рейтинг блогов

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА (1961)

топ 100 блогов cambria_191910.03.2025 загл.jpg



Бывает ли хорошо продуманная спонтанность?


Рассудочная непосредственность?

Точно выверенная непредсказуемость?

Бывает.
Это всё имеет имя – Жан-Люк Годар.

"Женщина есть женщина" Годара считается экспериментальной комедией (кое-кто говорит, что это ромком) с элементами абсурда:


постер.jpg



Однако эксперименты и абсурд здесь не шокирующие и не эпатажные.

Возможно, они таковыми и выглядели в 1961 году – не зря же фильм получил целых два приза Берлинского кинофестиваля.

Но теперь они производят впечатление милых шалостей и вполне невинных игр разума.


Это не комедия нравов, не комедия положений и не комедия характеров.
Это комедия пасхалок, намёков, цитат, парадоксов, передразниваний и подмигиваний:



годар.jpg



Для любителей выискивать "кому же этот привет" и "что бы это значило" тут раздолье.

Для всех остальных – незамысловатая история нескольких дней из жизни влюблённых.

"Без любви не бывает фильмов", - заявлял Годар.
Этот – тоже про любовь.

Сюжет предельно прост: двое молодых парижан Анжела (Анна Карина) и Эмиль (Жан-Клод Бриали) живут вместе и любят друг друга:


они.jpg



Люди меньше всего понимают друг друга, когда влюблены.

Потому когда Анжела заявляет, что хочет ребёнка, Эмиль искренне изумлён – зачем? к чему это?


двое.jpg




А Анжела хочет теперь только этого.
Причём сейчас, сегодня же. "Женщина есть женщина".


Анжела стриптизёрша.
Нежная, чистая, простодушная стриптизёрша:



портрет.jpg




У нас же комедия с элементами абсурда.
Потому стрип-кабаре, где она работает, вовсе не ночное заведение.
Оно утреннее!


То есть по утрам Анжела мчится на рабочее место, в дружный коллектив:


коллеги.jpg



А к обеду она уже дома:



еда.jpg



Номер же у Анжелы несложный.
Костюм - ставшая знаменитой после этого фильма матроска:

Раз:



номер.jpg



Два:


трусы.jpg



Три:


ню.jpg



А вот и зрители – пара-тройка пенсионеров.
"Известно всем, тарам-парам, на то оно и утро":



стриптиз.jpg



Так Годар язвит по поводу любимого буржуазного развлечения и эксплуатации женской красоты.

А ещё он язвит по поводу прелестей домашнего очага (Анжела крайне неудачливая, но старательная хозяйка):


хозяйка.jpg




И по поводу миллиона фильмов про любовные треугольники (у него двое влюблённых в Анжелу - хорошие приятели):


друзья.jpg



Но не яростно и злобно Годар язвит, а "как бы резвяся и играя".
Просто аккуратно выворачивая всё наизнанку, переставляя местами и дурача зрителя.


Итак, стриптизёрша хочет ребёнка, а её любимый не то что не хочет, а просто не представляет, к чему такая ерунда.
И влюблённые, как им положено, пререкаются по этому поводу.

Но они не кричат и не размахивают руками.
А, взвалив на плечо торшер, топают к книжной полке:



торшер.jpg



Чтобы набрать книжек и обзывать друг друга, показывая заглавия.
Это она про него:


вот тебе.jpg



Он про неё:


монстр.jpg



Это же Годар!
Главный любитель титров, субтитров, надписей и типографики в мировом кино:



текст.jpg


А ещё герои иногда вспоминают о зрителях, здороваются с ними или спохватываются ("ну, что ты такое говоришь, на нас же люди смотрят"):


бонжур.jpg



Чтобы уж покончить с завязкой сюжета, осталось только обрисовать любовный треугольник (раз кино про любовь, куда же без этой геометрической фигуры).

Тут треугольник не вызывает бурю страстей, как ему бы следовало, а мирно вписан в ежедневную рутину.

Итак, друг Эмиля, приблатнённый Альфред Любич (Бельмондо) влюблён в Анжелу:


бельмондо.jpg



Он  добивается её всеми классическими способами – от стояния под окнами:



ждёт.jpg



И встреч в кафе (впрочем, за угощение платить он не собирается):


в кафе.jpg



До показа ей компрометирующих Эмиля фоток:


компромат.jpg



Но это ничего не меняет.
Совершенно. Драмы нет как нет.

Это же Годар!

Правда, раз Эмиль не хочет ребёнка, может быть, Альфред сгодится для такого неотложного дела:


падение.jpg




Однако финальный титр загорается сквозь задёрнутые шторы спальни влюблённых Эмиля и Анжелы, слившихся в нежном объятии:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА (1961) w1500_40252801.jpg



Если нам здесь и рассказывают жизнеподобную историю, то она подозрительно алогична.

Потому не будем вдаваться в такую второстепенную для этого кино материю, как психологическая достоверность.

Этот фильм иногда называют мюзиклом.
И это вполне верно.

Но не думайте, тут не поют, хотя композитор Мишель Легран написал хорошую музыку.

