 
            
    "Грозовой перевал": неприятный, но притягательный фильм
 wetfield — 08.08.2025
 wetfield — 08.08.2025
                                                
                        
                        
:no_upscale()/imgs/2024/12/17/19/6686352/51235ccabd0e763a3c2f19dc2f71a90b6856f4ac.jpg)
Видимо, Лето — время пересматривания старых хороших фильмов. Вот и мы вчера пересмотрели «Грозовой перевал» 1992 года с Жюльетт Бинош и Рейфом Файнсом. Это — тот самый редкий случай, где фильм прекрасен, актёры — невероятно хороши, а сама история — просто омерзительна.
Почему? Потому что то, что испытывают герои по отношению друг ко другу, не любовь, а болезненная зависимость. Где ты ни вместе с любимым не можешь быть, ни врозь.
Начинается, кстати, интересно: писательница, вроде как Эмили Бронте, бродит по развалинам пустого замка и показывает могилы на старом кладбище — чтобы рассказать историю этих людей. И приезжающий в дом этих людей арендатор Локвуд остаётся у них ночевать, чтобы ночью встретить настоящее привидение. Девушки, Кэтрин.

А вот сама история...Ну, если вкратце — приезжает в свой дом «Грозовой перевал» глава семейства Эрншо, у него есть дочь Кэтрин и сын Хиндли. А глава семейства привозит им мальчика-цыгана, просит его любить и жаловать, и говорит, что тот станет им братом. Сын Хиндли резко возненавидел мальчишку, который станет его соперником за наследство, а Кэт — как раз наоборот, полюбила. Мальчика назвали Хитклифом ( к слову, мы так и не узнаем, кто он по фамилии, и успел ли отец Эрншо дать ему свою) — и вся книга посвящена его любви к Кэтрин, и Кэтрин — к нему.
Ну, а чтобы героям не было уж очень хорошо, умирает отец Эрншо, и старший брат Хиндли ссылает Хитклифа на конющню, делая того слугой. И тут возникают вопросы: Почему Кэтрин не смогла отстоять перед своим братом человека, с которым провела фактически все детство, с которым дружила, тепло общалась? Она же ведь точно такая же дочь отца, как и ее брат. Как вообще она смогла смотреть на этот беспредел по отношению к Хитклифу со стороны брата? Почему не боролась? Пассивной, слабой, спокойной девушкой по фильму ее нельзя назвать. Но когда унижали Хитклифа она предпочла просто молчать.
Скажете, мол, викторианская Англия, у девушки никаких прав, вот и молчит она. Но ведь другие боролись, а Кэтрин, как потом выяснится из дальнейшего повествования, и сама не воспринимает Хитклифа как-то иначе. Это и остаётся непонятным: как слугу? Как человека, сильно ниже себя по социальному статусу?
Во всяком случае, она не отстаивает права Хитклифа и дальше. Когда в доме соседей Линтонов «Скворцы» ее ногу укусила собака, семейство Линтонов обращается с пренебрежением и унижением к человеку, к которому она относится с любовью и дружбой. Сама остается в доме богатых людей, а Хитклифа выгоняют из дома прочь как бродячую собаку. Почему, спрашивается?
И, конечно, кульминацией её отношения к Хитклифу становится диалог со служанкой Эллин Дин, которую в доме зовут Нэли — про предложение Эдгара Линтона и про её чувства к Хитклифу. «Если бы Хиндли не унизил Хитклифа, всё было бы иначе, — рассуждает Кэтрин, -а так выйти за него замуж — это уронить себя». Становится очень обидно за Хитклифа после таких тупых слов любимой девушки. Она перечисляет положительные черты будущего богатого мужа («красив, и молод, и весел, и богат») и тут же признается, что ее сердце принадлежит Хитклифу. Кэтрин и Хитклиф принадлежат к разным мирам и сословиям, брак их невозможен. И тут же возникает второй вопрос. Если такая сильная любовь у Кэтрин к Хитклифу почему не стала бороться за нее? Почему не убежала прочь за любимым? Нет, она предпочитает принять предложение Эдгара Линтона, и переехать в «Скворцы».
Заметим, Кэтрин никто не заставлял выходить замуж за нелюбимого. Никакого давления в плане замужества на девушку в фильме мы не видим. Согласие на брак было полностью ее добровольным решением.
Ну а дальше фильм встаёт на свои законные рельсы, и Хитклиф, подслушавший монолог Кэтрин, убегает из дома — чтобы через два года вернуться уже богатым. Как он разбогател, неизвестно, что ещё раз говорит, что у Эмили Бронте — типично женский роман, не грешащий логикой повествования. Но он возвращается, чтобы мстить.

