рейтинг блогов

Почему дороги России становятся безопаснее?

топ 100 блогов crusandr27.02.2017Транспорт Почему дороги России становятся безопаснее?

На прошлой неделе Госавтоинспекция России опубликовала статистику по погибшим и раненым в ДТП за 2016-й год. В 173700 ДТП погибло 20308 человек, еще 221140 были ранены.

Конечно, это всё еще очень много: в год на наших дорогах гибнет население небольшого города. Но все-таки смертность и аварийность продолжают снижаться. По сравнению с 2015-м годом число погибших в ДТП уменьшилось на 12%, раненых – на 10%, число ДТП – на 11%. И это не случайность, а тенденция: количество погибших в ДТП в России непрерывно сокращается с 2011 года, а уровень 2016 года – лучший показатель с середины 80-х, когда машин на наших дорогах было в 10 раз меньше!

Почему дороги России становятся безопаснее?

Но это абсолютные цифры, а чтобы оценить, как обстоит дело с безопасностью дорожного движения в России в сравнении с другими странами, есть еще 2 относительных показателя.

Первый – количество погибших на 100 тыс. жителей. В год в мире в ДТП гибнет около 1,25 млн человек, т.е. примерно 15 человек на 100 тыс. человек. В 2016 году показатель России (13,9) впервые за много лет оказался ниже среднемирового, за 10 лет снизившись почти в 2 раза!

Почему дороги России становятся безопаснее?

Для сравнения: в странах Западной Европы и США средний показатель составляет 8-9 человек на 100 тыс. жителей.

Еще более впечатляюще выглядит график снижения смертности на 10 тысяч автомобилей. За 26 лет уровень этого показателя в России снизился в 9 раз! За это время количество автомобилей в стране выросло с 8,6 до 43 миллионов, а уровень автомобилизации – с 58 до почти 300 автомобилей на 1000 жителей.

Почему дороги России становятся безопаснее?

Кажущееся парадоксальным повышение безопасности дорожного движения по мере роста автомобилизации свойственно всем странам, где проходила массовая автомобилизация. Но в данном случае стоит порадоваться тому, что в России этот процесс идет достаточно быстро: за последние 10 лет мы сделали мощный рывок в сторону безопасного дорожного движения, резко приблизившись как к США, где массовая автомобилизация прошла в 20-е, так и к Западной Европе, где она состоялась в 60-е. Причем в последние 2 года этот процесс ускорился.

Так почему же наши дороги становятся безопаснее? Выделим 5 причин.

1. Повышение качества и безопасности автомобилей. Российский автопарк постепенно обновляется. Несколько лет назад сняты с производства и стремительно уходят в прошлое убитые «классики» и «девятки» без подушек безопасности. Новые автомобили оснащены системами активной и пассивной безопасности и гораздо лучше заботятся о жизни - здоровье и водителя с пассажирами, и других участников движения. Даже у пешеходов теперь шансов остаться в живых гораздо больше.

2. Транспортное самообучение нации. Все больше получающих водительские права становятся водителями во втором – третьем поколении и многие правила поведения на дороге впитали, что называется, с молоком матери. Такие люди пристегивают себя и пассажиров ремнями безопасности, малышей возят только детских креслах, уступают пешеходам и не проскакивают на красный свет не из-за боязни наказания, а по убеждению. И по мере того, как таких водителей на дорогах становится больше, движение становится спокойнее, а нарушителей – меньше. Растет и общественная нетерпимость к многим нарушениям ПДД: если в 90-е езда пьяным за рулем или по встречке многими воспринималась эдаким проявлением молодецкого ухарства, сейчас такие нарушители - однозначные маргиналы.

3. Видеокамеры и видеорегистраторы. Видеофиксация нарушений тоже работает на повышение безопасности. В последние 10 лет на российских дорогах было установлено множество камер фотовидеофиксации, это объективно успокаивает трафик, например, заставляя снижать скорость. Интересно, что видео-регистраторы, активно приобретаемые водителями, работают на тот же результат: даже принципиальные лихачи волей-неволей вынуждены ограничивать себя на дороге, ведь мало кому хочется попасть на Ю-тюб, да и отвертеться от наказания при ДТП гораздо сложнее.

4. Адресная работа по повышению безопасности дорог. Медленно, но верно становятся лучше и российские дороги. Хотя ситуацию пока сложно назвать удовлетворительной, все же денег на дорожный ремонт выделяется все больше. Федеральные трассы уже в целом выглядят прилично, очередь за региональными. Мало-помалу строятся новые и реконструируются старые дороги.

