Плотность: закат вязкости


Казалось бы: XXI век, масляные нанотехнологии - нормируется и оценивается буквально каждый масляный чих. Другой вопрос, конечно, как именно это делается и что из этого следует. Об этом много сказано ранее. Но только один еще факт: для масла существует даже цветовая шкала! Но, уверяю, не существует более понятного и обделеного вниманием параметра у масла, чем его плотность. Вязкость - сколько угодно и со всех сторон. Плотность вещества из школы - не может быть, такое как бы и не слышали. Для свежего масла что-то там такое, конечно, указано, для оценки весовых транспортировочных расходов. А в лаборатории - мы и знать-то ничего не хотим: плотность?! Не слышали...
Неделю назад спросил, что думают профессионалы лабораторий про плотность масляной отработки - без понятия, говорят. Нету ссылок и ничего не думают. Хочу просто знать - а что происходит с этим маслом в двигателе - мало там ему достается всякой дряни, что ли, чтобы вообще не задаться таким вопросом?!
На момент написания данного материала свидетельствую, что в мировой практике не существует ясного ответа на чрезвычайно важный вопрос про плотность отработанного масла. Ни цифр, ни статистики, не методик. Мировое маслопозорище.
Чтобы разобраться, начнем с той самой школьной программы: определим относительную плотность свежего моторного масла по отношению к эталонной жидкости - воде.
Сделаем тоже самое, но уже для масляной отработки:
Как видно из визуального сравнения, плотность того же самого масла после пробега 30000 км предположительно увеличивается.
Самое главное сравнение: отношение этих плотностей. Для этого добавляем масло... в масло. Свежее.
На этом этапе уже можно утверждать - разница должна быть существенной.
Продолжаем изучать - сделаем сравнительные взвешивания равных объемов, предварительно исключив массу тары:

Со свежим:

C отработанным:

На самом деле, такой способ неплох для относительного вычисления, но по абсолютной точности не сильно точнее визуального: трудно установить величину абсолютной плотности на столь малом объеме, отмерив четко 1 мл жидкости. Но на этом этапе, я уже предположу примерно про 5 соток разницы...
Теперь поступим как в старом анекдоте о начале многомиллионного состояния с перепродажи одного яблока. К тому моменту, как счет пошел на ящики, у будущего миллионера умерла богатая тетушка. Так и мы теперь просто воспользуемся калиброванным лабораторным плотномером.
Свежее моторное масло:

Отработанное моторное масло (пробег 30000 км, 1000 моточасов):

Разница массы из-за увеличения плотности составила бы почти что точно 40 кг с метрического куба, или же 0,04 г с 1 сантиметра кубического.
В относительных же величинах, отработанное масло прибавило примерно 4,7% массы...
Остается разобрать главный вопрос: а много ли это? Или же мало?! Интуитивно кажется, что какие-то там 5% - это жалкое буквально ниачом... Но нельзя подходить к физике с биржевыми мерками.
Так, например, с вами горячо поспорят обладатели патента на измерение щелочности по плотности: авторы хватаются зубами не только за тысячные, то и за десятитысячные(sic!). А это уже десятые и сотые доли процента. При этом, напомню, что рассматриваемая методика отвечает критериям "существенные отличия" и "промышленная применимость". Не будем спорить с маститыми инженерами, нам просто важно понять, откуда же они (эти проценты) накопились...
В качестве лирического отступления, решил добавить вот этот
В процессе работы ДВС за счет абразивного износа трущихся металлических частей и поступающих извне частиц пыли в масле скапливаются нерастворимые твердые загрязнения, которые взаимодействуют с присадками (щелочью), присутствующими в маслах. Кроме того, в износе деталей двигателя, главным образом кривошипно-шатунного механизма, принимают участие и продукты коксообразования. Продукты взаимодействия (твердые загрязнения + щелочь) могут участвовать в процессе абразивного износа или же удаляться в системе очистки масла фильтрами. В результате этого щелочность масла будет снижаться, а количество твердых загрязнений, не связанных с щелочными добавками, будет увеличиваться, и, следовательно, абразивный износ будет ускоряться.
Что изобличающе иллюстрирует реальные представления патентологов о процессах, происходящих в двигателе.
Однако, если внимательно вчитаться в первоисточник, то авторы определяют не только и не сколько щелочность, а "загрязнение" моторного масла, степень которого пытаются оценивать через снижение щелочности. Сама мысль-то (про оценку загрязнения) неплохая, досконально разобранная мной вот в этом материале. А именно: увеличение плотности происходит путем насыщения моторного масла продуктами неполного сгорания топлива - сажей. Раз не растет объем, расти может только плотность. Но коллектив авторов на такой мякине не проведешь - они будут измерять плотность... для оценки снижения щелочности. Насколько работает эта методика можно понять, освежив в памяти, например, вот этот материал, в частности, обратив внимание на реальную щелочность масла с пробегом 30.000 км...
Тем же, кто чурается современных начуных методик , предлагаю считать основной проблемой масляной отработки именно наполнение масла продуктами сгорания. Поищем ближайшую к этому процессу аналогию:
Например, восстановленное (растворимое) порошковое молоко:

