По многочисленным заявкам - Про защиту от угона - прода...
ru_auto — 13.03.2012Итак по многочисленным оголтелым воплям трудящихся, включая
страждующих от незнания и нежелания...
Лично я бы противоугонные устройствы разделил бы на следующие
классы:
1. Автосигнализации.
2. Иммобилайзеры/секретки.
3. Механические блокираторы.
3. GPS\GSM пейджеры/маяки/локаторы.
Начнем с "автосигнализаций".
Автосигнализации - это устройства, основная задача которых просигнализировать владельцу о несанкционированном им доступе в его автомобиль. Дополнительной, а для многих и основной, функцией автосигнализации является повышение комфорта владельца - авто и дистанционный запуск двигателя, доводчики стекол, управление замками дверей и багажника авто и т.п.
В принципе всё. В функции автосигнализации не входит препятствование проникновению злоумышленников в автомобиль, заводу двигателя и собственно самому угону авто. Да, конечно, большинство моделей сигнализаций могут реализовывать, как правило, одну "блокировку двигателя", но вследствие технических особенностей ширпотребных сигнализаций эти блокировки зачастую слабо противоугоноустойчивы и сравнительно легко отключаются/обходятся угонщиками.
Блокировка двигателя, кто не в курсе - это электронное реле, управляемое от блока сигнализации, иммобилайзера, пейджера (либо находящееся в этом блоке), которое в режиме "охрана" разрывает ту или иную электрическую штатную цепь автомобиля (или не разрывают, а иначе имулируют неисправность) и тем самым препятствует заводу двигателя или глушат двигатель при попытке движения автомобиля. Вообщем тему блокировак я планировал бы коснуться позднее, а пока вернуться к сигнализациям.
Таки вот, как уже сказал, что основная функция автосигнализаций - сигнализировать владельцу. Исходя из этой функции сигнализации бывают:
дешевые - могут только бибикать (орать сиреной) и мигать фарами да поворотниками - так называемые односторонние сигнализации;
двусторонние - кроме бибиканий и морганий фарами еще отправляют сигналы на брелок с ЖК экраном.
Есть еще сигнализации в которых встроено либо подключается возможность оповещения владельца на мобильный телефон смс или голосом по сетям GSM.
Какого типа сигнализацию выбрать? - на ваш вкус, цвет и кошелек. С точки зрения противоугона - автосигнализация сама по себе ничего не противопоставляет угону - на моргание и бибикание в больших городах даже менты, пардон, господа полицейские, не обращают внимание, не говоря уже о случайных прохожих, а передача сигнала на брелок (кстати дальность связи брелков большинства сигнализаций в условиях городской застройки метров 300-400 максимум) или на мобильный телефон глушится соответствующими глушилками, встречающимися в относительно свободной продаже.
Есть конечно дополнительные навороты в виде "контроля канала связи" и т.п. (когда при потере связи между авто и брелком последний начинает пикать или на телефон приходить смски от сервера он-лайн мониторинга), но в условиях плотной городской застройки эти "потери связи" могут регулярно иметь и отнють не криминальный характер. Будете каждый раз бегать при "потере связи" к припаркованной машине за два квартала?
Тем более если учесть что сигнализация в случае действительно криминального проникновения в авто может и "не пикнуть". Я про код-граберы.
С точки зрения противоугона, на мой взгляд, важнейшим критерием при выборе автосигнализации стоит рассматривать вскрывается ли конкретная модель код-грабером, а ли информации подтверждающей это нема. Принято считать, что в настоящее время не подвержены вскрытию код-грабером сигнализации имеющие диалоговый код с индивидуальными ключами шифрования. Какие это сигнализации? Рекламировать не буду.
Ряд моделей марок автосигнализаций, которые подвержены вскрытию код-граберам, имеют дополнительные навороты типа подтверждения снятия с "охраны" вводом пин-кода и т.п. (короче требуют от владельца дополнительных действий после нажатия на кнопку брелка подтверждающих снятие с охраны именно владельцем), затрудняющие полное отключение сигнализации угонщиком с помощью код-грабера, но имхо зачем потенциальному покупателю этот кипеш, когда есть сигнализации с "невскрываемым" диалогом?
Резюмируя: одна единственная установленная на авто автосигнализация, пусть даже с диалоговым кодом и индивидуальными ключами шифрования, цифровой блокировкой двигателя и оповещением владельца по всем возможным каналам, гарантированно защитить авто не может.
Зачем тогда вообще нужна сигнализация? Имхо, во-первых, сигнализацию (с диалоговым кодом) можно положить в основу охранного комплекса включающего ряд других устройств: иммобилайзеров, секреток, пейджеров, электро-механических замков. Во-вторых, у кого-то машина как правило постоянно паркуется прям перед окнами дома/офиса и ему не влом каждый раз выглядывать в окно в случае возникновения каких-то "непоняток", в-третьих сигнализация позволяет реализовать ряд весьма нужных функций комфорта, типа автозапуска.
