Почему мы так часто недовольны школами?

Я думаю, что дело в учителях. Чтобы охватить всех детей школьным образованием, учительствовать должны несколько процентов взрослого населения. Эта профессия не масштабируется: один учитель не может одновременно работать с тысячей младшеклассников, каждому классу нужен свой. Мы привыкли воспринимать учительство как ремесло, которому можно научить – а что если это искусство, овладеть которым способен далеко не каждый? Мы же не предполагаем, что два процента населения станут талантливыми виолончелистами или воздушными гимнастами. Скорее всего, нам придется смириться с тем, что талантливых учителей на всех не хватит, и улучшение школьных программ принципиально эту ситуацию не изменит. Мы можем отбирать в учительский колледж самых сильных абитуриентов, но образование и интеллект не являются гарантией того, что из человека получится хороший учитель. Мы понимаем, что не все начитанные люди способны писать гениальные книги, а одного музыкального вкуса недостаточно, чтобы стать композитором. Так почему мы вдруг решили, что всякий знающий физику сумеет ее талантливо преподавать?
Судя по всему, сильные учителя – принципиально дефицитный ресурс. Чаще всего все они концентрируется в нескольких лучших школах города, и тогда остальным ничего не достается. Если сильных учителей равномерно распределить по всем учебным заведениями, в городе вообще не останется сильных школ, и только отдельным ученикам в отдельные годы будет везти. Разочарованные родители все чаще забирают детей на домашнее обучение, но это тоже не помогает решить проблему. Процент талантливых учителей среди родителей такой же, как и среди населения в целом, и даже если родитель знает предмет существенно лучше, чем школьные педагоги, это не означает, что он непременно сможет передать эти знания своим детям. Так какой же выход? У меня нет готового ответа. Предлагайте свои.
|
</> |