рейтинг блогов

По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

топ 100 блогов rajon_pride11.10.2023 Ещё раз приветствую, друзья!

Продолжаем, начатую в прошлом выпуске, виртуальную майскую прогулку по одной из центральных трамвайных линий от Краснопролетарской улицы (метро «Новослободская») до Белорусского вокзала через Сущёвскую улицу, Палиху и Лесную. В прошлый раз мы остановились у трамвайной остановки «Лесная улица». Теперь движемся дальше. Как всегда, усаживайтесь поудобнее, берите напитки, закуски и погнали!

1. На этом отрезке Лесной улицы сразу бросается в глаза очень красивое здание Московского тормозного завода «Трансмаш» – одного из старейших машиностроительных предприятий России. Завод разрабатывает и производит тормозное оборудование для всех типов грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, моторвагонного подвижного состава, скоростных и высокоскоростных поездов и подвижного состава метрополитена.

В дни Первой мировой войны из Риги в Москву был эвакуирован завод «Унион», ставший военно-артиллерийским. После войны завод получил наименование «Электросила» и изготавливал электроприборы. 17 ноября 1921 года принято постановление Межведомственной сметной комиссии ВСНХ о создании Московского тормозного завода. В 1973 году создано производственное объединение по производству тормозного оборудования (ОПТО) «Трансмаш». В производственное объединение вошли Московский, Первомайский и Белёвский заводы. В 1993 году завод был акционирован.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я


2. Дореволюционная промышленная архитектура прекрасна!
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

3. Слева более поздние корпуса «Трансмаша», справа - бывшие казармы жандармерии (конвойной команды) 1917 года, что в нём сейчас неясно. Рядом расположена всем известная Бутырская тюрьма.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

4. К зданию заводоуправления слева примыкает красивый красный жилой дом постройки 30-х годов на углу с 1-й Миусской улицей. Про Миусы, кстати, нужно будет тоже отдельный рассказ как-нибудь сделать.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

5. А напротив - бывшая подпольная типография РСДРП 1905-1906 гг. В этом доме в 1905-1906 годах находилась подпольная типография ЦК РСДРП. С 1924 года в здании находится музей. Его организаторами были те, кто в своё время создавал тайную типографию и работал в ней, поэтому экспозиция точно передаёт быт прошлого.

Прикрытием для типографии был магазин «Торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Внешний вид магазина сохранён, вывеска и витрина выходят на Лесную. Под торговым помещением находится подвал, использовавшийся как склад. Здесь в бочках под сыром хранились отпечатанные листовки. Собственно печатный станок находится в замаскированной пещере, которую выкопали под подвалом.

Так же, из торгового зала со старинными витринами, прилавком и конторкой можно попасть в подвал и в жилые помещения, служившие не только для маскировки тайной жизни хозяев, но и местом отдыха печатников. Подпольная типография на Лесной так и не была обнаружена царской полицией.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

6. Остановка «Миусское депо». Прежние названия (до 9 сентября 2017 года) - «4-й Троллейбусный парк», (до 29 марта 2019 года) — «Миусский парк». Слева расположен комплекс зданий самого бывшего Миусского парка конно-железных дорог, затем Миусского трамвайного парка, затем одноимённого депо и, наконец, 4-го троллейбусного парка им. П.М.Щепетильникова, ныне превращённого в дурацкую хипстерскую зону для чревоугодия и пьянства.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

7. Бывший административно-жилой корпус. Двух-трёхэтажное кирпичное здание с подвалом. Построено в 1874 г. (юго-западная часть), 1901–05 гг., перестроен в 1908–10 гг., 1932 г. Архитекторы Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инженер Н.А. Сытенко.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

8. В конце 1873 г. Московской городской управой был заключён контракт с графом Уваровым по строительству конно-железных дорог. Подрядчиком строительных работ по возведению Миусского парка конно-железных дорог выступил московский купец Иван Андреевич Бусурлин. Так, между Лесной улицей и Миусской площадью был за один год возведён парк конно-железных дорог, который включал в себя:
– мастерскую для ремонта вагонов с кузницей;
– конюшню на 114 лошадей;
– вагонный сарай на 100 вагонов;
– казарму для служащих с магазинами на 1-м этаже;
– склады для дров, сена и овса, а также для навоза;
– полицейскую будку;
– колодец.

