О ЕГЭ

топ 100 блогов nchudova27.05.2022

Раз опять заговорили об этом, раз появилась робкая надежда, поделюсь своими наблюдениями и я. 

Когда-то у меня был такой цирковой номер — рассказ студентам-психологам о площади прямоугольника. Началось это примерно в конце 00-х. 

Однажды, на лекции по гештальт-теории мышления, при изложении материала М.Вертгеймера по про проблеме «задачи, имеющие решение, и лабиринтные задачи», я неожиданно сорвала аплодисменты. История у самого Вертгеймера такая. В. сидел в школе на уроках математики и смотрел как ученики ведут себя при введении новой темы «площадь треугольника». Некоторые просто применяют уже знакомую им формулу площади прямоугольника, некоторые честно говорят, что не знают как такую задачу решить и ждут разъяснений учителя, а некоторые начинают экспериментировать и рассуждают вслух при нарезании треугольника на квадратики со стороной 1. Вот этот последний вариант поведения В. назвал продуктивным мышлением, т.е. мышлением, основанным на представлении о  наличии у задачи принципа решения. Он такие задачи называл задачами, допускающими решение.  Противопоставляется этот тип мышления представлению о задачах как о чём-то условном, основанном не на принципе решения, а на случайности  или на договорённости. Соответственно, такой подход понимает задачу как некую загадку, допускающую лишь знакомство с «правильным ответом», но не предполагающую процесс решения. В. в своей книге «Продуктивное мышление» демонстрирует это базовое положение своей теории на простых задачах — школьных и практических.

Я на лекции, следуя за В., рисовала студентам на доске прямоугольник, напоминала формулу и расчерчивала прямоугольник на квадратики, потом рисовала треугольник и его тоже покрывала такой сеткой квадратиков, а дальше собиралась рассказывать уже о потребности в структурировании и переходить к новым данным. В общем, обычная лекция в духе Хр_по_мыш (известная у психологов Хрестоматия по Психологии мышления). И вот в какой-то год на лекции по этой теме случилось необычное оживление, кто-то из студентов даже выкрикнул с места — «так вот откуда эта формула!». Я остановилась и стала выяснять что ж такого  воодушевляющего произошло в тот момент, когда они увидели прямоугольник с сеткой квадратиков 1х1 и формулой a*b. Оказалось, что они впервые поняли, что именно понимается под площадью, в школе им об этом не говорили, лишь давали формулы. Пришлось прервать лекцию по Общей психологии и заняться рисованием фигур. Я ещё раз нарисовала прямоугольник,   разлиновала его на 4 столбика и 3 строчки и, водя пальцем, пересчитала образовавшиеся квадратики. Их оказалось 12, что вызвало восторг у аудитории второкурсников. Дети впервые в жизни узнали, что не только формулы площади определяются  реальными особенностями геометрической фигуры, но и что сама таблица умножения — вещь неслучайная. На следующую лекцию мои несчастные жертвы ЕГЭ пришли с рацпредложением — они обсудили дело с родителями и договорились обратиться в деканат с просьбой назначить им меня ещё  и препом математики. А если что-то такое — закономерное, а не случайное — есть, например, в русском языке и в анатомии ЦНС, то просить, чтобы и эти предметы я им рассказала с самого начала. 

Увы, начиная с того года я каждый год собирала «урожай» признательности от студентов, которых в школе учили не решать задачи, а отгадывать ответы. 

Честно говоря, эта идеология «сырьевого придатка», породившая у нас Болонскую, ЕГЭ, рейтингование, библиометрию, защиты дипломов на англ.яз. и проч.  — это большое и непрекрытое свинство. Я про экономическое и технологическое развитие страны не говорю, об этом специалисты уже много сказали и сейчас опять говорят. Я про отношение к человеку, к вот этому несчастному молодому человеку, который только в 18 лет и совершенно случайно получает опыт понимания и узнаёт, что есть вещи закономерные, обусловленные самим устройством реальности. Вот это лишение детей и студентов (а теперь уже взрослых) возможности пережить «ага»-реакцию — только из-за того, что они родились в России и должны жить в рамках «догоняющего развития» — это натуральный расизм. Давайте уже денацифицируем страну — вернём людям право решать задачи и радоваться найденному решению!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Да, вековой юбилей образования Советского Союза празднуется именно сегодня.  Значительная часть того, что мы имеем и пользуемся сегодня в России — это всё советское. Советские фильмы, дома, города, ГЭС, ТЭЦ, предприятия, песни, мосты, вооружения. Советские, в конце концов, люди. ...
Женщина средних лет, курточка пестренькая, штанишки спортивные, волосы в пучок, ненакрашенная, обручального кольца нет. Просит распечатать три фотографии размером А3 (это огромные такие листы). И на всех трех - КОШКА! С сочувствием смотрели на меня сегодня продавцы магазина фотопечати. А ...
Дорогие друзья! В связи с проходящими проектами в сообществе, Избранное" немного больше чем обычно. Но смотреть можно только те работы, которые вас ...
Здравствуйте, милые барышни! Прошу совета. Не рекламы ради, а корысти для! Ситуация у нас такая: у младенца пятнадцатимесячного аллергичная чувствительная кожа (без шуток, воду перед купанием кипятим, затем охлаждаем, потому что мы слишком, понимаешь, нежные, врач настоял). По этой причин ...
Сегодня ребенок Вика пишет ЕГЭ по математике. Волнуется, не спала ночь. Утром просматриваем в сети варианты, счастливо уже написанные школьниками из Петропавловска-К. Задачу про цилиндр, вписанный в параллелепипед, даже решаем неожиданно. Я ...