Иммобилайзеры/секретки
Иммобилайзер - дополнительно устанавливаемое в авто эл. устройство (комплекс устройств), основной задачей которого является предотвращение несанкционированного владельцем авто запуска двигателя и/или попытки движения авто с уже запущенным двигателем. Многие представленные на рынке "продвинутые" иммо имеют также ограниченные функции сигнализаций, т.е. могут в случае "тревоги" моргать фарами и подавать звуковые сигналы сиреной, а также управлять дополнительным оборудованием по оповещению владельца через GSM сеть.
Основное "внешнее" отличие иммо от сигнализаций: у сигнализаций есть брелок с кнопками (и экраном), у иммо - нет. "Внутреннее" отличие по функционалу: у сигнализаций шире функционал и разнообразней алгоритмы по оповещению владельца, у иммо - по реализации блокировок двигателя и и их активации (всякие «противоразбои»).
Принципиально по управлению иммо делятся на контактные и бесконтактные:
контактные - различные вариации электронных ключей (в том числе как от домофона типа "даллас"), пин-код наборные - набором цифр на специальной клавиатуре или одной кнопке, а также биаметрические варианты - по отпечаткам пальцев; бесконтатктные - различные электронные метки, присутствие которых в зоне действия антенны иммо снимает его с охраны.
Секретки - по моему мнению те же иммо, отличающиеся только по способу управления. Секретки снимаются/ставятся в охрану нажатием либо дополнительно скрытно установленной в салоне авто кнопки, либо нажатием одной из штатных кнопок, либо последовательным нажатием нескольких штатных кнопок.
Основной задачей иммо, как я уже сказал, является блокировка двигателя.
Угоноустойчивость зависит в основном от 2 параметров:
- способа управления иммо блокировками;
- качества установки самих блокировок.
По первому параметру лидерами считаются иммобилайзеры, управляющие блокировками либо по штатной шине, либо по собственному цифровому каналу. Нахождение угонщиком в салоне авто блока такого иммобилайзера ничего ему не дает, так как его демонтаж (блока иммо), а равно соединение между собой идущих от него проводов и прочие танцы с бубнами не отключает установленные блокировки.
По второму параметру всё зависит от квалификации установщика иммобилайзера и качества сделанной им работы.
Бытует мнение, в частности А.Кондрашова:
"В современном автомобиле существует не более шести основных электрических цепей, разорвав которые, можно не дать завести или остановить двигатель. Какая же цепь заблокирована на вашем автомобиле ? Далее мы подробно рассмотрим наиболее распространённые способы блокировки двигателя и описание вариантов их деблокировки. Данные цепи заблокированы на 99,5 % автомобилей. Это не чистая статистика, а сформированное утверждение, опирающееся на более чем 10-ти летнюю практику.
1. Блокировка силового провода группы потребителей +15 у замка зажигания, или попросту “блокировка по зажиганию”. Время обхода не более 1 мин.
Выявление: в охране при сворачивании личинки замка зажигания не включается ни один потребитель., приборная панель не зажигается. Поставьте автомобиль в охрану и включите зажигание. Если после поворота ключа ничего не происходит, кроме включения сирены, то на вашем автомобиле выполнена именно данная блокировка двигателя.
2. Блокировка управляющей цепи стартера. Наиболее распространённая блокировка при “салонной” установке сигнализации. Время обхода не более 1 мин.
Выявление: (ну тут всё просто) зажигание в охране включается, но стартер запустить невозможно.
3. Блокировка силового провода бензонасоса. Также является наиболее распространённой и простой блокировкой. Время обхода не более 1 мин. Обычно питание на бензонасос подается напрямую с прикуривателя. Второй вариант, когда установлено реле, погруженное в бензонасос, это подключение емкости 1-1,5 литра с бензином под давлением к впускному тракту двигателя под капотом напрямую. Выявление блокировки: в охране двигатель заводится и глохнет через 2-5 секунд.
4. Блокировка цепей питания форсунок. Время обхода не более 30 секунд при доступе в подкапотное пространство. Обход блокировки осуществляется подачей напряжение на форсунки напрямую проводом с аккумулятора в обход блокировки.
Выявление: в охране включается зажигание, но двигатель не заводится.
5. Блокировка цепей питания модуля зажигания. Время обхода, способ и выявление полностью аналогично блокировки цепей питания форсунок.
6. Блокировка цепей питания блока управления двигателем. Время обхода, способ и выявление полностью аналогично блокировки цепей питания форсунок. Обычно угонщик имеет в наличии т.н. “сеть”, которая с одной стороны имеет зажим для подключения к положительной клемме АКБ, а с другой три провода, на концах которых иглы - щупы. Цепи питания форсунок, модуля зажигания, и ЭБУ отрезаются от проводки и запитываются напрямую от щупов.