Поёт разве что Азнавур – вернее, его взволнованный голос извлекает из пластинки великолепно громоздкий  автомат (очень любопытно видеть это чудо техники):


автомат.jpg



И это тоже никакие не танцы, это снова насмешка – теперь уже над типичным мюзиклом:


дурачатся.jpg



Герои просто дурачатся:


вприсядку.jpg



Зато фильм сам устроен как некое музыкальное произведение, у которого свои законы  - и они совсем не те же, что для драмы.

Маленькая симфония для трёх солистов в сопровождении трёх цветов французского флага.
И ноябрьского Парижа, который не знает, что он оркестр.


Париж в мажоре: парочка одних и тех же влюблённых целуется - то тут, то там:


улица.jpg



Высокие ноты: герои живут на непрестижной верхотуре.
Тут живут Эмиль и Анжела (где красные маркизы):



этаж.jpg



Тут Альфред:


мансарда.jpg



Это будничный Париж "новой волны" 1961 года.
Как Наташа Ростова не удостаивает быть умной, так этот Париж не удостаивает быть вылизанным, вычищенным и парадным.

Улицы серы и полны ненарядных озабоченных прохожих:


прохожие.jpg



Подъезд влюблённых облезлый донельзя:


соседка.jpg



А фильм-то цветной.

В те времена переход с чёрно-белой плёнки на цветную для таких принципиальных экспериментаторов, как Годар, означал не случайно раздобытый приличный бюджет.
Он означал некий жест.


Это должно было что-то значить.

Потому яркие красные и синие наряды Анжелы в серой мешанине города тоже что-то значили:


в синем.jpg



Понимайте, как хотите.

Это и музыкальные акценты, и игра, и просто то, что радует глаз:


зонтик.jpg



Это ещё и  вышучивание –  например, привычных красок гения модной иллюстрации Рене Грюо:


красные колготки.jpg



Красные чулки Анжелы в фильме:


и так.jpg



И так ещё:


телеф.jpg




А у Рене Грюо:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА (1961) 232ebcd89e6400f177efa23a2b3bfa62.jpg



Или так:


за кулисами.jpg



А у Грюо:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА (1961) 58b73d7e382ec554bc39b7d881713a86.jpg



Простые краски непостижимой женской натуры.
Годар и не думает хвастаться, что в ней разобрался.


Может, женщина это странная далёкая вселенная:


синее.jpg



Может, сложная человеческая натура:


лиловый.jpg



Может, просто пустота:


красное.jpg



Диалог из фильма:
-Хочешь, чтобы я остался?
- Да (это отвечает Анжела).
- Хочешь, чтобы я ушёл?
- Да.
- Отвечать «да» на всё глупо.
- Да.

При всей условности и нарочитости это кино запросто соединяет острый галльский смысл и чисто галльскую лёгкость и свежесть взгляда.

Радость жизни, честная бедность, преодолимость  любых препон, свобода от канонов и тяжких дум.
Это молодость.

Такие вот герои. Очень молодые.
Ребячливые:


дураки.jpg



Беспечные:


велосипед.jpg



Именно в этом фильме зрители впервые увидели Анну Карину:


анжела.jpg



А Жан-Люк Годар впервые увидел её в рекламе мыла.
И сразу понял, что это его актриса.
Его женщина.


В довольно рассудочном празднике непослушания этого фильма живёт и реальная любовь.
Далеко не беспечная и не идиллическая, совсем не игрушечная.
Любовь, потом брак.


Годар и Анна Карина:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА (1961) 63042276_original.png




Нет, лучше так:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА (1961) 63041035_original.jpg



Или так? Ещё ближе к реальности:


зззз.jpg



После этого фильма Анна Карина сразу стала одним из главных лиц 1960-х:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА (1961) 53df7df474c401a9f8ab65fdbfd4bc6c_ce_892x892x217x0_cropped_1244x1244.jpg



И иконой богемного стиля.

А кино это только кино.
Это тоже Годар: «Кино – самое красивое мошенничество в мире».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот и свежие антитела подвезли. На 45 день от первой дозы, и в динамике таксть: Большинство коллег считает, что на плацебо так не подняться ни с того ни с сего, а сталобыть была вакцина, сталобыть - херня. Даже необходимый минимум не накачался. Врач-исследователь, прикреплённый по ...
Вот здесь очень много рейтингов !!! И рейтинги обновляются каждый день )))) http://livedune.ru/ ...
Евгений Чирикова рассказывает как устроен Антиселигер, который пройдет в Химкинском лесу начиная с 17 июня. ...
А. Шарий.  Расшариваем горизонты сознания 04-12-2014 Патриоты надели футболки "Донецк. Украина" Украинские СМИ и события в Грозном ...
Доброго времени суток! Повстречали на стене дома кузнечика, хотелось бы определить по конкретнее, фото под катом: Кузнечик © NickFW - 25.08.2018 Фото кликабельно, привязано к карте в то место где снято, насекомое было, как нам показалось в заторможенном состоянии... Снято в ...