Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

топ 100 блогов cand_orel31.07.2022

В прошлый раз вышли на Дворцовую площадь (https://cand-orel.livejournal.com/1807079.html) — 

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Дворцовая площадь (с 1918 до 1944 - площадь Урицкого) — главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. 

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Александровская колонна (также иногда называется Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») — памятник в стиле ампир, находящийся в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Зимний дворец (в 1918—1943 годах — Дворец Искусств) — главный императорский дворец России. Здание дворца (пятое) было построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе.  В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

«Государственный Эрмитаж» (до 1917 года — «Императорский Эрмитаж»; в 1964—1991 гг — «Ордена Ленина Государственный Эрмитаж») — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в городе Санкт-Петербурге Российской Федерации. Основан 7 декабря 1764 года. Является одним из крупнейших художественных музеев в мире.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Здание Главного штаба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

В западной части здания находится командование Западного военного округа России. В восточной части здания Главного штаба с 1999 года размещаются коллекции Государственного Эрмитажа. В 2013 году завершилась полная реконструкция Восточного крыла здания, в котором разместились произведения западноевропейского искусства XIX—XX веков, а также проводятся временные выставки современного искусства.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Арка Главного штаба представляет собой не просто проездную, а триумфальную арку — монумент, посвящённый победе России в Отечественной войне 1812 года. Композиция из двух арок восходит к древнегреческим дипилонским (двойным) воротам — фортификационному сооружению, своеобразной ловушке: если враг брал приступом первые ворота, то оказывался в западне — узком коридоре между первыми и вторыми воротами. 

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

А за спиной у нас осталось здание Главного адмиралтейства — комплекс адмиралтейских построек в Санкт-Петербурге на 2-м Адмиралтейском острове, расположенный на берегу реки Нева, значительный памятник архитектуры русского классицизма. Изначально построенный в качестве верфи, подвергался перестройке в XVIII—XIX веках.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

С 1718 года здесь располагалась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 — Адмиралтейств-совет), в 1709—1939 годах — Модель-камера (с 1805 года — Морской музей). С 2012 года здесь находится Главное командование ВМФ России.

А мы двигаемся вдоль Адмиралтейства к переходу у Дворцового моста...

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Было заложено 5 (16) ноября 1704 года. Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer — комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Согласно «Регламенту о управлении адмиралтейства и верфи» 1722 года, в модель-камере сохранялись модели всех судов, здесь построенных: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую». В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музеум (с 1908 года — имени Петра Великого), существовавший здесь до 1939 года.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Один местный товарищ интересовался — вот она Кунсткамера, за дворцовым мостом на Васильевском острове.

Кунсткамера (от нем. Kunstkammer — кабинет редкостей; в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (МАЭ РАН)) — первый музей в России, учреждённый императором Петром I в Санкт-Петербурге (1714).

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

На стрелке Васильевского острова видна одна из двух Ростральная колонна.

Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию фонарей порта столицы.

Две ростральные колонны были возведены в 1805—1810 годах по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей по обе стороны Васильевского острова. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.

Была и такая шутка:

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Петропавловская крепость на Заячьем острове.

Петропавловская крепость (официальное название — Санкт-Петербургская, в 1914—1917 годах — Петроградская крепость) — старейший памятник архитектуры Санкт-Петербурга, крепость I класса (согласно классификации крепостей Российской Империи). Дата закладки крепости 16 (27) мая 1703 года, является датой основания Санкт-Петербурга. Никогда не использовалась ни в одном сражении. С первой четверти XVIII века до начала 1920-х годов служила тюрьмой. С 1924 года является государственным музеем.

Пришли к Зимнему дворцу:

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Всего за период 1711—1764 годов в городе на разных участках возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.

Пётр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, был построен деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышёву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. 

Сад Зимнего дворца(Разводной сад, Собственный сад) — небольшой сквер в Санкт-Петербурге между Дворцовой площадью, Дворцовым проездом, Дворцовой набережной и Зимним дворцом.
Сад Зимнего дворца(Разводной сад, Собственный сад) — небольшой сквер в Санкт-Петербурге между Дворцовой площадью, Дворцовым проездом, Дворцовой набережной и Зимним дворцом.

В 1745 году по высочайшему указу императрицы для ловли большого количества мышей в недостроенном дворце из Казани было доставлено 30 котов, которые пополнили кошачью популяцию дворца, зародившуюся от кота, привезённого Петром I из Голландии. Традиция содержать котов для охраны от грызунов пережила века — в 2008 году в подвалах дворца проживало 50 котов, для которых был создан специальный фонд друзей котов Эрмитажа.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пёстрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. 

