По залам Пушкинского музея

топ 100 блогов galik_12316.08.2023 Искусство Германии и Нидерландов XV-XVI веков

По залам Пушкинского музея

К 2027 году все здания ГМИИ имени А.С. Пушкина сформируют крупнейший Музейный квартал, который объединит исторические и современные постройки. И через несколько лет улица Волхонка превратится в четырехполосный бульвар с зеленой зоной. В настоящее время строители реставрируют и приспосабливают к новым функциям три бывших особняка и возводят современный Депозитарно-реставрационный и выставочный центр рядом с главным зданием музея на Волхонке. В общем, нас ждут большие перемены - всё будет выглядеть совсем по-другому. Предлагаю пройтись вместе со мной по залам исторического здания и ещё раз взглянуть на великолепную коллекцию музея в знакомых и любимых интерьерах. Начнём с зала №31.
После открытия Музея изящных искусств в Москве на Волхонке в 1912 году этот зал долгое время не имел точно установленного предназначения. Но уже во второй половине 1920-х он стал одним из залов постоянной экспозиции, получив в 1930 году название "Искусство Франции и Германии эпохи торгового капитализма, эпоха так называемого северо-европейского Возрождения (XV-XVI вв.)". Предположительно, после 1945 года зал стал использоваться как запасник, а с 2000-х годов он служил для проведения временных выставок. В настоящее время (с 2021 года) в зале представлено искусство Германии и Нидерландов XV-XVI веков.

По залам Пушкинского музея


Становление художественной культуры Нового времени в Северной Европе началось в XV веке. Эта эпоха ознаменовалась переменами в духовной жизни, происходившими в условиях политических и социальных потрясений, теологическими дебатами, во многом связанными с «новым благочестием» - религиозным движением, призывавшим к обновлению веры и возвращению к духу раннего христианства. В произведениях искусства той поры спиритуализм и аристократичность отживающей готики сосуществовали с реалистическими устремлениями, интересом к окружающему миру и гуманистическими тенденциями нового искусства. Несмотря на то что отношение к личности художника менялось, и он все чаще воспринимался как свободный творец, по своему общественному положению мастер оставался ремесленником и был вынужден подчиняться строгим цеховым уставам. Неслучайно большинство дошедших до нас работ XV века анонимны. Из крупнейших мастеров немецкого Возрождения в музее представлен Лукас Кранах Старший. Расцвет немецкого искусства был недолгим. Начавшиеся в середине XVI века религиозные войны, а затем Тридцатилетняя война на долгие годы остановили культурный рост Германии.

По залам Пушкинского музея
Мастер легенды о Святом Георгии, круг. Работал между 1460 т 1490 в Кёльне (?). Благовещение. Поклонение младенцу. Створки алтаря. Дерево, темпера. Из музея-усадьбы Остафьево, Москва. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского. В ГМИИ с 1930


По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея
Немецкий мастер XVI века. Снятие с креста. Дерево, резьба, золочение, раскраска. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Немецкий мастер XVI века. Поругание Христа. Дерево, резьба, золочение, раскраска. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Корнелис II Флорис де Фриндт (1514-1575). Портрет герцогини Доротеи Прусской (1504-1547), 1548. Алебастр, резьба. До 1944 - в кафедральном соборе Кёнигсберга. В ГМИИ с 1989

Более длительным и значительным был подъем художественной жизни в Нидерландах. С XV века центральное место в нидерландском искусстве заняла живопись, а главный акцент был сделан на одухотворенной красоте окружающего мира, воспринимавшегося как гармоничное творение Бога. Мастера этой страны первыми ввели в практику масляную живопись, что позволило им добиться небывалой достоверности изображения, целостности пространства и иллюзорности разнообразных деталей и фактур (Питер Артсен, Иоахим Бекелар, Адриан Томас Кей).

По залам Пушкинского музея
Арт ван ден Босхе (около 1470-1505). Святой Криспин с двумя представителями цеха сапожников. Части створок алтаря. Холст, масло. Происходит из собрания графов Потоцких, Санкт-Петербург. в ГМИИ с 1969


По залам Пушкинского музея
Питер Артсен (1505, 06 - 1578). Христос и самарянка, около 1543-1545. Дерево, масло. Из музея-усадьбы Остафьево, Москва. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского. В ГМИИ с 1935


По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея
Ян Госсарт (Ян ван Мабюзе) (около 1478-1532). Мужской портрет, около 1530. Дерево, масло


По залам Пушкинского музея
Адриан Томас Кей (около 1544-после 1589). Мужской портрет, 1573. Дерево, масло. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Изак Клас ван Сваненбург (?) (1537-1614). Портрет девочки, 1584. Дерево, масло. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Мастер Ян (конец XV  - начало XVI). Портрет Иоганна Постоянного, курфюрста Саксонского. Дерево, масло. Из Музея замка Фриденштайн, Гота. В ГМИИ с 1946


