форсить за «митинг против терроризма, в поддержку мудрой политики ВладимирВладимирыча». На соответствующих сайтах уже собирается массовка за 200—400 рублей.



Загадка. Впрочем, ответ на нее вполне очевиден. СУП отнесется никак. Это вообще не его компетенция. А те, кому положено, отнесутся как всегда избирательно. Про Акунина или Божену устроят травлю, но тронуть не посмеют. А вот какого-нибудь Пупкина - забанят навечно в жж, и примут по белы ручки. Так что, повторю, «ничего нового» новые правила ЖЖ здесь не добавляют.
С ответственностью владельца журнала за комментарии – интереснее. Многие обратили на эту статью внимание. Скажем, мой хороший жж-друг



Мое мнение простое. Собственно, я и раньше поступал так. Все комментарии, которые содержат оскорбительные или человеконенавистнические мотивы я удалял или скрывал. Все, что по делу, даже в резкой форме, - оставлял. НО! Тут важно понять, когда. Я делаю это уже после публикации комментария.
Читаю его и решаю – удалить или нет. При этом я же не сижу у компа 24 часа непрерывно. Понятно, что комментарий типа «убивать всю эту мразь надо» может провисеть и час, и два, пока я до него доберусь. Ясно, что, если он касается «убивать украинцев или либерастов» - про это бдительная общественность жаловаться не побежит. А вдруг кто напишет про "величайшего политика современности", чтобы его в компанию к Каддафи? Тут-то этот комент и запомнят бдительные товарищи. И накатают заяву.
Что здесь делать? Скринить и только потом раскрывать все комменты? Не знаю… Скринить не буду, но и относиться внимательнее стану. И своих читателей призову использовать богатство русского языка. Который позволяет высказать все свои мысли, так что это будет всем понятно. Но придраться вроде как не к чему.
Так вот, кто пострадает от нововведений СУПа? Это, прежде всего, топовые блогеры и блоги-редакции. Понятно, что они договорятся по рекламе. Но делиться с СУПом придется.
Политические проекты явно «проредят». Соответствующие идеалам духовности и патриотизма оставят. Несмотря на то, что их авторы будут требовать убивать, сжигать и закапывать несогласных с курсом партии и правительства, коррупцией и военными авантюрами. Уберут ли из ЖЖ тех, кто усомнится в «мудрости гения всех времен и народов»? Как всегда, не всех. И избирательно. В первую очередь, тех, кто затронет самые тонкие комплексы его души – рост, ношение портфеля и «первый миллион».
Профессиональных полит-комментаторов ждет разочарование. То, за что вы боролись, свершилось. Врагов народа вычистят из ЖЖ. Но одновременно и потребность в ваших услугах станет меньше. Чего там постить сотню комментов в сутки, если и так все «за»? Так что готовьтесь к падению расценок.
Всех же других, по правде говоря, новые правила СУПа не сильно должны затронуть. Ну, кроме случайных жертв, которых выхватывает ОМОН в любой демонстрации. Но это для нас – привычное дело.
Несколько дополнительных замечаний.
Судя по обсуждению, многие блогеры пытаются найти альтернативу ЖЖ. Скажу сразу: пока этой альтернативы нет. Фейсбук ориентирован на короткие посты. Они не индексируются в поисковике. Нормальный поиск не работает. Старые посты найти проблематично. Для меня, к примеру, это критично.
Телеграмм, инстаграмм, твиттер – не тот формат. ЖЖ привлекает именно длинными текстами и возможностью их обсуждения в удобном виде (ветки комментов). Вконтакте и Одноклассники – другая аудитория. Кому-то нравится, мне нет. Да и в свете нововведений – ничего хуже с точки зрения свободы мнения придумать невозможно. Как говорится, кто знает, тот понимает…
Wordpress раньше был площадкой, куда можно было скопировать свой журнал в ЖЖ. С ноября 2016 года ЖЖ заблокировал возможность копировать туда свой журнал. Не знаю, сознательно или в результате криворукости, но факт остается фактом: импортировать в wordpress ваш ЖЖ не удастся.
По поводу экспорта своего журнала вообще есть общее предостережение. Большинство пользователей постит свои картинки, размещая их именно в жж. То есть, в режиме «написать в блог» вы перетаскиваете свою картинку из папки на компьютере в соответствующее окошко на экране. Это удобно. Но, одновременно имеет и отрицательный эффект. Ваши фотки и картинки хранятся на хостинге в ЖЖ и размещаются в журнале в виде ссылки. Когда вы экспортируете ваш журнал, к примеру, в dreamwidth.org фотки там тоже будут в виде ссылки. А теперь задумайтесь о том, что с ними произойдет, если ваш журнал (т.е.оригиналы фото) вдруг будет ликвидирован в ЖЖ - целенаправленно или просто по истечении года вашего "безмолвия". Правильно, все фото на новой платформе тоже пропадут. Это, кстати, касается и тех людей, которые говорят: «Все ухожу из ЖЖ. Копирую журнал в … И буду теперь там». Вот к примеру, Андрей

Как сохранить свой журнал на случай чего? Если вы пользовались хостингом ЖЖ для фото и видео, если три варианта:
- Первый, - перезалить все фото и видео на независимый хостинг (к примеру google.com). И после этого скопировать журнал на другую площадку. Для владельцев крупных журналов это физически трудновыполнимо. Вот у меня, к примеру, за 4 года размещено 11,5 тысяч фотографий.
- Второй, сделать PDF-копию журнала. Но, предупреждаю. В бесплатном варианте, картинки будут в ужасном качестве. Для хорошего качества придется платить https://www.blogbooker.com/ - от $ 29,9 до $79,9 в зависимости от объема вашего журнала (первая стоимость дает только 2 часа скачивания в хорошем качестве, что не на каждый журнал хватит).
- Третий способ достаточно подробно описан на портале meduza.io, куда вас и отсылаю. В итоге ваш дневник сохранится на компьютере в виде набора папок, разбитых по годам, - его можно будет открыть в любом браузере.
Ну, и наконец, самое главное. Я не сторонник катастрофических сценариев. И думаю, что Александр Мамут, как владелец SUP Media, вряд ли так уж стремится списать убытки и закрыть проект. Не в его это характере. Вот почему, считаю, что ЖЖ будет существовать и дальше. Другое дело, что существовать он будет в заданных рамках. А остальное уже зависит не от ЖЖ, а от нас с вами.
Нравится нам пресса в наморднике и журналистика «чего изволите», такая она и будет. Не нравится, ну что ж, надо подниматься с дивана.
Я же лично руководствуюсь простым правилом. Как-то в блоге читатель справедливо указал мне в посте, рассказывающем о моей публикации на одном госпортале:

Ведь, это правда – других СМИ у нас нет. И только в наших силах использовать ЖЖ в том ключе, который нам кажется правильным и честным. Так неужели мы не справимся?
|
</> |