Помогает и адресная работа по ликвидации «очагов аварийности», которая около 10 лет назад была развернута по всей стране. Места аварийности фиксируются и ежегодно принимаются меры по их расшивке – установкой светофоров, ограждений, освещения, световозвращающих элементов и дорожных знаков, изменением разметки и т.д. Конечно, эта работа имеет ограниченный эффект, ведь множество ДТП происходят вне «очагов», но стоит признать, что надзорный орган ГИБДД и региональные власти, отвечающие за дорожную безопасность, не зря едят свой хлеб.

5. Повышение штрафов. Сложно не заметить, что уровень смертности начал сокращаться с 2007-го года, когда началась волна повышения штрафов за многие нарушения ПДД – превышение скорости, проезд на красный свет, непристегивание ремнем, отсутствие детских кресел, выезд на встречку, непропуск пешеходов и т.д. Бытует мнение, что повышение штрафов малоэффективно, пока не обеспечена их полная собираемость и вообще неотвратимость наказания. Но опыт показывает, что общественное внимание к нарушению и освещение проблемы в СМИ само по себе заставляет включать голову многих водителей, постепенно настраивая их на правильные стереотипы поведения за рулем.

Разумеется, не стоит доводить все до абсурда и переоценивать влияние штрафов, но свой эффект они имеют. Кстати, если сравнить наши наказания за нарушение ПДД с другими странами развитой автомобилизации, обычно там они жестче не только в абсолютных значениях, но и в сравнении с зарплатами.

Многие приписывают снижение смертности в ДТП спаду деловой активности в 2014-2016 гг. Мол, «бензин дорожает, люди совершают меньше поездок и покупают меньше машин, вот безопасность и растет». Это объяснение довольно сомнительно: как показывает статистика, уровень безопасности весьма слабо коррелирует с уровнем развития экономики. Скажем, самый высокий уровень аварийности и смертности в стране – 35-36 тыс. погибших в год! - наблюдался с 1990-го по 1994-й, время катастрофического экономического спада и все еще очень низкой автомобилизации. С 1994-го до 1997-й показатели аварийности действительно снизились (как и экономика), а расти начали в кризисный 1998-м, когда, казалось бы, количество поездок должно было снизиться! Или взять период с 2003-го по 2007-й: смертность в ДТП при бурном экономическом росте стагнировала.

Подведем итоги
Как показывает мировой опыт, дальше каждый процентный пункт снижения аварийности будет даваться все тяжелее. Тем не менее, эту работу надо продолжать и наращивать. Наступает время, когда от борьбы с явными и очевидными очагами аварийности властям придется переходить к борьбе за каждого человека и профилактике - разработке и массовому применению типовых мер по повышению безопасности дорог. Пример такой программы - "Цель - Ноль".

Из недооцененных мер с идеальным соотношением «затраты – скорость - эффект», я бы выделил пешеходные световозвращатели – фликеры. Если их на правах социальной рекламы начнут рекламировать на федеральных каналах так, как в 2000-е боролись с пьянством за рулем, за счет одного только повышения заметности пешеходов в темное время суток удастся спасти 1500-2000 жизней в год. Об этом 3 статьи:
Как спасти тысячи пешеходов от смерти по ошибке
Пешеходы на дорогах станут заметнее, или Зачёт в карму властям
Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею

А что вы думаете о безопасности дорожного движения у нас в стране и вообще? Почему она растет, какие меры самые эффективные и что еще предстоит сделать?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Что я узнал за последние пару дней о читательской аудитории после целенаправленной и систематической проверки. 1) На Украине кандидаты физмат наук не понимают, что от умножения нуля на любое число и прибавления результата умножения к константе, константа не меняет своего значения. Это л ...
Как сообщил венесуэльский веб-ресурс www.fav-club.com , в венесуэльский порт Пуэрто-Кабельо прибыло голландское судно Anjeliersgraht, доставившее из России (Санкт-Петербурга) очередную партию из 12 бронетранспортеров БТР-80А для вооруженных сил Венесуэлы. Бронетранспортеры бы ...
Пока в России предлагают разместить портрет бессмертного Путина на купюре в 5000 рублей, давайте посмотрим, что происходит в турецкой лире. Так как мне кажется там заканчивается коррекция и следует ожидать возобновления роста. Все посты на тему лиры собраны по метке турецкая лира ...
Бюст Иосифа Сталина, незаконно установленный в Сургуте 15 сентября, на следующий день был облит красной краской. После установки городские власти заявили, что инициативная группа, открывшая бюст, должна будет демонтировать его за свой счет. Ранее власти Сургута выдали разрешение на ...
Что загадать на новый год ? Скорей всего наверно мира, чтоб снисходительней стал Бог, чтоб о любви лишь пела Лира . Пусть кошка трётся возле ног и запах мандарин витает ... и вкусный яблочный пирог на кухне тихо остывает . А за окошком будет снег кружиться лебединой ...