О ЕГЭ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Раз опять заговорили об этом, раз появилась робкая надежда, поделюсь своими наблюдениями и я.
Когда-то у меня был такой цирковой номер — рассказ студентам-психологам о площади прямоугольника. Началось это примерно в конце 00-х.
Однажды, на лекции по гештальт-теории мышления, при изложении материала М.Вертгеймера по про проблеме «задачи, имеющие решение, и лабиринтные задачи», я неожиданно сорвала аплодисменты. История у самого Вертгеймера такая. В. сидел в школе на уроках математики и смотрел как ученики ведут себя при введении новой темы «площадь треугольника». Некоторые просто применяют уже знакомую им формулу площади прямоугольника, некоторые честно говорят, что не знают как такую задачу решить и ждут разъяснений учителя, а некоторые начинают экспериментировать и рассуждают вслух при нарезании треугольника на квадратики со стороной 1. Вот этот последний вариант поведения В. назвал продуктивным мышлением, т.е. мышлением, основанным на представлении о наличии у задачи принципа решения. Он такие задачи называл задачами, допускающими решение. Противопоставляется этот тип мышления представлению о задачах как о чём-то условном, основанном не на принципе решения, а на случайности или на договорённости. Соответственно, такой подход понимает задачу как некую загадку, допускающую лишь знакомство с «правильным ответом», но не предполагающую процесс решения. В. в своей книге «Продуктивное мышление» демонстрирует это базовое положение своей теории на простых задачах — школьных и практических.
Я на лекции, следуя за В., рисовала студентам на доске прямоугольник, напоминала формулу и расчерчивала прямоугольник на квадратики, потом рисовала треугольник и его тоже покрывала такой сеткой квадратиков, а дальше собиралась рассказывать уже о потребности в структурировании и переходить к новым данным. В общем, обычная лекция в духе Хр_по_мыш (известная у психологов Хрестоматия по Психологии мышления). И вот в какой-то год на лекции по этой теме случилось необычное оживление, кто-то из студентов даже выкрикнул с места — «так вот откуда эта формула!». Я остановилась и стала выяснять что ж такого воодушевляющего произошло в тот момент, когда они увидели прямоугольник с сеткой квадратиков 1х1 и формулой a*b. Оказалось, что они впервые поняли, что именно понимается под площадью, в школе им об этом не говорили, лишь давали формулы. Пришлось прервать лекцию по Общей психологии и заняться рисованием фигур. Я ещё раз нарисовала прямоугольник, разлиновала его на 4 столбика и 3 строчки и, водя пальцем, пересчитала образовавшиеся квадратики. Их оказалось 12, что вызвало восторг у аудитории второкурсников. Дети впервые в жизни узнали, что не только формулы площади определяются реальными особенностями геометрической фигуры, но и что сама таблица умножения — вещь неслучайная. На следующую лекцию мои несчастные жертвы ЕГЭ пришли с рацпредложением — они обсудили дело с родителями и договорились обратиться в деканат с просьбой назначить им меня ещё и препом математики. А если что-то такое — закономерное, а не случайное — есть, например, в русском языке и в анатомии ЦНС, то просить, чтобы и эти предметы я им рассказала с самого начала.
Увы, начиная с того года я каждый год собирала «урожай» признательности от студентов, которых в школе учили не решать задачи, а отгадывать ответы.
Честно говоря, эта идеология «сырьевого придатка», породившая у нас Болонскую, ЕГЭ, рейтингование, библиометрию, защиты дипломов на англ.яз. и проч. — это большое и непрекрытое свинство. Я про экономическое и технологическое развитие страны не говорю, об этом специалисты уже много сказали и сейчас опять говорят. Я про отношение к человеку, к вот этому несчастному молодому человеку, который только в 18 лет и совершенно случайно получает опыт понимания и узнаёт, что есть вещи закономерные, обусловленные самим устройством реальности. Вот это лишение детей и студентов (а теперь уже взрослых) возможности пережить «ага»-реакцию — только из-за того, что они родились в России и должны жить в рамках «догоняющего развития» — это натуральный расизм. Давайте уже денацифицируем страну — вернём людям право решать задачи и радоваться найденному решению!
|
</> |