Все здания и сооружения были обнесены забором с двумя широкими въездными воротами. Парк открыт в августе 1874 г. с открытием пробного движения от Смоленского вокзала до Воскресенской пл.

С появлением в Москве в 1899 г. электрического трамвая менялся и облик Миусского парка. В работы первой очереди по сооружению электрического трамвая входила и реконструкция Миусского конного парка. Она была проведена в 1903–1904 гг. и до 1907 г. в парке осуществлялась совместная эксплуатация конки и электрического трамвая. Все деревянные постройки были снесены, а на их месте возведены каменные вагонные сараи, казармы и контора. Новые здания были построены в эклектичных (неорусских) формах. Комплекс зданий спроектировали архитекторы Михаил Николаевич Глейниг и Николай Константинович Жуков. Все фасады выдержаны в едином парадном стиле, кирпич красного цвета контрастирует с белыми (ныне утрачены) элементами декора: аркатурными поясами, аттиками, декоративными фризами, фигурными лопатками, филёнками. Административное здание и вагонный ангар оформлены высокими окнами с полукруглым верхом, отделанными кирпичным рустом и веерными перемычками. Интерьеры решены сдержанно, в них выделялись метлахская плитка пола и филенчатые двери. Автором конструкции ангара чаще всего называют инженера Владимира Шухова. Здание отличается высокими пролётами, каркас составляют стальные клёпаные фермы, общий размер — 29 на 70 метров, 8 световых фонарей, расчётная вместимость — 250 вагонов.

Реконструкция парка осуществлялась несколько лет и была полностью закончена в 1910 г. Парк одновременно много лет выполнял задачи не только по эксплуатации трамвайных линий, но и служил вагоноремонтными мастерскими для всего трамвая города. За период реконструкции в парке были построены цеха: вагонный, механический, электромеханический, заново построен вагонный сарай для хранения 40 вагонов, на месте конюшен построены административно-жилой корпус и ещё один вагонный сарай на 220 вагонов.

В 1914 году в Миусском трамвайном парке вагоновожатым и кондуктором на линии «Б» служил писатель Константин Паустовский. Позднее в парке работал большевик Михаил Калинин (в 1908–1910 годах он был помощником мастера на тяговой подстанции), начал свою карьеру Александр Павлович Леонов — его имя впоследствии было присвоено Василеостровскому трамвайному парку в Санкт-Петербурге.

В 1921 году Миусский трамвайный парк был назван именем Петра Матвеевича Щепетильникова (1880–1909), члена РСДРП, участника Революции 1905–1907 годов, члена Испол­кома Моссовета. Пётр Щепетильников работал слесарем в Миусском трамвайном парке, где возглавлял комитет большевиков, сформировал боевую дружину, которая сражалась на баррикадах Миусской площади, в Весковском переулке, в самом Миусском парке. Во время Декабрьского вооружённого восстания 1905 г. участвовал в боях в Бутырском и других районах Москвы. Интересно, что находящийся по соседству Клуб им. Зуева, построенный в 1930 г., был назван в честь столяра Миусского трамвайного парка С.М. Зуева, который в мае 1907 г. убил управляющего парком инженера Кребса.

В 1932 году Миусский трамвайный парк им. Щепетильникова вместе с другими трамвайными предприятиями Москвы получил статус трамвайного депо. В 1952 г. в связи с продолжением массовой ликвидации трамвайных маршрутов в центре Москвы и развитием троллейбусной сети начались работы по реконструкции трамвайного депо под троллейбусный парк. Были укреплены конструкции вагонных сараев и зданий мастерских, закрыты и переделаны ремонтные ямы, уменьшены проёмы ворот вагонных сараев, реконструированы внутренние помещения для персонала парка. Были ликвидированы рельсовые нуги и проведены новые контактные электросети для троллейбусов. Работы проводились с 1952 по 1958 год по проектам, разработанным в институте «Моспроект» при Архитектурно-планировочном управлении г. Москвы.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