По залам Пушкинского музея
Нидерландский мастер XV века. Портрет Анны, жены Адольфа Клеве-Равенстейна, около 1490. Холст, перевод с дерева, масло. Из собрания герцогов Лейхтенбергских, Санкт-Петербург. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Испанский (Каталонский?) мастер XII века. Мадонна с младенцем. Дерево, резьба. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1925


По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея
Лукас Кранах Старший. 1472-1553. Грехопадение,1527. Дерево, масло. Из Музея замка Фриденштайн, Гота. В ГМИИ с 1946


По залам Пушкинского музея


По залам Пушкинского музея
Лукас Кранах Старший. 1472-1553. Женский портрет, около 1526. Дерево, масло. Из Курпфальцского музея, Гейдельберг. В ГМИИ с 1946


По залам Пушкинского музея
Иоахим Бекелар (Бейкелар). Около 1530-1574. На рынке, 1564. Дерево, масло. Дар Н.П. Колопанова Румянцевскому музею, Москва, в 1892. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Мастер из Франкфурта (работал в 1495-1515). Легенда о мощах святого Ромуальда. Дерево, масло. Вероятно, из собрания Шуваловых, Санкт-Петеррбург. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Франс Флорис де Фриндт (1519-1570). Аллегория мира и правосудия. Холст, масло. Из Государственного исторического музея. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Корнелис Массейс (1510-1557). Отдых по пути в Египет. Дерево, масло. Из музея-усадьбы Остафьево, Москва. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Лукас Кранах Старший  (1472-1553). Плоды ревности. Дерево, масло. Из собрания Д.И. Щукина. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Лукас Кранах Старший. 1472-1553. Мадонна с младенцем, около 1522-1523. Дерево, масло. Из Эрмитажа, Ленинград. В ГМИИ с 1930


По залам Пушкинского музея
Ханс Зюс фон Кульмбах. Около 1482-1522. Ангел. Створка маленького домашнего органа, 1519. Дерево, масло. Из музея-усадьбы Остафьево, Москва. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея



По залам Пушкинского музея
Мастер легенды о Святом Георгии, круг. Работал между 1460 т 1490 в Кёльне (?).Святой Эгидий, раненый во время королевской охоты. Святой Эгидий раздаёт своё имущество беднякам. Створка алтаря. Дерево, темпера. Из музея-усадьбы Остафьево, Москва. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского


По залам Пушкинского музея
Монограммист А.В. Работал в 1530-х в Швабии. Бегство в Египет. Фрагмент алтаря. Дерево, масло. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Мастер из Месскирха. Около 1500-1543. Распятие с предстоящими. Первая треть XVI века. Дерево, масло. Из музея-усадьбы Остафьево, Москва. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Иоганн Кёрбеке. Около 1410-1490. Бичевание Христа, до 1457. Дерево, темпера. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Мастер Лихтенштейнского замка, работал во второй половине XV века в Нижней Австрии и Швабии. Поклонение волхвов. Дерево, темпера, позолота. Дар Д.И. Щукина Румянцевскому музею. В ГМИИ с 1924


По залам Пушкинского музея
Мастер Лихтенштейнского замка, работал во второй половине XV века в Нижней Австрии и Швабии. Поклонение волхвов. Дерево, темпера, позолота. Дар Д.И. Щукина Румянцевскому музею. В ГМИИ с 1924
По залам Пушкинского музея

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис, сын талантливого драматурга Габриэля Ландсберга (Ландсбергиса), был  талантливым архитектором. Когда в 1940 пришли Советы, заявил о полной лояльности, прошел  проверки и стал главным архитектором Вильнюса, а когда в 1941 пришли гитлеровцы, 25 ...
Продолжим выяснять настроения участников «Стратегии-31». Прошлый опрос был на тему «Поддерживаете ли вы предложение Ковалёва/Алексеевой?» подать две заявки на Триумфальную площадь с разным набором подписантов этих заявок.Теперь, после ...
Два дня назад Россия продемонстрировала не только Украине и ее президенту, но и всему миру, что четко держит ситуацию под контролем не только на линии боевого соприкосновения, но и в тылу противника разной его углубленности, а также то, что ей вполне по силам организовать внеплановые ...
Нашла шикарную картину, явно писаную с натуры, правда, я не поняла, откуда он смотрит на город. Точнее, у меня есть одна версия... Оссовский Сергей Петрович. «Закат» . 1980-е годы. Судя по всему, он забрался на одну из высоток (вблизи навороты сталинских сооружений примерно так и ...
Дело Буяновой даёт молодёжи мощный сигнал – не идите в медицину, не занимайтесь помощью людям, они могут в любой момент оговорить Вас, и Вы пойдёте в тюрьму. Вы не защищены, власть не вступится за Вас и с удовольствием отдаст Вас на заклание при самых безумных обвинениях. Это ...