Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Марфино


Сентябрьский солнечный денёк благоприятствовал осуществлению ещё одного плана, и мы отправились в Марфино. Там кроме санатория, в юго-западной части усадьбы находится храмовый комплекс - летняя церковь Рождества Богородицы и зимняя церковь Петра и Павла. Церкви живописно расположены на берегу Безымянного оврага, а дорога к ним проходит по лиственничной аллее с деревьями, высаженными более 200 лет назад.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1704-1707 годах предположительно крепостным архитектором Владимиром Ивановичем Белозёровым во времена князя Бориса Алексеевича Голицына. Голицын отправлял своего крепостного учиться во Францию, наверное поэтому в облике церкви чувствуется влияние европейской архитектуры. Это самая старая постройка усадьбы.

Архитектура церкви в стиле редкого для России раннего барокко необычна для времени её сооружения. К счастью, здание сохранилось без существенных переделок до нынешних времён.

Центрический, кресчатый в плане объём имеет округлую форму апсиды и прямоугольные притворы с юга, севера и запада. Над ним возвышается световой цилиндрический барабан, увенчанный вторым, значительно меньшим цилиндрическим световым барабанчиком с ажурным металлическим крестом.

Двойные пилястры коринфского ордера украшают фасады. Выступы-притворы, крытые на два ската, завершены фронтоном.

Окна первого яруса обрамлены простыми рамочными наличниками, над окнами светового барабана - рокайль. Рисунок тридцати гирлянд из резного камня не повторяется.

В центре храма по кругу установлены четыре сдвоенных монументальных пилона, поддерживающих и повторяющих форму светового барабана. Венчает пилоны многоступенчатый сложный антаблемент, который служит основанием для подпружных арок, несущих световой барабан. На пилонах имеются ниши, где, по всей вероятности, когда-то были скульптуры. Пилоны не только усиливают центрический характер сооружения, но и придают интерьеру особую выразительность. Подобное выделение подкупольного пространства - уникальное явление в истории русского зодчества.

Ещё одна "марфинская" легенда рассказывает о том, что Б.А. Голицын остался недоволен постройкой, так как пилоны заметно уменьшили внутреннее пространство церкви, и приказал высечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего не выдержало, и под ударами он скончался.


В храмовый комплекс входит и зимняя церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, построенная следующим владельцем усадьбы Иваном Петровичем Салтыковым в память своего отца в 1790-х годах.

Небольшая скромная церковь Петра и Павла в стиле классицизма относится к редкому для своего времени типу храма "под звоном". Основной объём храма, имеющий форму ротонды, перекрыт световым барабаном с куполом. В восьмигранном световом барабане храма помещались колокола. Боковые входы в храм подчёркнуты ризалитами.

Эта церковь не имеет декоративных излишеств.


При церквях сохранился небольшой некрополь XIX века. Здесь надгробная плита молодого графа В. Панина и его дочери Натальи. Рядом надгробный камень Владимира Ивановича Белозерова, считающегося архитектором церкви Рождества Богородицы. Камень песчаник украшен великолепной резной русской вязью.

После разорения имения Марфино французами в 1812 году церкви были полностью восстановлены лишь в 1838-м, при графине С.В. Паниной. В 1846 году архитектором М.Д. Быковским в облик зимней церкви были внесены незначительные изменения. Службы в церквях проводились до 1937 года, возвращены РПЦ в 1988 году, богослужения возобновились в 1990 году после проведенной реставрации.

|
</> |