По залам Пушкинского музея
galik_123 — 27.09.2023 Искусство Древнего Ближнего ВостокаЗал №2
Вторым залом в Пушкинском музее, по задумке И.В. Цветаева, стал Ассирийский зал, сейчас это тоже зал №2, посвящённый искусству древней Месопотамии. Сначала в нём были представлены только слепки. Сейчас здесь можно увидеть, кроме слепков барельефов и целых ворот, подлинные горшки и прочие мелкие находки, включая клинописные глиняные таблички (таблички от 1 тыс. до н.э. до 3-го тыс. до н.э.).
За 100 с лишним лет с момента открытия Музея зал № 2 претерпевал постоянные преобразования. При этом узнаваемость залу обеспечивают слепки ассирийских рельефов, приобретенные И.В. Цветаевым к открытию Музея изящных искусств. Долгое время они являлись основными экспонатами зала № 2. Слепки были изготовлены в муляжных мастерских крупнейших европейских музеев: Британского и Переднеазиатского музеев (с рельефов из Северо-западного дворца Ашшурнацирапала II в Кальху, первая половина IX в. до н.э.) и Лувра (со статуй крылатых быков из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине, конец VIII в. до н.э.) и льва (из уже упомянутого дворца в Кальху) с человеческими головами. Ашшурнацирапал II - царь Ассирии приблизительно в 884—859 годах до н. э. Сын Тукульти-Нинурты II, Ашшурнацирапал II был выдающимся полководцем и дипломатом, чрезвычайно методичным и безжалостным в достижении поставленной цели.
В древней Ассирии (территория современного Ирака) фигуры Шеду - существа на пяти лапах с телом быка или льва, орлиными крыльями и головой человека, устанавливались с наружной стороны входа, попарно, лицом к входящему, как стражи ворот. Наличие у изваяний "лишней" ноги можно объяснить желанием показать фигуру в двух состояниях: приближающийся человек видел её стоящей, в фас, с поставленными рядом передними ногами; при движении вглубь помещения открывался профиль скульптуры с выдвинутой вперед ногой, и казалось, что Шеду начинал движение вперед. Фигуры Шеду играли важную конструктивную роль, являясь опорой сводчатого перекрытия входа.
Отреставрированный урартский карас - в центре
Наиболее ранние оригинальные из представленных в зале памятников были найдены при раскопках, проводившихся Институтом археологии Академии наук СССР в Северном Ираке на холмах Ярым-тепе I и Ярым-тепе II. Там были обнаружены земледельческие поселения конца VIII-V тысячелетий до н.э. с расписной посудой этого времени, украшенной геометрическими, растительными орнаментами и изображениями животных. Два из представленных в экспозиции сосуда не имеют аналогов в собраниях других музеев мира
Сосуд керамический расписной Халафская археологическая культура Ярым-Тепе II, V тыс. до н. э. Из раскопок советской археологической экспедиции в Северном Ираке (1969-1984, руководитель Рауф Магомедович Мунчаев). Реставратор Елена Олеговна Минина
Плиты с рельефами размещены на стене в три яруса. В ассирийских дворцах они были расположены по периметру залов на уровне человеческого роста, составляя непрерывную ленту. В нижнем ряду в зале представлены панно с ритуальными композициями. Главное место занимает изображение ритуального возлияния - с фигурой царя на троне, его виночерпием и оруженосцами. Обрамляют сцену крылатые гении-покровители с небольшими ведрами и шишками в руках, совершающие, видимо, обряд помазания. Композиция отличается монументальностью, симметричным расположением мощных фигур с утрированной мускулатурой. Фигуры и лица лишены портретных черт и изображены в соответствии с определенными правилами: голова и ноги - в профиль, верхняя часть туловища - в условном развороте, при котором ближнее к зрителю плечо видно в профиль, а удаленное - в фас. По-видимому, как для изображения целых фигур, так и для их частей широко применялись трафареты. Два верхних ряда занимают изображения царской охоты на диких быков, львов и военные сцены: осада и взятие ассирийцами крепости, атака ассирийской конницы, переправа через реку воинов на бурдюках, прием пленных и добычи ассирийским царем, его триумфальное возвращение. Раскраска рельефов почти не сохранилась: волосы, брови, бороды и обувь были черными; одежда, скорее всего, белой, красной и синей; украшения желтыми.
Слепки с рельефов из дворцов Ашшурнацирапала II в Кальху и Саргона II в Дур-Шаррукине
Мидяне, приносящие дань, на рельефах ассирийского дворца в Дур-Шаррукине, VIII век до н.э.
Священное дерево которому поклоняются жрецы в образе крылатых людей. Наверху - крылатый диск солнца с верховным божеством
Слепок рельефа из Нимруда с изображением царя Ашшурнацирапала II, держащего в руках жертвенную чашу и окруженного крылатыми гениями-покровителями и придворными, IX век до н.э.
Рельеф, изображающий крылатого духа с жертвенной козой и веткой в руках. IX век до н.э.
Клинописный текст на рельефе, изображающем крылатого духа с жертвенной козой и веткой в руках. IX век до н.э.
В центре зала возвышается слепок стелы Свода Законов вавилонского царя Хаммурапи (ок. 1759 до н. э.). Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. Он стал первым правителем Вавилонской династии, от которого сохранились царские надписи. Оригинал находится в Лувре в Париже. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца и покровителем правосудия Шамашем, восседающем на троне и вручающем царю судейский жезл и кольцо - знак власти над людьми.
Стела со сводами законов Хаммурапи - царя Вавилона, правил приблизительно в 1793-1750 годах до н. э., из I Вавилонской династии
На противоположной стороне зала стоит слепок крылатого льва из дворца Ашшурнацирапала II
Крылатый лев из дворца Ашшурнацирапала II. Слепок. Подлинник — IX век до н.э., Британский музей, Лондон
Источники информации:pushkinmuseum.art , e-books.arts-museum.ru
|
</> |