9. 18 июля 1955 года на 6 маршрутов (№ 3, 9, 10, 11, 13, Б) вышли первые 93 троллейбуса серии МТБ-82. Несмотря на то, что в последующие 2 года предприятие фактически будет являться трамвайно-троллейбусным, юридически оно (в отличии от Трамвайно-троллейбусного парка им. Артамонова на Малой Пироговской ул.) свой статус не меняло. В 1956 году в депо насчитывалось 95 трамвайных вагонов и 186 троллейбусов, шла планомерная подготовка к окончательному переводу депо на новый вид городского пассажирского транспорта. 11 ноября 1957 года трамвайное депо было полностью преобразовано в 4-й троллейбусный парк, сохранивший именование в честь Петра Щепетильникова.

В 1961 г. на балансе парка насчитывалось 310 троллейбусов (при вместимости бывшего вагонного сарая в 90 машино-мест), в 19б7 г. число эксплуатируемых троллейбусов выросло до 322. С этого времени началась замена машин МТБ-82 на ЗиУ-5. В августе 1974 года, в 100-летний юбилей парка, его коллектив был награждён Орденом Октябрьской Революции. В 1975 г. на балансе парка числилось 356 троллейбусов, к 1986 г. их число сократилось до 230 машин (была произведена замена на модель ЗиУ-9), а к 1991 г. — уже до 180 троллейбусов. В начале 1996 г. парк имел на балансе 211 троллейбусов ЗиУ-9 и ЗиУ-10 при ёмкости депо в 160 машино-мест и отсутствии отдельной отстойной площадки, в связи с чем троллейбусы приходилось оставлять на ночной отстой на Миусской площади и на всех прилегающих к ней улицах.

По состоянию на 1 января 2000 г. на балансе предприятия числилось 205 машин: 174 ЗиУ-682 (ЗиУ-9), 24 сочленённых ЗиУ-683 (ЗиУ-10), 2 сочленённых ЗиУ-6205, 4 АКСМ-101 и 1 ВМЗ-170. Начиная с 2001 г. в парк вместе с массовыми поставками различных модификаций ЗиУ-9 в небольших количествах поставлялись троллейбусы ВМЗ-5298 «Лидер», БТЗ-5276-01 и БТЗ-52761Р. С 2003 г. начались поставки троллейбусов МТрЗ-6223 (8 машин) и ТролЗа-5275.00 (8 машин) с модификациями МТрЗ-52791 «Садовое Кольцо» (8 машин) и Тролза-5275.05 «Оптима», последняя модель стала одной из самых массовых на предприятии: с 2005 года в 4-й парк поступило 40 машин данной модели. Одновременно начались поставки откапиталенных на МТрЗ троллейбусов ЗиУ-682ГМ1. С 2006 г. в парк стали приходить троллейбусы Тролза-5265.00 «Мегаполис» и БКМ-20101, а с 2007 г. — различные модификации белорусского троллейбуса АКСМ-321 (в основном БКМ-321, также приходили машины СВАРЗ-6235.01). Последняя массовая поставка троллейбусов в 4-й парк состоялась в 2012 году: на предприятие пришли 29 машин Тролза-5265.00 «Мегаполис» и 9 машин БКМ-321. Последний новый троллейбус прибыл в парк в начале 2013 года, это была машина Тролза-5265.00 «Мегаполис» под № 4570, более никаких новых машин на предприятие не поставлялось, поскольку практически сразу же началась подготовка к закрытию 4-го троллейбусного парка, заключавшаяся в постепенной передаче маршрутов и троллейбусов на другие площадки, в основном в 5-й троллейбусный парк.

Троллейбусный парк им. Щепетильникова, как и другие троллейбусный парки, организованные на месте трамвайных, на протяжении всей своей истории испытывали острую нехватку мест для размещения троллейбусов. Во 2-м троллейбусном парке эта проблема частично была решена путём строительства открытой площадки для отстоя троллейбусов и нового филиала в Новокосино на 150 мест, однако в данном случае ни тот, ни другой вариант воплотить в жизнь не получалось. Поэтому троллейбусы оставались ночевать на всех близлежащих к троллейбусному парку улицах и на Миусской площади. Именно поэтому возникла потребность в строительстве новой территории для 4-го троллейбусного парка, для данного проекта была подготовлена площадка в промзоне № 46 «Коровино», на пересечении Вагоноремонтной ул. и Ижорской ул. На протяжении многих лет проект троллейбусного парка на 300 мест перетекал из одной программы в другую, пока в 2013 г. не был окончательно отменён, что и предопределило судьбу 4-го парка.