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Архитектор К. И. Росси в сравнении со своими предшественниками, архитекторами русского классицизма конца XVIII — начала XIX века, проявил себя художником необычайного размаха и смелого пространственного мышления. «В отличие от многих русских и европейских современников, Росси во всех крупных городских ансамблях стремился к объединению различных по функциям и планам зданий в единый фасад, создавая тем самым эффект цельной „скульптуры“, обозреваемой как бы „изнутри“. Ансамбли Росси воспринимаются как гигантские интерьеры под открытым небом». 

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

В ходе последовательно разрабатываемых вариантов проекта 1820—1828 годов Росси создал уникальную композицию, замыкающую полукружием из двух симметричных корпусов Министерства иностранных дел и Генерального штаба с Триумфальной аркой между ними южную сторону Дворцовой площади. 

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Идея создания памятника Александру I, увенчанного фигурой ангела (известно семейное прозвище Александра: «наш Ангел») была впервые предложена Фридрихом Вильгельмом IV во время его пребывания в Петербурге. Знаменитый архитектор Карл Росси, возводивший здание Главного штаба и завершая ансамбль Дворцовой площади, также предлагал в центре площади расположить памятник (впрочем, не отвергая идею установки ещё одной конной статуи Петру I).

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в Париже в честь побед Наполеона). В качестве источников для своего проекта Монферран использовал колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, а также Вандомскую. 

В Александрии (Египет) в квартале Кармус на холме возле мусульманского кладбища и канала Махмудия возвышается 27-метровая «Колонна Помпея». Так её прозвали захватившие город крестоносцы, хотя колонна не имеет никакого отношения к Помпею Великому и была возведена в конце III века году в честь взятия Александрии Диоклетианом:

Колонна Помпея
Колонна Помпея
Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Четвёртый (временный) Зимний дворец был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был разобран в 1762 году.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

С 1754 по 1762 год шло строительство пятого по счёту здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца составляла порядка 60 тыс. м². Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, и строительство Зимнего дворца было окончено уже при Екатерине II.

Знаменитые ворота:

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж
Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж
Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж
Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж
Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу, который занимал всё пространство северо-западного крыла, начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии Николаевский зал). В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

В 1763 году императрица Екатерина II переместила свои покои в юго-восточную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова был возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке). В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем». Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775) в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Из этих 317 картин (принято считать, что их было лишь 225) в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века, переданных в Россию в 1764 году и положивших начало собраниям Эрмитажа, здесь сохранилось по меньшей мере 96 полотен. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 год для них было построено специальное здание восточнее дворца. В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

В 1783 году по указу Екатерины был произведён слом дворцового театра.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. 

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из четырёх флигелей с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади.

В архитектуре пятого по счёту Зимнего дворца Б. Ф. Растрелли следовал своему уникальному индивидуальному стилю, совмещающему элементы итальянского барокко, западноевропейского классицизма, орнаментику модного в елизаветинское время рококо и традиции древнерусского зодчества, которые архитектор внимательно изучал, путешествуя по России. В общей композиции фасадов, особенно южного, выходящего на Дворцовую площадь, очевидны композиционные принципы классицизма: симметрия, трёхчастное деление ризалитами и доминирование горизонталей. Трёхчастное деление обеспечивает симметрию: фасады разделены по горизонтали на три почти равных по высоте этажа, вертикалями — на три ризалита. Каждый ризалит также состоит из трёх частей. Все фасады являются главными, но скомпонованы различно. Главный ризалит южного фасада прорезан тремя въездными арками (здесь Растрелли повторил приём, найденный им в композиции дворца в Стрельне, хотя в основу Стрельнинского дворца был положен проект Ж.-Б. Леблона). Арки ведут во внутренний двор, где в центре северного корпуса находится главный вход.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Двухмаршевые лестницы на высоком цоколе (в настоящее время уровень земли значительно повысился) следуют традициям стиля времени основания города: петровского барокко. «Собственный сад» западного фасада типа курдонёра с выступающими боковыми ризалитами выдаёт французские влияния стиля Людовика XIV. Классицистическая симметрия композиции дополняется типично барочными приёмами: зрительным колебанием плоскости стены за счёт светотени с помощью раскреповок, группирования колонн в пучки, в особенности на углах здания, выступающих ризалитов, балюстрады с вазонами и статуями на кровле.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Группируя колонны на углах, Растрелли использует оригинальный приём: колонны расположены таким образом, что угол здания остается открытым; это усиливает игру светотени при любой погоде и с любой точки зрения. Всего, с учётом раскреповок и выступов, в здании дворца насчитывается 29 углов! Сложный синкопированный ритм вертикальных членений Растрелли развил разнообразием обработки оконных проемов трёх модулей: малой, средней и большой ширины. Оконные проемы 12 типов имеют 22 типа слегка различающихся обрамлений, дополненных 32 типами скульптурного декора, среди которых пять разновидностей капителей и четыре вида картушей. Своеобразны растреллиевские элементы декора: «перистые рокайли», раковины, картуши с огромными «гребешками» по краям, иногда соединенные с львиными масками. Они отличаются от итальянских и французских прототипов прежде всего размером и мощной пластикой. Многие элементы выполняли из гипса с наполнителем «в наброс» непосредственно на стене, и лишь некоторые формовались по заранее сделанным моделям. Все архитектурно-декоративные и скульптурные приёмы создают типично барочное «вибрато» (итал. vibrato — энергичный, сильный), живописное «колебание плоскости» фасадов, и монументальности, отвечающее идеям представительности, торжественности, мощи и величия.

