Питер. Русский музей. Перов. Портрет Тургенева
 cand_orel — 11.09.2025
                                                
                        
                        
Недавно был же в Питере, теперь готовлюсь вести неторопливое изложение событий и наблюдений по результатам посещения всяких мест. Вдруг вспомнился тамошний Русский музей, не по порядку. Там представлена постоянно действующая экспозиция — Русское искусство второй половины XIX века.

Государственный Русский музей (при учреждении и по 1917 год —
«Русский Музей Императора Александра III») — российский
государственный художественный музей в Санкт-Петербурге, крупнейшее
в мире собрание русского изобразительного искусства.
Выставочный комплекс современного Русского музея — один из
крупнейших в мире по площади (в общей сложности более 30 га) —
включает пять зданий в исторических районах Петербурга:
Михайловский дворец с корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный)
замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра
I. В состав музея входят также Михайловский сад, Летний сад, сад
Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской
набережной и ряд других зданий.
Основу постоянной экспозиции русского искусства второй половины
XIX века составляют образцы исторической, жанровой, портретной и
пейзажной живописи, созданные предшественниками и мастерами
передвижнического реализма - наиболее значительного явления в
русском искусстве 1870-1880-х годов. Особый раздел посвящен
произведениям представителей академизма в живописи и скульптуре
этого времени.
Среди наиболее значительных произведений, представленных на
экспозиции: «Тайная вечеря» и «Петр I допрашивает царевича Алексея»
Н.Н. Ге; «Косцы» Г.Г. Мясоедова; «Христос и грешница» В.И.Поленова;
«Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Взятие
снежного городка» и «Степан Разин» В.И. Сурикова; «Лунная ночь на
Днепре» А.И. Куинджи; «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо
турецкому султану», «Торжественное заседание Государственного
совета 7 мая 1901 года» И.Е. Репина и серия портретных этюдов к
этому масштабному полотну.
Экспозиция, созданная в этих залах, включает произведения Ф.А.
Васильева, В.В. Верещагина, Н.Н. Ге, К.М. Маковского, В.Г. Перова,
А.К. Саврасова, Г.И. Семирадского, П.П. Чистякова, К.Д. Флавицкого,
И.И. Шишкина, поздние пейзажи И.И. Левитана и А.И.Куинджи,
исторические картины А.П.Рябушкина, жанровые композиции и портреты
Ф.А.Малявина, картины К.И. Коровина, Н.К. Рериха и других мастеров
отечественной живописи, а также образцы скульптуры второй половины
XIX века.
Залы оснащены регулируемой системой светодиодного освещения.
Благодаря этому обеспечены наилучшие условия экспонирования
живописных произведений, что позволяет по-новому увидеть знакомые
полотна, многие из которых были отреставрированы.
Также в течение полутора лет была произведена реставрация самих
залов, в том числе и гризайльной росписи, плафонов, паркетных полов
и других элементов исторического убранства в бывших покоях великого
князя Михаила Павловича.
Экспозиция отечественного искусства второй половины XIX века
концептуально обновлена. В нее вошли живописные произведения,
которые ранее находились в запасниках или демонстрировались в
других залах. В их числе - малоизвестные живописные эскизы И.И.
Шишкина и работы М.К. Башкирцевой, полотна знаменитого
художника-баталиста В.В.Верещагина из «русской серии», а также
жанровые произведения К.М.Маковского и пейзажи А.К. Саврасова.

Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883) — русский писатель, автор романов «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862) и других произведений, в том числе цикла рассказов «Записки охотника» (1847–1852).

Василий Григорьевич Перов (21 декабря 1833 [2 января 1834, Тобольск — 29 мая [10 июня] 1882, Кузьминки, Московская губерния) — русский живописец, последователь «демократического реализма», один из наиболее значимых московских художников пореформенной эпохи, педагог и писатель. Академик (с 1866) и профессор (с 1870) Императорской Академии художеств, один из членов-учредителей (в 1870) Товарищества передвижников.
Облик классиков русской литературы А.Н. Островского, И.С.
Тургенева, Ф.М. Достоевского и других нам, в основном, известен по
портретам, выполненным Василием Григорьевичем Перовым. Именно они
чаще других попадают в школьные учебники литературы и биографии
писателей.
Как справедливо заметил младший современник Перова, художник Михаил
Нестеров, «портреты Перова будут жить долго и из моды не
выйдут».
Как и изображения других писателей и деятелей XIX века, портрет
Ивана Сергеевича Тургенева был написан по просьбе Павла Михайловича
Третьякова, известного мецената.
Знаменитый романист изображён на традиционном тёмном фоне, с
которым почти сливается его чёрный сюртук. Из мрака выступают его
словно светящийся внутренним мягким светом благородный профиль и
кисть левой руки, удерживающая большую книгу, стоящую на коленях
Ивана Сергеевича.
За корешком толстого фолианта видна правая рука писателя. Её пальцы
сложены так, будто держат перо. Тургенев сидит боком к зрителю,
удобно откинувшись на спинку мягкого кресла, обтянутого красной
тканью. Поза немолодого мужчины спокойна, расслаблена.
Таким же душевным спокойствием веет и от лица Ивана Сергеевича.
Высокий, прорезанный морщинами лоб обрамлён мягкими локонами седых
волос. Взгляд серых глаз задумчив и направлен мимо наблюдателя.
Писатель кажется погружённым в собственные, явно не радостные
мысли. Тень под бровями, морщинки у глаз, глубокая складка, идущая
от носа к губам, изогнутая книзу линия рта усиливают ощущение
лёгкой грусти. Нижняя часть лица Тургенева полностью скрыта густой
бородой и пышными усами.
Серебряная седина вьющихся волос и бороды, обрамляя строгий
профиль писателя, возвышает, облагораживает и романтизирует его
облик.
Тургенев предстаёт как человек умудрённый опытом, много
размышляющий, но не сомневающийся и раздираемый противоречиями, а
сохраняющий душевную гармонию и глубокую веру в правоту своих
убеждений.
| 
                                         | 
                                    </> | 
            
                    Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг                
                    Интересный вопрос: Сколько бы стоило построить Эйфелеву башню в 2025 году?                
                    ИСТОРИИ О ВЕЛИКИХ                
                    Зависть, экономика и жизнь                
                    50 лет альбому Deep Purple "Come Taste the Band"                
                    Дедушка и внучка                
                    Цена на машины.                
                    Пятничная болталка.                
                    Стратегия "Китай-27"                
            
            
            