В это же время появились слухи о возможном закрытии парка с продажей территории под коммерческую застройку (как это произошло с комплексом зданий всё того же 5-го троллейбусного парка на Малой Пироговской ул.). В 2006 году жителям Тверского района был представлен проект вывода парка и строительства на его месте крупного жилого комплекса. Историческим зданиям в этом проекте уделялось немного места – сохранялся один из вагонных сараев и линия исторических фасадов парка вдоль Лесной улицы. Из-за поднявшейся волны возмущения комплекс зданий удалось сохранить, что, однако, не спасло от закрытия сам 4-й троллейбусный парк.

В последние годы своей деятельности на балансе парка числилось 200 троллейбусов, ежедневно на линии выходило 159 машин, обслуживавших 15 столичных маршрутов протяженностью 225,8 км в четырёх округах Москвы:
№ Б — Садовое кольцо (против часовой стрелки, с к/ст «Курский вокзал», передан 5 апреля 2014 г. в 5-й парк);
№ Бк — Садовое кольцо (по часовой стрелке, с к/ст «Смоленский бульвар», передан 12 апреля 2014 г. в 5-й парк);
№ 3 — Ул. Милашенкова — Трубная пл. (передан 5 апреля 2014 г. в 6-й парк);
№ 3к — Ул. Милашенкова — Самотёчная пл.(передан 5 апреля 2014 г. в 6-й парк);
№ 10 — Даниловская пл. — Самотёчная пл. (передан 18 января 2014 г. в 5-й парк);
№ 10к — Даниловская пл. — ул. Новый Арбат (отменён 28 декабря 2008 г.);
№ 18 — Рижский вокзал — Стрельбищенский пер. (передан 18 января 2014 г. в 5-й парк);
№ 29 — Ул. Милашенкова — станция метро «Динамо» (передан 5 апреля 2014 г. в 6-й парк);
№ 29к — Ул. Милашенкова — Савёловский вокзал (передан 5 апреля 2014 г. в 6-й парк);
№ 30 — Станция метро «Выхино» — пр. Энтузиастов (передан 26 сентября 2009 г. в НАТП);
№ 35 — Тишинская пл. – ул. Маршала Тухачевского (передан в апреле 2013 г. в 5-й парк);
№ 35к — Станция метро «Краснопресненская» – ул. Маршала Тухачевского (передан в апреле 2013 г. в 5-й парк)
№ 42 — Станция метро «Динамо» – Рижский вокзал (передан 30 ноября 2013 г. в 5-й парк);
№ 47 — Бескудниковский пер. — Самотёчная пл. (передан в июне 2013 г. в 6-й парк);
№ 47к — Бескудниковский пер. — ул. Сущёвский Вал (отменён 21 апреля 2008 г.);
№ 95 — Станция метро «Краснопресненская» – Савёловский вокзал (передан 18 сентября 2009 г. в 5-й парк);

11 апреля 2014 года считается последним днём работы парка, на следующий день (12 апреля) на маршрут Бк (последний маршрут, обслуживаемый 4-м парком) вышли троллейбусы 5-го троллейбусного парка. 22 марта 2017 года помещения бывшего 4-ого троллейбусного парка были переданы в аренду инвестгруппе «Сигма» сроком на 49 лет. По условиям торгов «Сигма» должна была провести реставрацию зданий Миусского депо общей площадью 17,4 тыс. м² и приспособить их «к современным условиям». При этом охранный статус объекта запрещал изменение его этажности или застройку. При этом, из аукционной документации следовало, что проведённое в 2016 году обследование технического состояния депо выявило разрушение декоративных элементов фасадов, выпадение кирпичей из стен, отслаивание штукатурки и краски. После завершения реконструкции «Сигме» разрешалось использовать здания депо по своему усмотрению, однако условия аукциона запрещали компании организовать здесь производство, «загрязняющее интерьер», хранение взрывчатых, пожароопасных и отравляющих веществ, а также «шумную и экологически вредную деятельность.