Известно, что содержание сухих веществ в нем составляет примерно 12-15%, при плотности около 1,03-1,05 г/см.куб.:

Впрочем, плотность и для многих подобных порошковых наполнителей очень близка, поэтому, чтобы получить раствор с водой
плотностью в искомые "плюс 3-5 процентов", можно рассмотреть даже бетонные смеси:

Ну или даже сахар:

Зная характеристики "сажи технической", можно уверенно предполагать, что в типичной "моторной отработке" плавает от 5 до 15% растворенных продуктов сгорания
топлива:

Которую, как известно, при определенном желании и умении можно выловить почти что в любом месте двигателя:

А закончим разговор о плотности моторного масла мы следующим образом:
прямо под носом у масляных профессионалов валяется работоспособная и репрезентативная методика контроля реального состояния моторного масла, которую они десятилетиями топчут ногами и самым изощренным образом пытаются подменить альтернативными методиками типа крайне дорогой инфракрасной спектроскопии, в которой сами профессионалы до сих пор мало что понимают, или того хуже - используются паранаучные нищебродские методики "измерения оптической плотности" (просвечивание свежего и окисленного(?!) масла не в инфракрасном, а в видимом спектре):
Тут просто коллекция перлов (читать с выражением) в одном абзаце: новый(!), (в замен старого, из 25 ГосНИИ на установке Во-4), нагрев с просвечиванием(!), разработанный и (или) усовершенствованный(!) для синтетических(!)... доктором наук(!) в РГУ нефти и газа! Не 180, а целых 235!
Вышеприведенная цитата, повторю, бездоказательная маслопрофессиональная глупость, которую (нагрев с медным(!) стержнем и последующее просвечивание) с легкостью и куда большей точностью и пользой можно было бы заменить обычным школьным плотномером (или поплавковым ареометром) стоимостью в десяток коробков спичек.
Причина такого юродствования со стороны мировой профессуры, заключается в том, что она до сих пор(!) не понимает механизма старения моторного масла, которое является, прежде всего, экзогенным - внешним, по отношению к самому маслу.
Контролируется все что угодно, но косвенное и ненужное - вязкость, щелочность, кислотность, но только не плотность, с которой невозможно ошибиться и которая действительно и очевидно одна единственная прямопропорциональна старению моторного масла.
Именно поэтому - самое лучшее масло в мотор - на десятки тысяч км, а масло в коробку - навсегда, что нам, в свою очередь, подается как "мировой прорыв":

Бо не сжат еще тот кулак, в который можно было бы безбоязненно прыснуть от прочтения очередных исследовательских потуг доморощенных докторов масляных наук. Но мы его сожмем в следующей статье цикла, когда поговорим про фантастический параметр - "HTHS моторного масла"...
P.S.
Более ранние публикации про масла "для продвинутых" тут:
http://bmwservice.livejournal.com/14286
http://bmwservice.livejournal.com/143521.h
http://bmwservice.livejournal.com/148230.h
http://bmwservice.livejournal.com/15578
http://bmwservice.livejournal.com/15602
http://bmwservice.livejournal.com/15634
|
</> |