Почему криптомания достигает новых высот.


Photograph: Getty Images
Победа Дональда Трампа имеет привкус мести - не только для него самого, но и для криптовалют и их активов. В ночь выборов, когда стало ясно, что господин Трамп победил на президентских выборах в Америке, цена биткоина, самой широко торгуемой криптовалюты, подскочила на 10 %. 11 ноября, когда республиканцы приблизились к захвату контроля над Конгрессом, его цена достигла рекордных 89 000 долларов. С середины октября она выросла на 45% (см. график).

Биткойн не одинок в своих чувствах.Если не учитывать стейблкоины, которые предназначены для того, чтобы избежать колебаний цен, то 20 лучших криптомонет за последнюю неделю в среднем дорожали даже быстрее, чем биткоин. Dogecoin, монета-мем, которую часто продвигает Илон Маск, фанат Трампа, ставший его советником, со дня выборов выросла более чем в два раза. 12 ноября стоимость мирового рынка криптовалют впервые превысила $3 трлн.
Это потрясающее возвращение с 2022-23 годов, когда идеальный шторм отправил криптовалюты в падение с пиков, достигнутых ими во время мании 2021 года. В то время Федеральная резервная система США бодро повышала процентные ставки, охлаждая спекулятивную лихорадку, охватившую рынки после пандемии ковида-19. Неправильное управление и мошенничество привели к краху нескольких криптовалютных компаний, которые когда-то считались надежными - не в последнюю очередь FTX, одной из крупнейших криптовалютных бирж, - и запятнали всю отрасль. Финансовые наблюдатели, сомневающиеся в полезности криптовалют, начали ворчать.
В конце 2023 года, когда в Америке начались президентские праймериз, индустрия увидела возможность переломить ситуацию. В последующие месяцы господин Трамп проявил себя как ярый защитник криптовалют. В Интернете он рекламировал World Liberty Financial, децентрализованный финансовый проект, поддерживаемый его семьей. На митингах он обещал сделать Америку «биткоин-сверхдержавой мира». Крипто-лоббисты потратили более 100 миллионов долларов на поддержку симпатизирующих ему кандидатов в Конгресс во время избирательного цикла.
Музыка настроения во время предвыборной кампании - одна из причин, по которой криптоинвесторы радуются возвращению г-на Трампа в Белый дом. Они также надеются, что смена караула сделает регулирование более добрым к криптовалютам. В июле, когда г-н Трамп выступал перед восторженной толпой на крупнейшем слёте индустрии, самые громкие аплодисменты раздались, когда он пообещал уволить Гэри Генслера, председателя Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). «Отныне правила будут писать люди, которые любят вашу отрасль, а не ненавидят ее», - сказал он тогда. На самом деле Трамп не может уволить Генслера без причины до окончания срока его полномочий в 2026 году, хотя обычно председатели SEC уходят в отставку при вступлении в должность нового президента.
Уход г-на Генслера избавит индустрию от идеального злодея. Он не убежден в достоинствах криптовалют: еще в октябре он высказывал сомнения в том, что они когда-нибудь обретут стабильность и приемлемость традиционных валют. Он рисовал мир криптовалют как кишащий мошенниками и ворами. Он подал в суд на целый список известных криптовалютных компаний - от Kraken и Coinbase (две криптовалютные биржи) до Ripple (эмитент криптовалюты) и Cumberland DRW (брокер-дилер). Это заставило многие криптовалютные предприятия оплачивать огромные судебные издержки и вкладывать значительные средства в обеспечение соответствия нормативным требованиям. Эти юридические проблемы и растущие расходы наводят туман на будущее отрасли.
В основе крестового похода г-на Генслера лежит утверждение, что многие цифровые валюты фактически являются ценными бумагами, регулирование которых входит в компетенцию SEC, и что фирмы, которые их выпускают, торгуют или предлагают к продаже, должны быть зарегистрированы в комиссии. Эмитенты и дилеры ценных бумаг должны раскрывать больше информации регулирующим органам и обеспечивать большую защиту клиентов, чем хотелось бы фирмам, занимающимся цифровыми активами. Они предпочли бы, чтобы криптовалюты регулировались в рамках специального (и, предположительно, мягкого) режима или как товары, за которыми следит менее интрузивная Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC).
При второй администрации Трампа правила, регулирующие цифровые активы, могут стать не только более мягкими, но и более последовательными. В последние годы SEC и CFTC регулярно спорили о том, какие криптоактивы попадают под их юрисдикцию. Например, в прошлом обе организации претендовали на юрисдикцию над эфиром, второй по популярности криптовалютой, хотя SEC в итоге уступила (биткоин тоже считается товаром). Криптовалютные компании также обвиняют г-на Генслера в том, что он постоянно меняет правила SEC, применимые к цифровым активам.
Ясность может стать главным призом для тех, кто надеется превратить криптовалюты в класс активов, любимый крупными институциональными инвесторами, которые, в отсутствие стабильных правил, в основном держатся в стороне. Наступит ли ясность, пока не ясно. Г-н Трамп может петь дифирамбы криптовалютам, но его любовь к ним не так уж и далека. Еще в 2021 году он назвал биткоин «аферой против доллара». Надежда на последовательность при Трампе 2.0 может оказаться слишком преувеличенной. ■
Why crypto mania is reaching new heights
Are bitcoin bros right to be so thrilled by Donald Trump’s victory?
Nov 12th 2024
❗ The Economist
|
</> |