В мае 2017 года на территории парка (а также на всех близлежащих улицах) была полностью демонтирована троллейбусная контактная сеть и начались активные работы по реконструкции комплекса зданий Миусского трамвайного парка, завершившиеся к февралю 2019 года. 13 февраля 2019 г. в помещениях бывшего вагонного сарая, мастерских и котельной открылись первые рестораны нового гастрономического центра «Депо Москва». Официальное открытие состоялось 7 марта 2019 года с участием мэра Москвы Сергея Собянина. О бывшем троллейбусном прошлом данного места напоминают несколько троллейбусов, установленных в качестве функциональных экспонатов в главном здании гастрономического центра.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

10. Вид в сторону Белорусского вокзала.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

11. Очередная Девятка-морковка. Жаль, что не Татра...
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

12.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

13. Двигаемся дальше.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

14. Вдали над старой Москвой нависает Мордор Сити.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

15. Взгляд назад. Слева доходный дом СО Россия (не додумался я его снять отдельно!), чьи аббревиатуры и сейчас украшают фасад. Был построен в 1913 году по проекту архитектора Флегонта Флеогонтовича Воскресенского, брата более известного своими церковными постройками зодчего, и сына известного инженера, строителя гидросооружений на Волге и богаделен.

С.Ф. Воскресенский, внук священника, как и отец, много строил бесплатно благотворительных заведений. За помощь такого рода учреждениям, отец и сын были возведены в потомственное дворянство. Много построек Воскресенского расположены на северной окраине старой Москвы.

В 1914 году СО Россия устроило в новом доме госпиталь, т.к. раненых было удобно подвозить от с Александровского (Белорусского) вокзала. Воскресенский пожертвовал на него средства, содержал 3 койки в госпитале в 1914-1917 годах.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

16. Впереди остановка «ДК Зуева». Прежнее название (до 29 августа 2018 года) - «2-й Лесной переулок».
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

17. Вид обратно. Вот тут доходный дом видно получше.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

18. Ещё одно примечательное сооружение это, конечно, клуб им. С. М. Зуева в честь которого названа остановка.

Проект Дома культуры был создан архитектором Ильёй Александровичем Голосовым. ДК Зуева — его первая работа, которую он спроектировал в 1926 г. Начало строительства было приурочено к 10-летию Октябрьской революции и завершено в августе 1929 г. Открытие Дома культуры состоялось 4 февраля 1930 г.

Своё первое название «Клуб союза коммунальников им. товарища Зуева» ДК получил в честь Сергея Зуева — слесаря трамвайного парка, передовика производства, участника революции 1905 г. казнённого по обвинению в убийстве своего начальника Ф. Кребса.
В советское время в ДК располагалась театральная студия В. В. Книппера, при которой также существовал детский сатирический театр «Ёж».

По задумке архитектора внешний вид ДК должен был ассоциироваться с миром техники. Динамичный характер эпохи выражался в принципиально новых архитектурных решениях. Здание, решённое в авангардных формах из стекла и бетона, фиксирует угол Лесной ул. и Миусского пер. Клуб стал новым типом общественного здания, наиболее полно выразившим новые архитектурные формы и принципы. По своему назначению клуб был и культурным центром, и учреждением дополнительного образования, где весь день должны были протекать различные образовательные, культурные и политические процессы, отнюдь не ограничивающиеся кружками, театром и кино.
Родившийся под влиянием кубизма, дом культуры построен на основе асимметрично расположенных правильных геометрических тел. Композиционным центром здания является вертикальный остеклённый цилиндр, на который нанизан весь корпус с большими поверхностями окон.
На углу здания, внутри этого цилиндра, расположена винтовая парадная лестница, решённая архитектором эффектным образом. Лестница проходит внутри стеклянного цилиндра и ведёт в фойе главного зрительного зала на втором этаже. Помимо зрительного зала в клубе также было несколько многофункциональных помещений для репетиций и работы кружков, которые обслуживались ещё двумя прямыми лестницами, не лишёнными изящества и смелых композиционных решений.
Учитывая предназначение здания именно как клуба рабочих, Илья Голосов придал ему сходство с промышленной архитектурой. Центральный цилиндр вызывает ассоциацию с корпусом элеватора, горизонтальный «пояс» третьего этажа напоминает заводской переход-галерею. Большие застеклённые поверхности на фоне серой бетонной штукатурки усиливают впечатление промышленного сооружения.

