Плач длиною в 50 лет.

Эта песня стала популярной в конце 1980-х, когда ее исполнил Владимир Маркин. Многие думают, что он − автор песни, и эта версия иногда мелькает в СМИ. Но это далеко не так − «Несмеяна» плачет на эстраде уже уже больше 50 лет, а родилась она вообще как дитя одного из первых советских бардов.
ОБ АВТОРЕ ПЕСНИ
«Ты стоишь у окна, небосвод высок и светел...». Эти строки и музыку к ним написал и впервые исполнил человек с интересной судьбой. Одни его ФИО чего стоят − Ген Никифорович Шангин-Березовский. Потомственный биолог, внук революционера и писателя, сын военных медиков.
В конце 40-х − начале 50-х Шангин учился на биофаке МГУ. Его однокурсниками были Владимир Познер и Николай Дроздов. Еще одним известным сокурсником Гена был Дмитрий Сахаров (творческий псевдоним − Сухарев), вместе с которым они написали первые в Союзе самодеятельные песни, давшие начало мощному бардовскому движению.
Это было послевоенное время, полное надежд и внимательного отношения к жизни и друг к другу. В эти годы в студенческой среде появляются первые ростки авторской песни, непрофессионального, очень живого и искреннего песенного творчества.
Их песни буквально взорвали застолбеневшее в определённых традициях песенное поле того времени. Они были приняты студенчеством с восторгом и поются до сих пор, не теряя глубоко искренней, радостной или печальной поэтичности и способности проникать в любые души.
После окончания МГУ Шангин был участником научных экспедиций в Приморье, Заполярье, на Кавказ и Памир, в 60-е — 70-е годы принимал участие в экспедициях на научно-исследовательских судах по Тихому и Атлантическому океанам. В 80-е годы преподавал в Московской ветеринарной академии им. К. Скрябина.
Шангин написал более ста научных работ, автор изобретений и ряда открытий в области радиационного и химического мутагенеза растений. Автор множества стихов, песен, рассказов, повестей, драматических произведений, одного романа.
«...Если говорить о том, как в моей жизни соотносятся наука и искусство, то я могу сказать, что наука — это моя любовь. Я её никогда не оставлю, а искусство — это моя страсть. В ней серьёзно, как мастодонт, топает проза. В ней есть какая-то философская, совсем не как у Дмитрия Сухарева, а от разума идущая поэзия. И тихо теплится, светится и греет меня музыка, без которой я просто кончусь, потому что это душа моя. Я мечтаю успеть это отдать...»
(Из интервью Шангина, январь 1992 года )
О ВЕРСИЯХ ПЕСНИ
Песни Шангина и других первых бардов расходились сарафанным радио по МГУ и другим вузам, их пели на сборах, в электричках, на выездах и слетах, с вузовских подмостков. Они становились в некотором смысле народными и некоторыми даже считались за народные. Так, у «Царевны Несмеяны» существует несколько версий текста − проходят через сотые и тысячные руки, песня менялась.
Достоверной информации о годе написания песни не известно, но чаще всего она датируется 1960 годом. Иногда пишут, что Шангин посвятил ее своей дочери.
В музыкальном плане «Несмеяна» тоже пережила много интерпретаций. Вот некоторые из них.
|
</> |