рейтинг блогов

Почему Фредди Меркьюри так любят в России?

топ 100 блогов learnoff05.09.2020

Отмечаем день рождения фронтмена Queen Фредди Меркьюри (1946 — 1991). Поколению X, его детям и внукам посвящается...

Концерт Queen в Rosemont Horizon, Чикаго, 19 сентября 1980 года (Photo © Paul Natkin)
Концерт Queen в Rosemont Horizon, Чикаго, 19 сентября 1980 года (Photo © Paul Natkin)

Фредди Меркьюри как шоумен и музыкант и спустя почти 30 лет после своего ухода остается недосягаемой величиной. Но почему он и его творчество так популярны именно в России на протяжении долгих лет? Попробуем разобраться?

И начнем совершенно с неожиданной стороны. 

1. 1991 год

В 1991 году СССР доживал последние дни: павловские реформы, обесценивание денег, повсеместная талонная система, обнищание основной массы населения, ГКЧП... Поднимает голову бандитизм, появляются первые «новые русские», одна за другой «отваливаются» национальные «окраины», окончательно открываются границы, и кто может уехать — немедленно едет. 

У подростков и молодежи оставалось не так-то много перспектив: или начать погоню «за длинным рублем» (долларом), не гнушаясь средствами, или покорно дожидаться своей участи на развалинах государства, или, не имея возможности внешней, уходить во «внутреннюю эмиграцию». 

Виктория Ивлева. Фонтанка, 145 (первые техно-вечеринки Ленинграда, на фото Алексей Хаас), 1991
Виктория Ивлева. Фонтанка, 145 (первые техно-вечеринки Ленинграда, на фото Алексей Хаас), 1991

Неформальные объединения существовали в подпольном и полуподпольном формате и раньше, но именно в 1991 году, особенно после августовского путча, им дали фактически «зеленый свет». Появились новые печатные издания, авторы самиздата стали властителями дум, неформалов стали охотно приглашать на телевидение и радио. 

Но самой если не активной, то заметной частью неформальных объединений молодежи были музыканты и близкие к ним либо территориально, либо по духу тусовщики — поклонники отдельных групп (например, депешисты — фанаты Depeche Mode или алисоманы — фанаты группы Константина Кинчева) или различных стилей и направлений: панки, металлисты, последние русские брейкеры, первые русские рэперы и пр.

Фестиваль «Монстры рока в Тушино», 28 сентября 1991 года
Фестиваль «Монстры рока в Тушино», 28 сентября 1991 года

Еще в 1990 году свое вещание сначала на две столицы, а постепенно на все советское (и далее — на постсоветское) пространство открыли коммерческие радиостанции Europe Plus и «Радио России Nostalgie». Западная музыка стала, наконец, уделом не только «избранных», к ней приобщились миллионы. 

Не отставало и государство. На «Радио Юность», «Маяке» и даже на тоже только что открывшемся «Радио России» без конца крутили зарубежные хиты разных лет, появились новые авторские передачи, посвященные западной и советской рок- и поп-музыке. На этой волне фирма грамзаписи «Мелодия» и вышедший из тени «АнТроп» наладили безостановочный выпуск лучших альбомов классического рока и сборник хитов поп-идолов. 

Пиратская перепечатка альбома Deep Purple Stormbringer (1974)
Пиратская перепечатка альбома Deep Purple Stormbringer (1974)

Пышным цветом расцвел (без тени иронии) советский, а потом российский музжур, и, как ни краток был его век, он оказал весомое, если не главенствующее, влияние на формирование музыкальных вкусов нынешних 40-60-летних россиян.

Страница из журнала «Ровесник», ноябрь 1991 года
Страница из журнала «Ровесник», ноябрь 1991 года

«Ровесник», «Смена» и «Студенческий меридиан», забыв о статусе «воспитателей молодежи», с удвоенной энергией и абсолютно открыто стали писать о личной жизни звезд западной музыкальной сцены, о творчестве новых и старых поп- и рок-исполнителей и групп — по большей части, конечно, зарубежных, но свой «кусок пирога» доставался и русским музыкантам. 

