Почему мы разучились петь хором


В последние годы весь российский народ обуяла жажда сольного исполнительства. Все началось с домашнего караоке. Дальше волна серьезного увлечения вокалом накрыла народ с головой. Люди захотели красиво петь романсы, арии и всякую эстраду.
Под это дело в музыкальных школах и училищах стали открываться вокальные отделения, академические и эстрадные, на которых не было отбоя от желающих. Профессия частного преподавателя вокала стала как никогда актуальной. К ним стоят очереди и платят за час неплохие деньги.
Тут и ТV подтянулось с Голосом, и Большой оперой, и в конце концов все уже стали если не практиками вокального исполнительства, так его тонкими ценителями точно.
При этом можно наблюдать удивительную картину: отдельно взятый человек неплохо поет соло, но хором люди петь совершенно не умеют и, главное, не хотят.
А ведь, помните, раньше за праздничным столом компания родителей и их гостей всегда затягивала душевную народную песню или какую-нибудь советскую. И репертуар был большой, и слова все знали, и пели так красиво, на два голоса иногда. И в каждой компании были свои запевалы.
А теперь если и вздрогнет что-то в душе на тему «щас спою», то на первом куплете единственной знакомой народной песни все и заканчивается. А песня, сами понимаете – Ой мороз, мороз. Единственный номер хоровой программы, который знают все.
И что представляет собой это пение, можно описать двумя словами. Оно громкое, нестройное, дурное и непродолжительное, к счастью.
А ведь Россия всегда была песенной и хоровой страной. Бурлаки тянули свою Дубинушку, в деревне пели по каждому поводу, солдаты пели. Потом, в советское время, в каждом ЖЭКе, школе, заводе и вообще везде - был свой хор. Были огромные городские любительские капеллы с серьезным репертуаром.
Теперь, увы, даже гимн России, спеть в унисон не можем, что прекрасно слышно во время спортивных трансляций.
Кстати, одно из самых ярких для меня впечатлений – пение трибун на последнем чемпионате Европы по футболу. Ирландцы, англичане, немцы пели как один человек – чисто, ритмично!
А потом наши фанаты ходили по Марселю и раскачивали себя какой-то речевкой, в которой едва узнавалась Катюша.
Поражаюсь всегда, как хорошо поет толпа в любой стране, кроме нашей. На любом рок-концерте публика допоет за исполнителем на прекрасном уровне любую его песню. Бобби Макферрин, к примеру, на своих концертах часто играется с публикой, вовлекая ее в свои импровизации, и публика справляется легко. Люди сольфеджируют по его команде в ритме, в унисон, чисто!
Вспоминаю довольно неприятный случай, когда в Италии в ресторане русская компания в патриотическом порыве затянула тот же Ой мороз, и на втором куплете затормозилась и остановилась. А команда французов подхватила фольклорную тему и так бодро спела какую-то французскую песенку на два голоса, что стало ясно: 1:0 в пользу Франции.
Этот известный флэшмоб на Киевском вокзале с таким воодушевляющим пением Распрягайте, хлопцы коней с первой минуты просмотра вызывает сомнение, что весь этот народ взял вот так и запел известную песню. Нет, увы. Это фактически отрепетированное концертное выступление студентов музыкального вуза.
Не умеем мы петь хором, не получается у нас и не хотим мы.
И у меня такое подозрение, что вопрос этот имеет далеко не только музыкальные корни. Мы очень разобщены сегодня, у нас нет единого ритма, единых эмоций, единой цели и чувства коллективного плеча. Это симптом, а не причина. И это нельзя, видимо, исправить, можно только констатировать.
Может я преувеличиваю глубину проблемы, и все дело в том, что в нашем потребительском формате жизни мы разучились музыку воспроизводить, мы слушаем, но не поем сами? А может это проблема репертуара? Старые песни забыты, а новых нет?
Тогда почему в западных странах такого кризиса не наблюдается?
|
</> |