Существует еще несколько возможностей ""хитрых" , блокировок, как то разрыв датчика коленвала, изменение последовательности впрыска и пр. Выявляются диагностикой с помощью пробника или тестера и затягивают время угона на дополнительные 5-7 минут. Нужно четко понимать, что угонщик - это прежде всего хороший автоэлектрик.
Реле блокировки может быть спрятано где угодно и иметь какие угодно размеры. Быть беспроводным, или управляться по цифровой шине, не важно. Как бы вас не уверяли установщики, что реле глубоко спрятано или вмотано в штатный жгут, время на поиск и деблокировку (обход) цепи, если двигатель заблокирован, составит не более 2-3 минут. Нужно четко понимать, что реле блокировки просто отключает напряжение питания одного из исполнительных устройств, и не составляет особого труда подать это напряжение напрямую."
Мнение, изложенное Кондрашовым, по мнению, уж извиняюсь за тавтологию, ряда других специалистов из сферы карсекьюрити как минимум не бесспорное.
Во-первых на современных авто, напичканных в угоду экономичности/экологичности/повышения КПД/комфорта/безопасности огромным количеством электронных систем, непосредственно участвующим в работе двигателя и АКПП указанный список блокировок является далеко не исчерпывающим. Потому, как выразился один гуру, примерно цитирую "имея в распоряжении авто и его электросхему на пару недель можно родить 10-15 вариантов блокировки двигателя/АКПП, гарантирующих неподвижность авто, и обеспечивающих взрыв мозга угонщику при попытке сдиагностировать цепи, где они были установлены".
Во-вторых варианты блокировки двигателя не ограничиваются "отключением питания" той или иной цепи. К примеру, набирающая последнее время моду блокировка шунтированием ДПКВ и ДПРВ.
При этом никаких "чек-энжинов" не выскакивает, диагностическими сканерами не считывается. В-третьих, никто не отменял возможность маскировки "простой" блокировкой, типо по питанию форсунок или катушек зажигания, более "сложной", типа изменения последовательности впрыска или зажигания. В-четвертых, даже "простые" блокировки, указанные Кондрашовым могут быть весьма действенны, если реализованы с учетом конструктивных особенностей авто, к примеру, если блок ЭБУ находится под капотом, в не доступном без частичной разборки подкапотного пространства месте, то и блокировка по питанию ЭБУ будет также весьма действенна. Или скажем если блокировку установить на питание бензонасоса, а лючок к бензонасосу под диваном задних пассажиров закрыть металлической пластиной на срывных болтах.
Я лично для себя все блокировки квалифицировал следующим образом:
1. По принципу действия:
1.1. Стандартные (традиционные)
т.е. "рвется" цепь, как правило, питания:
бензонасоса;
форсунок;
замка зажигания;
катушек зажигания;
стартера
ЭБУ двигателя или АКПП
1.2. Авторские (нетрадиционные)
т.е., как правило, ничего не "рвется", а осуществляется подмена штатного сигнала проходящего по той или иной цепи "неправильным" сигналом, что приводит к невозможности запуска двигателя или движения авто своим ходом
1.2.1. условно авторские (широко распространенные)
шунтирование датчиков;
изменение последовательности впрыска или зажигания
1.2.2. индивидуально авторские
сведения о них только клиентам и только на ушко, у каждого мастера свой набор на те или иные модели, зачастую блокировки "изобретаются" в процессе инсталяции охранного оборудования.
2. По целям:
2.1. основные
на которые главная надежда (см. п.1.2.1 и п. 1.2.2)
2.2. вспомогательные
к примеру: "разрыв" цепи диагностического разъема или цепи принимающей антенны радиосигнала со штатного брелка
2.3. отвлекающие (маскирующие основные)
задача отвлечь угонщика, сбить с мысли от поиска основной (основных) блокировок (как правило см. 1.1.)
2.4. ловушки
реальные блокировки из п.1.1. или их имитация, при попытке угонщиком удаления которых, наступают последствия в виде подрыва дымового патрона и т.п.
3. Место установки блокировок:
2 варианта:
под капот с доп.замком;
в салоне.
Слышал мнение, что в связи с "накрученностью" современных моделей штатной электронными системами, расположенными большей частью под общивкой в салоне, прятать блокировки в салоне стало более трендОво, в смысле проще спрятать и, соответсвенно, трудней найти реле блокировок.
Вообщем повторюсь, что здесь все зависит от квалификации установщика и желания его качественно и оригинально реализовать блокировки двигателя.
Ну а по части механики и маяков как-нибудь в следующей серии.
|
</> |
а вот из секреток лучший вариант всет-таки это шунтирование датчиков, при том только датчиу коленвала это единственный датчик без которого движок не заведется.