Выставка "Салоны" Дидро
galik_123 — 09.08.2023 Искусственные параллели по средамСовместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа посвящен истории выставочной деятельности Королевской академии живописи и скульптуры в XVIII столетии и охватывает разные её этапы: первые публичные экспозиции в Пале-Рояле и Большой галерее Лувра; выставки в луврском Квадратном салоне (1725-1757); экспозиции, о которых писал Дидро в своих критических обзорах (1759-1781); последний период выставок (до 1801 года). С 1725 года они стали именоваться "Салонами", получив название от Квадратного салона. Впоследствии это название стало использоваться для обозначения многих публичных экспозиций.
Кураторы включили в экспозицию картины, рисунки и гравюры старых мастеров, изображающие реальные и воображаемые картинные галереи, кабинеты коллекционеров или лавки торговцев искусством.
Гиллис ван Тильборг младший (ок.1625-ок.1678). Семья бюргеров в мастерской художника. Холст, масло. Угличский историко-архитектурный и художественный музей
Андрей Зяблов ( ?-1783/84). Кабинет Шувалова, 1779. Копия с несохранившегося оригинала Ф.С. Рокотова. Холст, масло. Исторический музей
Фламандский мастер первой трети XVIII века. Картинная галерея. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Панорама французского искусства XVIII века представляет культуру эпохи Просвещения - от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия. Помимо художественных произведений, представлены каталоги Салонов, редкие образцы художественной критики XVIII столетия, а также экземпляры рукописного журнала Фридриха Мельхиора Гримма "Литературная корреспонденция", для которого Дидро и писал свои "Салоны". Именно "Салоны" Дидро - одного из ведущих философов и критиков эпохи Просвещения, как образец жанра и документ эпохи формируют "сюжет" этой выставки. Благодаря русско-французским культурным связям XVIII века эту масштабную выставку удалось организовать исключительно на материале отечественных собраний.
План Парижа, известный как План Тюрго. Париж, 1739. Комплект листов, наклеенный на ткань. Российский государственный архив древних актов
Под эгидой Королевской академии живописи и скульптуры в 1667 году была организована первая публичная художественная выставка в Париже. Главный министр Людовика XIV Жан-Батист Кольбер предложил проводить их регулярно. В то время Академия располагалась во дворце Пале-Рояль; именно там, во дворе, и размещались экспозиции. С этого времени официальные выставки Академии были доступны для всех желающих: плата за вход не взималась. В 1673 году впервые был напечатан краткий каталог-livret (книжечка) - небольшой буклет с указанием имен художников, участников выставки. Продажа каталогов была единственным источником дохода Академии от этих экспозиций.
Пьетро Антонио Мартини (1739-1797). Выставка в салоне Лувра в 1787 году. Бумага, гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Следующая выставка - 1699 года, проходила уже в Большой галерее Лувра. Её подготовкой занимался директор королевских строений, архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Стены галереи были украшены шпалерами из королевской коллекции, служившими фоном для живописи. Салон 1704 года также проходил в Большой галерее Лувра (причем в его каталоге отдельно сообщалось, что Ардуэн-Мансар добился у короля разрешения выставлять там художественные произведения), а в 1725-м выставка переехала в Квадратный салон дворца. С 1737 года по инициативе продолжателя культурной политики Кольбера, директора королевских строений Филибера Орри, Салоны стали проводиться ежегодно (за исключением 1744-го, когда выставка не состоялась из-за болезни Людовика XV), а с 1751-го - уже раз в два года (вплоть до Французской революции). С 1745 года экспозиция неизменно открывалась 25 августа в девять часов утра. Таким образом, к середине XVIII века окончательно сформировались те основные принципы и условия, по которым функционировали парижские Салоны в дальнейшем.
Пьетро Антонио Мартини (1739-1797). Точное воспроизведение развески живописных полотен на Салоне в Лувре в 1785 году. Бумага, гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мартин Ван ден Богерт (1637-1694) Конная статуя Людовика XIV. Бронзовый отлив. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фрагмент
Пьер Миньяр (1612-1695). Портрет Кольбера. Холст, масло. Эрмитаж
Антуан Куазево (1640-1720). Людовик XIV. Бронза. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод Жозеф Верне (1714-1789). Закат, 1746. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан Ресту (1692-1768). Отдых на пути в Египет, 1753. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Неизвестный художник. Портрет Людовика XIV. Конец XVII в. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Изгнание торгующих из храма. Королевская мануфактура гобеленов, Готлиссная мастерская Лефевра-сына, 1713-1723. Шерсть, шёлк, шпалерное ткачество. Эрмитаж
Фрагмент
Инсталляция организована по правилам многоярусной, так называемой шпалерной развески, господствовавшей в Квадратном салоне Лувра в XVIII столетии. Работы различного формата полностью покрывали его стены подобно шпалерам. Самый верхний уровень располагался под карнизом, нижний - на уровне глаз зрителя; таких ярусов могло быть от трех до семи, в зависимости от размеров произведений. Их повеской руководил таписсьер (дизайнер-оформитель), чье имя до 1753 года указывалось в каталоге-livret. Таписсьеру приходилось нелегко: необходимо было заполнить стены огромным количеством картин разного формата и содержания, на столах разместить скульптуры, а гравюры и рисунки - между оконными проемами или на боковых сторонах столов-постаментов.
Венера в кузнице Вулкана. Королевская шпалерная мануфактура в Бове. По композиции Франсуа Буше, 1752-1772. Шерсть, шёлк, шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Экспозиция должна была представить зрителям структуру и идеологию Академии, основанную на незыблемом принципе иерархии жанров, сформулированном её почетным секретарем Андре Фелибьеном в предисловии к "Конференциям Королевской академии живописи и скульптуры…" (1667): в верхнем регистре располагались картины на исторические, мифологические и библейские сюжеты; ниже - портреты, бытовой жанр, пейзажи и натюрморты. Поскольку исторические полотна обычно превосходили по формату произведения «низких» жанров, вертикальная иерархия организовывала все пространство Квадратного салона. Подобное размещение картин было, конечно, вызвано отчасти и практической необходимостью: работы меньшего размера легче было рассмотреть, когда они висели внизу.
Этьен Морис Фальконе (1716-1791). Милон Кротонский, 1745. Гипс терракотированный. Эрмитаж
Жан-Батист Сантерр (1658-1717). Девушка со свечой, около 1704. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жозеф Мари Вьен (1714-1789). Голова Анакреона. Холст, масло, воск. Эрмитаж
Жан-Батист Удри (1686-1755). Охотничьи собаки рядом с убитыми зайцами, около 1750. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анри Антуан де Фаванн (1668-1752). Нимфы, сжигающие корабль Телемаха, 1746. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан-Батист Грёз. Обманутый слепец. 1755. Холст, масло. ГМИИ
Успех этой выставки продолжал расти с каждым годом; зритель воспринимал Салон как публичное представление достижений Академии. Квадратный салон в XVIII веке стал самой престижной выставочной площадкой Парижа; другие были менее удобны и привлекательны для художников и публики. К 1759 году, когда Дени Дидро начал регулярно писать свои критические обзоры, каждый Салон на протяжении месяца оставался точкой социального притяжения и наиболее значимым явлением в культурной жизни города, которое продолжали обсуждать и после закрытия выставки.
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.
Куратор: Анна Сулимова, заведующая отделом искусства старых мастеров.
Научный консультант: С.Я. Карп, руководитель Центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН.
Продолжение будет!
|
</> |