Почему Эмиратам удалось стать богатыми и процветающими, а их соседям — нет?
smapse — 19.02.2024ОАЭ – страна, которая признана эталоном успешности. При этом нельзя сказать, чтобы окружение, в котором она находится, способствовало бы экономическому процветанию. Как же им удалось добиться успеха?
Невероятно, но факт: до 70-х годов XX века передовая молодежь из региона отправлялась за университетским дипломом в город на побережье Пакистана, в Карачи. Сегодня всё с точностью до наоборот, и пакистанцы, как и многие другие, мечтают учиться в Эмиратах.
Считается, что залогом успешности и процветания являются колоссальные запасы нефти и газа, львиная доля которых сосредоточена на территории всего двух из семи образований, в эмиратах Абу-Даби и Дубай. Но это лишь одна из причин. Попробуем узнать про другие.
Нефть и кровь
До середины позапрошлого века заметная часть побережья Персидского залива звалась Пиратским берегом – по основному роду деятельности местного населения.
В 1861 году в регион пришла Британская колониальная империя – англичане заключили соглашение с местными правителями, в числе которых были и властелины будущей колонии Договорный Оман, часть территории которых сейчас входит в Эмираты.
В 30-х в местных песках нашли нефть, а к началу 60-х начались успешные экспортные поставки. В 1971 году бывшие колонии обрели независимый статус и приняли решение объединиться.
Несколько монархий избрали президента – им стал шейх Абу-Даби Саид ибн Султан – и определили правила игры. Стартовые условия были непростыми, ведь крупнейшие соседи на севере и юге, Тегеран и Эр-Рияд, претендовали на региональное господство. Вдобавок у обоих были претензии на часть земель эмиратов Шардж и Абу-Даби, поэтому признания ОАЭ от них не получили.
Новым покровителем стали американцы, пришедшие на место англичан. Поводом для расторжения имевшихся договорённостей была якобы закравшаяся в соглашение о разделе продукции ошибка, согласно которой вместо прописанных в тексте 10% доходов от нефтедобычи в местный бюджет и 90% — в британский, должно быть наоборот.
Американцы согласились, Эмираты стали одним из важнейших партнёров США в регионе. Лишь спустя годы эмирам Саудовской Аравии удалось подвинуть их. Со временем властям удалось сосредоточить в своих руках 90% доходов от нефтедобычи, сочетая разные методы – от выкупа до конфискации.
Таким образом решающую роль в добыче ресурса получили местные шейхи, а британцы утратили влияние. Впрочем, им удалось предотвратить расширение нового государства, предотвратив присоединение к альянсу Бахрейна, Катара и Омана с Йеменом.
Национализация нефтянки дала резкий рост доходов бюджета. При этом население оставалось весьма скромным; большая его часть составляли местные арабы, а также индийские мигранты, выполнявшие ту же роль, которую в России берут на себя таджики и узбеки (с той лишь разницей, что большая часть населения до получения независимости была неграмотной).
За 10 лет независимости население страны выросло в 9 раз. Большая часть были арабы, хотя и приезжие.
Пятилетние курсы
Возросшие доходы было нужно как-то осваивать. Господствовавшая в ту пору теория девелоперской экономики гласила60-х что страна должна была создать собственную сложную индустрию.
До шестидесятых всё, чем были богаты арабы Эмиратов, был металлургический завод и табачная фабрика. Новый президент провозгласил курс на создание промышленности, а инструментом стали пятилетние экономические планы.
Каждому из эмиратов было предназначено избрать себе отрасль экономики, а Абу-Даби пообещали проинвестировать проекты по созданию промышленных предприятий. Себе они определили нефтепереработку и сервисные функции: предполагалось производить то, без чего нефть добывать и перерабатывать не получится.
Кто-то взялся делать удобрения, а небольшой эмират Рас-Аль Хайм занялся строительством шоссейных дорог, а чуть позже – фармацевтической промышленностью, со временем завоевав позиции сильнейшего производителя на Ближнем Востоке.