Под строительство клуба был отведён небольшой участок удлинённой прямоугольной формы площадью 1470 м², что существенно усложняло проектирование здания. Под застройку было использовано 9/10 всей территории, поэтому архитектор создал просторную террасу на крыше площадью 265 м². В связи с маленьким размером участка Голосов консольно вынес часть помещений верхних этажей за красную линию первого этажа — вертикальные и горизонтальные выступы в виде балконов, эркеров, террас и галерей. Главный вход расположен с торцевого фасада, в средней части которого над входом на высоту всех этажей выполнен вертикальный выступ с открытыми лоджиями в верхней части.

Клуб имеет два зала: большой, рассчитанный на 950 мест, и малый на 285 мест. Внутренние помещения здания спроектированы свободно, грамотно связаны между собой и не производят впечатления затеснённости. Основные несущие конструкции и стены здания изготовлены из железобетона и кирпича.

Перестройки и реконструкции отразились на состоянии Дома культуры. В последующие годы клуб пережил множество изменений: был срезан частично остеклённый балкон вдоль длинного фасада и заложены окна зрительного зала; лоджии над входом были остеклены; в 1970-е гг. интерьеры были облицованы мрамором, появились новые люстры, двери, паркет. Уже в наше время клуб утратил эффектную вывеску из объёмных букв, получив на месте композиционного центра фасада голую стену.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

19. Здесь раньше были въездные ворота троллейбусного парка...
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

20. С 22 сентября 2012 года по 9 сентября 2017 года здесь находился единственный в Москве используемый в регулярном маршрутном движении оборотный трамвайный тупик. Был введён в эксплуатацию 22 сентября 2012 года взамен разворотного кольца на Лесной ул., ликвидированного в 2008 году для строительства офисного центра. В тупике находятся последовательно пошёрстный и противошёрстный съезды, что позволяло эксплуатировать на линии по Лесной ул. лишь трамвайные системы из вагонов МТТА-2 с дверьми с двух сторон.

Все 5 лет эксплуатации тупик обслуживал единственный трамвайный маршрут № 9 — МИИТ – станция метро «Белорусская».

В августе 2017 года в связи со строительством трамвайной линии по Лесной ул. и трамвайного разворотного кольца на пл. Тверская Застава тупик был демонтирован. Тем не менее, оба съезда были сохранены и использовались до последнего дня работы маршрута № 9 по старой трассе.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

21. Противошёрстный съезд. На месте БЦ справа ранее располагалось трамвайное кольцо.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

21а. Вот так оно выглядело в 1992 г. (источник). Исторически кольцо располагалось у Белорусского вокзала, затем в 1946 г. оно было закрыто и до 1984 года трамвай разворачивался по 2-й Тверской-Ямской ул. через пер. Александра Невского и 3-ю Тверскую-Ямскую ул. В связи со строительством кольцо было перенесено сюда, на бывший пустырь.

Новое кольцо продолжало обслуживать трамвайный маршрут № 5 - Медведково - Лесная ул., разворачивавшийся на старом кольце с 1946 года.

В 1995 году в связи с закрытием линий по проспекту Мира и Трифоновской улице маршрут № 5 был укорочен до Останкино, а вскоре и полностью закрыт. Немного ранее, в 1994 году была временно закрыта линия к Нововоротниковскому переулку, поэтому сюда были направлены разворачивавшиеся там маршруты № 9 и 19. В том же 1995 году сюда с ул. Двинцев был перенаправлен маршрут № 50. Теперь кольцо обслуживало следующие маршруты:

№ 9 - Ул. Двинцев - Лесная ул. (через Тихвинскую ул.);
№ 19 - Ул. Двинцев - Лесная ул. (через ул. Образцова);
№ 50 - Пр. Энтузиастов - Лесная ул.