Среди этого изобилия имен не потерялась и группа Queen. В 1989 году вышел их альбом The Miracle, в начале 1991 года — Innuendo. Внимание привлекал необычайной силы и красоты вокал, удивительные гитарные переливы, задорный разноплановый музыкальный ряд, за которым (пока) не угадывалась внутренняя трагедия группы и ее солиста Фредди Меркьюри. Их яркие видеоклипы и эпизоды концертных шоу нет-нет, да и мелькали в эфире или распространялись на видеокассетах (часто их записывали прямо с эфира западных телеканалов, причем в урезанном виде или дайджестом — но поклонники хорошей музыки в СССР были рады и этому). 

23 ноября 1991 года весь мир облетела весть: у солиста всемирно известной группы обнаружен ВИЧ, а 24 ноября Фредди Меркьюри не стало...

Смерть Фредди Меркьюри в 1991 году для школьников или вчерашних школьников, только-только почувствовавших дыхание свободы и получивших доступ в настоящую страну грез, где играет только та музыка, которую они любят, была ударом. Наверное, точно так же, растерянными и осиротевшими, ощутили себя в 1980 году и поклонники Джона Леннона, который открыл, без преувеличения, для всех людей на Земле дверь в новый мир, в буквальном и совершенно не тоталитарном смысле слова перформатировав сознание миллионов. 

Фредди стал первой настолько крупной звездой рок-музыки, который умер буквально на глазах и на руках поклонников. Это уже потом композицию The Show Must Go On стали рассматривать как надежду на лучшее будущее — пусть не для себя, но для других. Тогда она воспринималась в прямом смысле слова как реквием. 

2. The Show Must Go On

Сингл и клип The Show Must Go On вышли в Великобритании 14 октября 1991 года и только 6 февраля 1992 года — в США. 

Между этими двумя датами произошло еще одно событие, и речь сейчас не о смерти Фредди Меркьюри. Речь о прекращении существования СССР как государства и как «красного полюса мира». 250 миллионов человек одним росчерком пера оказались в небытии. Крах посильнее «фантазий Гёте» — так сказал бы поэт, ставший свидетелем другого, не менее сокрушительного краха фактически той же страны. И каждый из 250 миллионов граждан рухнувшего государства внезапно стал предоставлен самому себе. И что же будет дальше, и будет ли вообще?

The Show Must Go On стал одним из символов того периода безвременья. Всё плохо, абсолютно всё, за что ни ухватись — но шоу должно продолжаться, жизнь должна идти дальше, несмотря ни на что. 

Queen: кадр из клипа Who Wants To Live Forever
Queen: кадр из клипа Who Wants To Live Forever

Так из реквиема The Show Must Go On стал гимном последней надежды. Об этом оперативно «смекнули» СМИ, песня и клип (а потом и другие песни и клипы Queen) заняли первое место в сетках вещания уже российских радиостанций и телеканалов (как государственных, так и коммерческих). Всё это объясняли данью памяти великому шоумену и музыканту, восхищением перед творчеством группы и ее вкладом в мировую музыкальную культуру и шоу-бизнес. 

Так продолжалось довольно долго. Queen без устали крутили на телеэкранах и радио по меньшей мере 2-3 года. Кому-то это действительно помогло обрести надежду и встать на ноги — ведь жизнь продолжается, несмотря ни на что. Но в какой-то момент к людям начало приходить настоящее понимание смысла этой «вакханалии» вокруг имени Фредди. Точнее, даже можно назвать дату «перевода стрелок» — 5 апреля 1994 года. День трагической гибели другого яркого шоумена и замечательного музыканта, Курта Кобейна. Надежда сменилась разочарованием, апатией и даже страхом... и смерть Курта пришлась как нельзя «кстати». 