В Дубае приняли решение заниматься стройматериалами и металлами, которые к тому моменту ещё никем не были «застолблены». Власти федерации были несколько озадачены: в Абу-Даби искренне не понимали, зачем нужны плитка и унитазы в их условиях.
Впрочем, дубайский шейх и сам всё прекрасно понимал, а потому принял решение создать для своей продукции рынок – и решил построить в Дубае самый современный мегаполис в мире.
До того, как стать финансово-деловой и экономической столицей региона, дубайский порт служил пунктом перевалки наркотических средств, золота и контрабандной торговли.
Дубаю помог случай. В 1975 году в Ливане, где прежде базировались крупные международные фирмы, началась гражданская война, и корпорации стали подыскивать себе новую «базу». Ей мог бы стать Тегеран, но исламская революция и превращение страны в дикую теократию под санкциями поставило крест на этом проекте.
И тогда кто-то предложил Дубай.
Долгое время у Дубая не было конкурентов. Катар и саудиты были военными партнёрами США, а на финансовые инструменты не посягали. Тем более что и в рамках военной коалиции у страны была своя функция – транспортно-логистическая.
В это время в стране были построены сотни офисов и жилых зданий для размещения транснациональных корпораций и их сотрудников. Открывались филиалы банков, консалтинговых агентств, страховых и девелоперских компаний.
На полученные из Абу-Даби деньги были построены самый крупный морской порт, аэродром, ряд гостиничных и офисных зданий первого класса. Параллельно строились заводы, причём инвестором выступила власть.
При этом транснациональные корпорации не могли просто так взять и прийти в регион: строить недвижимость могли лишь те фирмы, у которых владельцы более чем на половину были арабскими гражданами. Попутно строились опреснительные заводы, электростанции, пищевые производства.
Результат на пять баллов
Стратегия что Дубая, что Абу-Даби оказалась выигрышной. Небоскрёбы и торговые центры служат фасадом для одной из наиболее крупных на земле индустриальных стран.
Стратегия шейхов полностью себя оправдала. За фасадом небоскребов и развлекательных центров скрывается одна из крупнейших в мире промышленных стран. Наряду со строительной отраслью и металлообработкой тут делают элементы и узлы для авиационной и военной промышленности.
Несмотря на это, нельзя сказать, чтобы у порога страны стояла очередь из бизнесменов, готовых вложить свои деньги в открытие совместных предприятий с эмиратами и местным бизнесом. Поэтому практически всё в стране принадлежит «своим» — либо властям, либо населению.
В Эмиратах правила работы иностранных инвестиционных агентов очень строги. Регистрация фирм, на 100% принадлежащих иностранцам, возможна в свободных экономических зонах, но работать в этом случае придётся за рубежом или в пределах той же зоны.
Чтобы работать непосредственно в стране, необходим местный партнёр, готовый вложиться в 51% акций, и именно ему будут принадлежать все права на бизнес.
Консультанты по инвестициям часто пользуются неопытностью иностранцев и помогают оформить бизнес на якобы подставные лица, но это не очень законно, а местные суды в любых спорах хозяйствующих субъектов всегда встают на сторону «соплеменника», сколь нечистой не была бы его рука.
Налоги и сборы: как это работает?
Есть легенда, что вся страна представляет собой колоссальный дьюти фри. Это не так: до 2017 года тут не было НДС, да, но сейчас есть, он установлен в размере 5%.
Налог на прибыль прогрессивный, он зависит от размера прибыли, ставка варьируется от 10 до 55%. Именно по такой ставке облагаются нефтяная отрасль, причём в некоторых случаях она может быть повышена до 85%.
Есть также скрытые налоги, которые взимаются под видом лицензирования коммерческой деятельности – от розничной торговли в свободных экономических зонах до аренды офисов, платного проезда для иностранцев и сборов за коммуналку (и это помимо непосредственно тарифов).
|
</> |