Дальше сюжет развивается по варианту «Собака на сене»: Хитклиф, выкупивший «Грозовой перевал» у спившегося и наделавшего долгов Хиндли, предлагает Кэтрин уйти к нему — но героиня не хочет и этого. Зато продолжает с ним целоваться, заигрывает, не пускает к нему сестру Эдгара Изабеллу.

К слову, с Изабеллой Хитклиф всё же сбежит, чтобы что-то там доказать Кэтрин — а по сути, получить право на её наследство. Он собирается стать богатым, чтобы всем отомстить. Как потом будет мстить дочери Кэтрин ( тоже Кэт), сыну Хиндли Хэйртону и даже своему сыну от Изабеллы по имени Линтон...
Скажем прямо: герои фильма — омерзительны, и даже яркая красота лиц неспособна бывает отвлечь от анализа их действий. Иногда при пересмотре фильма всплывают новые детали, о которых забываешь в первый раз. Так, когда Кэтрин остаётся в доме у Линтонов, и возвращается оттуда, Хитклиф говорит ей: «Без тебя я нашёл гнёздышко птенцов дрозда, и поскольку ты не возвращался, накинул на него металлическую сетку. Родители не могли кормить птенцов, и те передохли с голода». На вопрос, зачем он это сделал, ведь несчастные птенцы ни в чём не виноваты, Хитклиф ответил: «А зачем они, раз ты их не видишь?» Вот в этом маленьком эпизоде — весь герой и вся его мотивация.

И поэтому, когда видишь, как умирает Кэтрин, и Хитклиф не отпускает её призрак, потому что не видит без неё жизни в этом мире, всё время хочется спросить его: а она-то любила тебя так, как ты её? Или думала, что любила, но стеснялась этой любви? Ему, впрочем, тоже не сочувствуешь, он начинает бесить не меньше её.

Более-менее светлые образы — это дети героев, сын Хиндли по имени Хэйртон, и доь Кэтрин — Кэти. ( которую, кстати, тоже играет Жюльетт Бинош, только уже со светлыми волосами). Девочка преодолевает свою природную язвительность, видя истинно-доброе отношение к ней Хэйртона, которого не ожесточил даже Хитклиф, заставивший пройти через унижения, и сделавший того конюхом — как в своё время Хиндли поступил с ним самим. У этой пары явно есть будущее! И ещё — доброта вместо мщения — это, как ни парадоксально, средство выживания в этом безумном-безумном мире.

С призраком Кэти сюжет тоже странный: 20 лет этого призрака видят все, кроме Хитклифа, но когда случайный человек к доме открывает окно — призрак приходит и к Хитклифу, и уводит его за собой. Призрак не мог пройти через стекло, что ли?

Однако фильм впечатляющий, снято очень сильно, и я советую посмотреть его. В своё время я переводила песню, которую поёт Хейли Вестенра, изображающая дух Кэтрин, приходящий к Хитклифу — она так и называется «Грозовой перевал»:
 
             Почему стоит заказать шкаф по индивидуальным размерам: плюсы и особенности проектирования
                    	Почему стоит заказать шкаф по индивидуальным размерам: плюсы и особенности проектирования                 Украинский институт признал Пушкина пропагандой «российского империализма»
                    Украинский институт признал Пушкина пропагандой «российского империализма»                 ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ
                    ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ                 Советская косметика и парфюмерия- V
                    Советская косметика и парфюмерия- V                 Электронно- прогрессивное.
                    Электронно- прогрессивное.                 Зарисовка осеннего марафона 32/60
                    Зарисовка осеннего марафона 32/60                 
             
             
            
