Хайль-менеджеры


Мишустин: По росту ВВП Россия опередила страны, вводившие против нее санкции. За три квартала 2024 г. рост ВВП в России превысил 4%. 26 августа президент России Владимир Путин сообщил о росте ВВП на 4,6% за первое полугодие 2024 г. По словам президента, экономика продолжает расти «хорошими, высокими темпами». Объем промышленного производства увеличился на 4,4%, в обрабатывающих отраслях динамика составила 8%.
"Гитлер пришел к власти в Германии почти одновременно с Рузвельтом в США — в 1933 году. В отличие от Рузвельта — так прямо и скажем — он вытащил страну из депрессии.
В 1932-1938 годах ВВП Германии рос на 9,5% в год, промышленное производство — на 17%. ВВП предкризисного 1929-го был превышен уже в 1936-м. Безработица, достигавшая в 1933 году 20% (6 млн человек), в 1934-м сократилась до 12,5%, а в 1938-м составляла менее 1%. Инфляции в потребительском секторе не было, реальные зарплаты увеличились на 21%, доходы на душу населения — на 40%.
В США безработица, достигшая в 1933 году 24,9%, сохранялась на уровне 15% к началу войны, а экономический спад был преодолен только с ее окончанием.
Другое дело, какой ценой был получен такой экономический эффект в Германии. В 1935-1938 годах 47% роста ВНП было достигнуто за счет военных расходов, на которые пришлось 67% инвестиций в стране. В 1935-м 70% товаров и услуг, закупленных рейхом, предназначалось для вермахта, в 1938-м — 80%. [...]
Государство осуществляло политику консолидации и концентрации в крупных отраслях. Проще всего было с банками и энергетической отраслью, их даже не пришлось национализировать. К 1931 году государство, спасая банки, получило контрольные пакеты в крупнейших — Dresdner, Commerz и Deutsche, а во времена Гитлера было лишь усилено регулирование. Энергетика и до прихода Гитлера к власти принадлежала властям, в основном местным, но в операционные дела они не вмешивались. Со сменой курса Министерство экономики начало осуществлять строгий контроль за принятием решений в отрасли, например о капитальных вложениях.
Принуждение к сотрудничеству проходило по-разному: в каких-то случаях почти безболезненно, в каких-то с бесчеловечной жестокостью. Густав Крупп и Карл Фридрих фон Сименс, возглавлявшие корпорации Krupp и Siemens соответственно, не скрывали неприязни к Гитлеру (Сименс даже не явился на одно из совещаний, куда был приглашен), но получили от правительства хорошие военные заказы. Фриц Тиссен, основной акционер Vestlag, сочувствовал режиму. В самой жесткой форме был установлен контроль над авиастроительной отраслью. [...]
Часто задают вопрос, был ли Гитлер безумен и если да, то когда он сошел с ума. Можно с уверенностью сказать, что экономическое безумие наступило не позже 1939 года. Если во времена Шахта программа перевооружений еще не выходила за рамки терпимого, то после аншлюса (включения в состав Германии Австрии в 1938 году) планы стали совершенно утопичными. Так, например, планировалось построить столько военных самолетов, что для того, чтобы поднять их все в воздух, потребовалось бы шесть лет подряд закупать на мировом рынке топливо в объеме 100% мирового производства. Впрочем, и без этого к 1939 году страна к войне была в основном готова."
|
</> |