В 1997 году маршрут № 9 был возвращён на кольцо «Нововоротниковский пер.», а сюда в 1998 году был продлён с Каланчёвской улицы маршрут № 7. В том же 1998 году маршрут № 50 был укорочен до станции метро «Семёновская».

Таким образом, в последние годы кольцо обслуживало маршруты:

№ 7 - Станция метро «Ул. Подбельского» - Лесная ул.;
№ 19 - Станция метро «Новослободская» (Нововоротниковский пер.) - Лесная ул. (кольцо «Ул. Двинцев» было демонтировано в 2002 году).

В соответствии с решением Правительства Москвы (т.е. мэра Лужкова) от 4 мая 2007 года линию было запланировано демонтировать в 2008 году вместе с оборотным кольцом. В качестве официального повода были выдуманы мифические пробки, которые якобы создает трамвай. Однако на самом деле причиной послужило желание застройщика построить на месте кольца деловой центр, а встраивание конечной в здание было бы дорого и неудобно. Стоит заметить, что в соответствии с постановлением правительства от 6 февраля 2006 года инвестор должен был реконструировать и встроить трамвайное кольцо за свой счёт. Очевидно, что инвестор смог договориться о более приемлемом для него варианте.

Организация «Москвичи за трамвай» и местные жители неоднократно проводили митинги против уничтожения линии, но это не помогло.

С 27 июня 2008 года кольцо было закрыто, его территория отдана под нужды делового центра. На демонтаж было выделено в общей сложности порядка 30 млн руб, но судьба этих денег неизвестна, так как линия была просто заброшена. Маршрут № 7 был перенаправлен на кольцо "Нововоротниковский пер.", а самопересекавшийся маршрут № 19 продлён до Каланчёвской улицы.

Был обещан пуск заменяющего автобусного маршрута № 0, который в итоге стал ходить, но интервал его движения не позволял даже близко считать автобус заменой 2 трамвайных маршрутов.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

22. Взгляд назад.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

23. И в сторону нового кольца.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

24.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

25. Трамваи очень оживляют улицу.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

26. Вид обратно.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

27. Поливалки тоже фотогеничные.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

28.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

29. Жемчужина площади - старообрядческий храм Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы. Даже с бизнес-центром он смотрится хорошо.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

30. Сооружён в 1914–1921 годах архитектором А. М. Гуржиенко по проекту архитектора И. Г. Кондратенко.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

31. Остановка «Станция метро „Белорусская“».
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

32. Старой застройки здесь осталось не то, чтобы много. Вот разве что этот дом купца Шерупенкова справа. Построен в 1870-е гг. В 1890-х гг. здесь размещалось Миусское городское начальное училище. Связан с именами А.П. и И.П. Чеховых.
По трамвайным рельсам от «Новослободской» до «Белорусской». Часть 2-я

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
— Альфия, привет. А ты умеешь пользоваться Тиндером? Дело в том, что у нас город маленький, я уже со всеми приличными повстречалась, ловить нечего. Мы же с тобой в Питер едем на выходные, может установишь приложение, попробуем мне кого-нибудь найти. Странное предложение для меня ...
2008 год, Пекин Вот и итоги Олимпиады можно подводить. На первой картинке не текущие итоги, а 2008 год, к разговору о допинге кстати. Давайте посмотрим что там было у Китая с медалями в 2012 и в 2016 ? Вот Лондон, 2012 И сегодняшние итоги 2016. Золотых медалей в ДВА РАЗА ...
А кто знает, как дома готовить пасту (не зубную, а которая итальянское блюдо) Хочу попробовать приготовить, вдруг я не настолько кулинарно безнадежен, насколько ...
На Филиппинах бархатный сезон. Поклонники ушли на джонках в море. Очухался маленько чемпион, Про все, что надо, высказался он И укатил с почетом в санаторий (с) Высоцкий Трейлер нового отечественного фильма про шахматы (!). Будет "наш ответ "Ходу королевы". Кино "Чемпион мира" ...
В рамках субботней рубрики "доверяй но проверяйся" публикуется фотоотчет о состоянии дел в Рязанском и Клепиковском районах на текущий момент.По трассе Рязань - Спас-Клепики не удалось обнаружить ни одного сильного фронта огня. Кое где ...