Курт Кобейн на концерте группы Nirvana в Сиэтле (13 декабря 1993 года)
Курт Кобейн на концерте группы Nirvana в Сиэтле (13 декабря 1993 года)

Это ни в коей степени не умаляет значение творчества Фредди и Queen и их вклада в мировую музыкальную культуру и шоу-бизнес. Это просто напоминание о том, что любое событие и любой факт можно использовать как во вред, так и во благо. Смерть Фредди Меркьюри послужила во благо многим людям по всему миру, как ни кощунственно это звучит. И больше всего его жизнь и судьба — по образу, а не по содержанию — отразилась на гражданах бывшего СССР, которых сейчас принято относить к поколению X.  

3. Фанаты и вокруг них

На волне посмертной популярности Фредди Меркьюри в России и других странах бывшего СССР появилось немало поклонников его уникального таланта и незабываемого творчества. Да и вряд ли в 1990-х нашелся хотя бы один молодой человек, который не слышал всё о том же The Show Must Go On, а We Will Rock You и We Are The Champions навеки прописались в репертуаре футбольных фанатов и просто любителей спорта, которых в СССР и на постсоветском пространстве всегда было больше, чем поклонников хорошей музыки. 

Полноформатный постер-буклет «Меломан» (1993)
Полноформатный постер-буклет «Меломан» (1993)

Доставать материалы было непросто. Завязывались «клубы по переписке»: ребята из разных городов обменивались крупицами (да, по сравнению с сегодняшним изобилием, это были жалкие крохи) информации о Queen и Фредди, полученными из разных, не всегда надежных, источников. Постеры из западных, да и российских журналов и профессиональные фотографии ценились если не на вес золота, то близко к тому. 

Не было проблем разве что с самим творческим наследием группы (по крайней мере, официальным): кассеты продавались на любом лотке, а в студиях звукозаписи можно было за небольшие деньги заказать запись любого альбома. С видео было посложнее, хотя бы потому, что видеомагнитофоны всё еще оставались для многих недоступной роскошью, по ТВ Queen крутили часто, но этот «момент» надо было «ловить». Но вскоре у многих так или иначе появились на руках кассеты с Greatest Flix I и II. Так же или примерно так же обстояли дела и у большинства постсоветских фанатов других зарубежных рок- и поп-исполнителей. 

Почему Фредди Меркьюри так любят в России?

На волне недостатка информации некоторые восторженные граждане стали выдвигать различные конспирологические теории болезни и смерти Фредди Меркьюри: Фредди отравили, специально заразили, это происки мировой закулисы, желающей погрузить весь мир в пучину разврата, Меркьюри — не гей и никогда им не был, но ЛГБТ нужна была своя весомая гей-икона, и Фредди с его беспорядочным образом жизни как нельзя лучше подошел на эту роль. И снова по кругу: вот потому его и заразили и обвинили в нетрадиционной сексуальной ориентации, и даже беспорядочный образ жизни — это только постановка для прессы, которой надо о чем-то писать, а на самом деле всё было не так, он любил только девушек, но всех друзей и родных заставили замолчать или купили, хотя на самом деле в частных беседах они говорят совершенно иное и т.д., и т.п. 

Но если лет 20 — 25 назад подобные теории еще выглядели пусть и нелепо, то довольно свежо и любопытно, то сейчас они уже смахивают на откровенное мошенничество. Интернет открыл доступ к самым полным и достоверным материалам о Фредди и Queen, и о жизни, личности и творчестве Меркьюри высказалось и написало так много людей, что докопаться до истины стало до банального просто: достаточно сравнить несколько источников. 

Фейспалм в исполнении Брайана Мэя
Фейспалм в исполнении Брайана Мэя

С годами фанаты поуспокоились, начали устраивать свою жизнь, и о своем увлечении если не забыли, то отложили его до лучших времен. В Москву Брайан Мэй и Роджер Тейлор приехали только в 2004 году, на презентацию мюзикла We Will Rock You. Тогда группа выступила вместе с Земфирой на премии MTV Russia Music Awards, они совместно исполнили We Are the Champions. Мюзикл продержался на сцене всего лишь год: тема бунтарства и стремления к свободе начала себя изживать в относительно «сытых» 2000-х в России. 