Вышел покурить перед посещением Эрмитажа...

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж
Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж
Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

В принципе очередь — небольшая, минут на 15...30. Билеты продают электронным способом.

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Вот тут у меня и случился конфликт после того, как я вернулся с перекура. Дело в том, что мы ездили компанией из пяти человек, а я типа был кассиром. Возвратился с улицы, накурившись, и достал кошелек — деньги на билеты же нужны... И тут на меня дамочка какая-то налетела, дескать — нельзя без очереди, становитесь в хвост.

Тут надо сказать, что я и в обычных магазинах там или других местах скопления очередей не пользуюсь своим моральным правом проникать без очереди. А тут в Эрмитаже, я не был готов к такому повороту вопроса — "прорваться в Эрмитаж без очереди". Честно, мне и сейчас непонятно, как у человека, желающего посетить Эрмитаж, то есть с каким-то уровнем культуры и этического воспитания мог вопрос сам по себе возникнуть. 

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Вход в музейную экспозицию:

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Тут, извините, Эрмитаж посетим отдельной экскурсией, а пока двинемся дальше. На выходе:

Питер. Подрался в очереди в Эрмитаж

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1476 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ, которым устанавливалась максимальная высота строящихся в Санкт-Петербурге жилых частных зданий — 11 саженей (23,47 м). Таким образом, жилые частные здания не могли превосходить по высоте Зимний дворец, прямо в указе не упоминаемый.

Данный архитектурный феномен известен сегодня как «Небесная линия Санкт-Петербурга» — благодаря ему с крыши любого здания исторического центра города можно увидеть практически весь город. Таким образом, линия карниза крыши Зимнего дворца является своеобразной эталонной величиной.

Продолжение сле

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
я построил над скважиной мельницу. скрутил раму из уголка, вырыл канавку.. засыпал песком. это вроде фундамента. начал выкладывать цоколь из натурального камня. вот так. прикрутил на заранее заложенные ...
До конца сентября на территории Военно-Исторического Музея Артиллерии, Инженерных Войск и Войск Связи МО РФ, Санкт-Петербург, проходит выставка "Оружие Победы". Обычно в это время музей снова перетряхивает свои запасники, благодаря чему можно увидеть то, что обычно можно видеть на ...
Наш гениальный художник с ником иероглифами приближается к финалу своего проекта по тянизации вархаммеровских примархов. Сегодня у нас на очереди - Феррус Манус-тян, друзья мои ^_^ Основной арт. Дополнительный. Моменты истории. А этот арт, между прочим, основан на ...
Прислали на мыло небольшое расследование. Почему выгодно тратить миллиарды на выбитые стекла, а систему оповещения делать не выгодно. http://youtu.be/FPrQUeyvx94 ...
Алле Борисовне Пугачёвой исполнилось 70 лет. Вроде бы это весьма почтенный возраст, но где-то в подсознании кажется, что ей уже должно быть лет сто. Помню, что впервые я ее услышал в 1989 году по радио, когда мне было 5 лет. Она пела одну из своих коронных песен "Миллион алых роз" на ...