По некоторым причинам вернулась к тексту пятилетней
nchudova — 05.06.2022 По некоторым причинам вернулась к тексту пятилетней давности - это доклад А.Н.Паршина на конфе в храме мч.Татианы на Никитской https://taday.ru/text/2213575.htmlВот мои соображения на эту тему в статье того же года https://elibrary.ru/item.asp?id=30771440 - не в ответ, поскольеку написано за полгода до этого доклада, но, видимо, "на общей волне" (собственно на тему "наука и религия" только один абзац, но эта тема у меня встроена в общий контекст проблем моделирования картины мира, поэтому вытаскиваю сюда всю конструкцию):
Моделирование различных картин мира сопряжено с различными трудностями. Здесь уместно вспомнить классификацию сознательных представлений о себе самом, предложенную более века назад У.Джемсом: Я физическое, Я социальное, Я духовное.
Знания о физическом – собственном теле и предметах в пространстве - формируются, как показано классиками детской психологии, самыми первыми. В современной науке именно эта – естественнонаучная – проблематика развита наиболее полно, так что можно ожидать, что для отражения в «сознании» интеллектуального агента свойств и законов физического мира у искусственного интеллекта хватит ресурсов. Другими словами, моделирование процесса построения образа в сознании и создание процедур для рациональной картины мира может осуществляться на основе тех знаний, которые доступны специалисту по ИИ.
Знания о социальном формируются сложнее: в онтогенезе сознательные представления о себе и о других требуют более длительного периода развития; в развитии науки гуманитарно-социальные дисциплины, начав формироваться раньше естественно-научных, до сих пор не приобрели черты парадигмальных наук. Видимо, дело в том, что социальное не допускает субъект-объектного подхода – любая попытка «вырезать» партнёра/группу из процесса коммуникации приводит к столь резкому огрублению представлений о его реальных свойствах, что даже почтенный методологический принцип редукции получил в социо-гуманитарной сфере резко отрицательную коннотацию («редукционизм» - это, безусловно, не термин, а ругательство в устах гуманитария). В связи с этим моделирование социальных представлений, необходимых интеллектуальному агенту, вынуждено реализовываться в рамках междисциплинарных исследований, когда развитие методов искусственного интеллекта происходит на основе концептуализации гуманитариями своих знаний о социальном.
Наконец, знания о духовном уровне функционирования человека вообще остаются пока за пределами научного знания, да и в онтогенезе обе зоны интенсивной активности такого рода – период вхождения в этот мир и период выхода из него - оказываются за пределами сознательной переработки. Два же существующих вида систематической рефлексии и осознавания своей деятельности на уровне Я духовного почти не допускают концептуализацию: психотерапия ещё слишком неразвита как область научной деятельности, богословие же, напротив, намного превосходит методологические возможности современной науки. Для моделирования интерпретативной деятельности интеллектуального агента на данный момент есть довольно узкий коридор возможностей – данные исследований в области поэтики мифа, нарратологии, этнографии, психологии кризисных ситуаций, психологии ценностей и других направлений филологии, истории и психологии, так или иначе связанных с выявлением средств осмысления (а значит – описания) человеком его жизненного пути.
Т.е. соединить богосословские и научные исследования на данном этапе развития науки мне не предстпавляется возможным - сфера духовного просто наукой не изучается. Существующие исключения, иногда интересные по материалу и выводам, на методологическом уровне демонстрируют отсутствие у соц-гум дисциплин инструментов обращения к этой сфере. И если работы, написанные богословами, могут быть интересны гуманатариям, то в обратную сторону это пока не работает, как мне кажется (психологи не могут придумать измерялку даже для понятия "воцерковлённость", у социологов тоже пусто, филологи и историки скорее занимаются описаниями "площадки", чем анализом явлений). По сути в науке пока нет концепций духовного, но может быть АН прав и это как раз - зона ближайшего развития? Например, в связи с происходящими изменениями в жизни человечства - глобализм отходит в прошлое, но научный метод познания теперь не является достоянием лишь одной цивилизации, так что в новой реальности "полилога цивилизаций" такой объект исследований как сфера духовного может оказаться в центре внимания.