В 2008 и 2012 году Queen дали полноценные шоу в Москве (а также в Харькове, Риге, и в 2012 году — в Киеве). И если в Харькове группа установила новый мировой рекорд — 350 тысяч человек заполнили площадь Свободы — то в Москве их встретили зияющими усмешками пустые ряды «Олимпийского». 

Концерт Queen в Харькове 12 сентября 2008 года
Концерт Queen в Харькове 12 сентября 2008 года

Время уже изменилось, и, казалось, навсегда: в The Show Must Go On с московской сцены снова зазвучали нотки реквиема. Реквиема по группе и по великому будущему в свободной стране, о котором мечтали советские дети 1991 года. 

4. Фильм «Богемская рапсодия»

Фильм, посвященный Фредди Меркьюри — это идеальный образец долгостроя уровня египетских пирамид или Нотр-дам-де-Пари. Конечно, не в вечном, а во временнОм плане. Незамысловатая по сюжету и убойная по энергетике кинолента действительно смогла повернуть время вспять и на 2 часа «вызвать к жизни» дух Фредди Меркьюри.

Кадр из фильма «Богемская рапсодия»
Кадр из фильма «Богемская рапсодия»

И если для всего остального мира 40-60-летних поклонников группы это была яркая, но всего лишь ностальгия по молодости, в России она стала ностальгией по тому самому миру надежд, который поддерживался рефреном The Show Must Go On. Это было немаловажным фактором с учетом событий вокруг нашей страны в последние годы — событий, которые еще ждут своей оценки, быть может, еще через 30 лет. 

После фильма армия поклонников Queen и Фредди выросла многократно по всему миру за счет подростков и молодежи, наконец-то оценивших родительские вкусы. То же самое произошло и в России и снова с поправкой на то, что The Show Must Go On теперь стал рефреном надежды для нового поколения, которое тоже внезапно оказалось на распутье. 

Только характер у этого распутья был уже совершенно иной. Если родители были нищими в материальном отношении, то современные дети (большинство) получили доступ почти ко всем благам цивилизации, просто им настало время выбирать: продолжать ли следовать законам общества потребления или, наконец-то, обратить свой взор на духовную природу человека. 

Памятник Фредди Меркьюри в Монтрё
Памятник Фредди Меркьюри в Монтрё

Фильм «Богемская рапсодия» всколыхнул уже не бытовые, а бытийные вопросы, исподволь заставил задуматься о важности прошлого для будущего. Незамысловатый сюжет фильма стал сюжетом современной молодежи: это общество больно, его нужно лечить, но есть ли лекарство, кроме неимоверной силы духа? 

Жаль, что эта волна в свете последних событий в стране и мире тоже сошла на нет. Сейчас все озабочены поисками совсем другого лекарства. Ну что, The Show Must Go On? 

Автор: Александра Натальчук, редактор проекта Learnoff, создатель сообщества QUEEN TIME, администратор международной группы Friends who like Queen.  


Почему Фредди Меркьюри так любят в России?

Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пятничное. По поводу http://e-apraksina.livejournal.com/7642171.html Образы некоторых животных в современном мире наделены глубоким символизмом :) (Здесь мог бы быть экскурс в историю, о пеликанах, или хотя бы страусах...) Так, навскидку, из современного, помимо ...
С этого момента можете считать меня маньяком :) Мой журнал был настоящим позорищем и занозой в моей заднице перфекциониста - практически все посты состояли из фотографий, которых, вот фак, если пролистать постов 70, было не видно. Пользуясь случаем, передаю привет фотохостингу радиКА ...
Текстом: Все, кто ратует за мир - агенты Кремля. Мир сегодня может быть только на условиях Москвы. А в комментах огонь: Да, да, там виден лайк Э. Долинского, который за всё хорошее и против всего плохого... Ну и само-собой, о России: Текстом: Предновогоднее. 31 ...
Нет нужды говорить что я терпел жалкий провал. Смотрите же мы ждем вас! Просто подвернулась его рука. Низко над городом шли пикировщики. Мы все боялись что твоя странная болезнь вернется. Следствие редко способно взглянуть на свою причину с ...
Вадима Простова с ДР можно поздравлять тут! ...