Плавучий крематорий номер 13


Ровно 80 лет назад, 19 марта 1945 года, тяжелый авианосец CV-13 "Фрэнклин" стал первым американским авианесущим кораблем, который приблизился на 50 морских миль к побережью Японии, чтобы его палубные самолеты могли залетать для нанесения ударов дальше в глубь японской территории. Но наказание за такую наглость последовало незамедлитально. В тот же день из-за тучи вынырнул одинокий пикирующий бомбардировщик D4Y "Суйсэй", почему-то провороненный корабельным радаром.
Войдя в пике, он нацелился на палубу "Фрэнклина". Зенитки открыли огонь и, по заявлению американцев, сбили нападавшего. Однако перед этим он успел сбросить две 250-килограммовые полубронебойные бомбы, причем обе попали в цель. Одна угодила в корму и не нанесла серьезного ущерба, но зато второй взрыв имел для корабля катастрофические последствия.
Бомба пробила верхнюю палубу и взорвалась на ангарной, где в это время готовили самолеты к боевому вылету. 30 штурмовиков и бомбардировщиков были уже заправлены, а под 16 из них — подвешены авиабомбы и ракеты "Тини-Тим". От взрыва всё это начало детонировать по цепочке, потом рванули цистерны с авиационным бензином и боеприпасы, сложенные на палубе.
Потрясшая авианосец серия взрывов была такой разрушительной силы, что из нескольких сотен матросов, летчиков и авиатехников, находившихся в момент катастрофы на ангарной палубе, выжили только двое. Уцелевшие моряки, считая, что корабль обречен, начали десятками прыгать в воду, но другие вступили в борьбу с огнем.
В этом им помогли сопровождавшие авианосец крейсера "Питтсбург" и "Санта-Фе", а также — эсминцы "Миллер", "Хикок", "Хант" и "Маршалл". Подойдя к горящему авианосцу, они направили на него свои пожарные гидранты, в то время как собственная система пожаротушения "Франклина" вышла из строя из-за перебитых взрывами водяных магистралей.
И примерно через шесть часов пожар, от которого выгорела почти половина корабля, удалось сперва локализовать, а затем — погасить. Авианосец, хотя и получивший заметный крен от многих тонн залитой в него при тушении воды, остался на плаву и даже не потерял ход, поскольку огонь не затронул котельное и машинное отделения.
Однако урон оказался огромным: взрывами и пожаром были уничтожены 37 палубных истребителей, 15 торпедоносцев и девять пикирующих бомбардировщиков, но главное — погибли 807 членов команды и 487 получили ранения. Это самые большие людские потери на не затонувшем боевом корабле за всю историю американского флота.
К сказанному можно добавить, что 27 октября предыдущего года "Фрэнклин" в районе Филиппин уже получал удар камикадзе, но тогда на нем погибло "всего-навсего" 56 человек и 60 было ранено, а повреждения исправили за полтора месяца. Однако 19 марта 1945-го авианосец CV-13 пострадал гораздо сильнее и вышел из строя до конца войны. Вот и не верь после этого в приметы. Хотя, выжившие моряки "Фрэнклина", возможно, считают для себя число "13" счастливым.
На заставке: матросы с крейсра "Санта-Фе" наблюдают за догорающим пожаром на "Фрэнклине", уцелевшие члены команды которого столпились на накренившейся верхней палубе.

Тяжелый авианосец "Фрэнклин" класса "Эссекс". Полное водоизмещение — 36910 тонн, длина по ватерлинии — 250 м, полная длина — 266 м, мощность паровых турбин — 150000 л.с., экипаж, включая летчиков и авиаспециалистов, — 2600 человек, вооружение — 44 зенитных орудия и 46 малокалиберных зенитных автоматов, авиагруппа — 36 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков и 18 торпедоносцев.


"Фрэнклин" перве время носил замысловатый камуфляж. Снимок сделан в Норфолке весной 1944 года.


"Фрэнклин" в огне. Ни нижнем снимке хорошо заметен крен, полученный в результате тушения.

Слева — с ангарной палубы в воду стекает горящий авиабензин, справа — охваченная пламенем зенитная башня.

Пожар потушен, крен выравнен. "Фрэнклин" с выгоревшей ангарной палубой своим ходом медленно движется в Нью-Йорк для постановки на капитальный ремонт. Обратите внимание на провалившиеся платформы гидравлических лифтов-самолетоподъемниеков.
После войны корабль вновь вступил в строй и прослужил до 1959 года, а в 1966-м был разобран на металл.
|
</> |