Почему «крепостные» Сталина не спешили за паспортами?
gusev_a_v — 07.02.2021Из многочисленных современных публикаций известно, что крестьяне в годы первых советских пятилеток, как правило, не имели паспортов. Дескать выехать из деревни они никуда не могли, в город, податься права не имели, а если сбегали работать на завод, то их ждал их неминуемый арест и гулаг.
Конечно, идеальной истории не бывает, у некоторых колхозников были серьезные проблемы из-за невозможности быстро получить документы.
Но эти проблемы преувеличены.
По крайней мере в Первоуральске картина была прямо противоположной той, которую любят описывать публицисты.
Миф о том, что для колхозников были серьезные ограничения в передвижении по стране, опровергнут неоднократно. Не буду повторяться.
Приведу пример того как не только колхозники, но так же единоличники и раскулаченные катались по стране спокойно жили и работали там где хотели не имея паспортов.
Пример этот, естественно, на примере города Первоуральска, в котором я живу.
Дабы понимать происходящее, напомню, что в ходе индустриализации в Свердловской области было построено множество крупных промышленных предприятий.
Старая промышленность, доставшаяся от царского режима, была допотопной, требовала небольшого числа рабочих. А тут, по тем временам, строятся промышленные гиганты. Рабочих рук нужно много.
В Первоуральске в начале 30-х грандиозную стройку вела организация Трубстрой. Рабочих в царской России было мало, поэтому крестьянское население массово начало превращаться в рабочий класс.
Кто приехал, есть ли документы – толком никто не знал. Поэтому на заводе открыли паспортный стол, дабы собрать со всех документы и на основании этих документов выдать паспорта.
Если кто с первого раза не понял: люди уже работают на стройке, живут в свежеотстроенных бараках, получают зарплату. Одни честно работают, другие пьют, третьи воруют…
Паспортный стол открыли и несколько дней подряд проводили собрания, объясняли что надо прийти, принести имеющиеся документы и получить паспорт.
Проще говоря, людям паспорта не то, что не давали – навяливали!
Начальники цехов взбучку получили за то, что их работники от паспортизации отлынивают.
Организаторы паспортизации возмущались:
«… в жилищно-коммунальном цехе, в течение семи дней не могут оформить документы 350 человек».
Паспортизация, в том числе, как объясняли её организаторы, проводилась для выявления классового врага.
«Трубстрой – стройка старая, куда годами просачивались кому не лень, да тем более, как выявила паспортизация, брали кого угодно без документов, руководствуясь принципом -лишь бы был человек и мог работать», - признавалось открыто и честно.
Ну, а что такого выявила паспортизация Трубстроя. Вот цифры: «из 680 человек, получивших паспорта, оказалось 26 кулаков, лишенцев, твердозаданцев…»
Эту фразу не надо понимать так, что жил кулак, имел батраков, свинарник, коровник, нивы колосящиеся и вдруг побежал на Трубстрой работать.
Под кулаками, в данном случае, нужно понимать раскулаченных. Что касается лишенцев, то – это граждане СССР, лишенные избирательных прав. По Конституции 1918 года эксплуататорские классы и священнослужители, бывшие полицейские, жандармы и т.п. были лишены избирательных прав до 1936 года, когда новая сталинская Конституция уравняла в правах всех граждан.
Ну и твердозадапнцы – это бывшие кулаки, крестьяне-единоличники, которым установлен специальный план по сдаче продукции - твердое задание.
Проще говоря, без паспортов годами на Трубстрое работали сотни колхозников, десятки раскулаченных, единоличников и лишенных избирательных прав граждан…
Отмечу, описываемый случай происходил осенью 1933 года, после введения паспортной системы, как пишет «Коммерсант» «крепостного права».
Такие вот сталинские крепостные! А вы, люди свободной России, пойдите хоть куда-то без вороха справок, квитанций об оплате, страховок, пластиковых карт, десятков нужных подписей, на работу суньтесь!
Если колхозники 30-х крепостные, то вы кто?