Питер. Петропавловская крепость — 5

топ 100 блогов foturist_ru20.02.2023

22.06.2022

В прошлый раз вышли из Трубецкого бастиона (https://cand-orel.livejournal.com/2239498.html) на распутье:

Питер. Петропавловская крепость — 5

И решили пойти налево, куда мы ещё не ходили... Это взгляд назад — прямо Трубецкой бастион, слева Монетный двор, справа Крепостная стена (Васильевская куртина):

Питер. Петропавловская крепость — 5

Трубецкой бастион назван по имени сподвижника Петра I, надзиравшего за строительством этого бастиона, Ю. Ю. Трубецкого. Невский фасад в 1781—1785 годах облицован гранитными плитами. В первой четверти XVIII века казематы бастиона использовались как пыточные и арестантские камеры Тайной полиции. В 1718 году здесь содержался царевич Алексей Петрович. С 1724 года до середины XIX века использовался для нужд Монетного двора. В начале 1826 года некоторые казематы переоборудовали по 25 одиночных камер для содержания декабристов. В 1870—1872 годы перестроено под тюремное здание для содержания политических заключённых. На двух этажах разместились 69 одиночных камер и два карцера. Во внутреннем дворе сооружена тюремная баня. Тюрьма Трубецкого бастиона была главной политической следственной тюрьмой Российской империи, через которую прошли около полутора тысяч человек: народовольцы, социал-демократы, социал-революционеры, министры царского правительства, министры Временного правительства, а во время «красного террора» — противники советской власти и участники Кронштадтского восстания. С 1924 года в казематах бастиона организована музейная экспозиция «Тюрьма Трубецкого бастиона

Питер. Петропавловская крепость — 5

Васильевская куртина — крепостной вал между Трубецким и Зотовым бастионами, обращённый в сторону Васильевского острова, от чего получил своё название. Рядом с куртиной проходил канал, засыпанный в 1882 году. В ней находятся 14 одноярусных каземата. В 1870-е годы казематы с левой стороны от Васильевских ворот приспособили под жилые помещения для надзирателей тюрьмы Трубецкого бастиона. Помещения в правой части куртины использовались для складов, арестантских камер и гарнизонных казарм.

А это поворот ко входу в крепость, Никольским воротам и Ботному домику:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Слева — Никольская куртина с воротами, участок крепостного вала между Зотовым и Головкиным бастионами. Названа по располагавшейся в начале XVIII века на Петербургской стороне церкви святителя Николая «на Мокрушах». Восемнадцать двуярусных казематов куртины приспособлены под склады и казармы Артиллерийской роты. Справа от Никольских ворот находилась кордегардия, а рядом арестантские камеры, в которых содержались в заключении декабристы и петрашевцы. Сейчас в Никольской куртине западная сторона используется Монетным двором и здесь находится Нумизматический салон Монетного двора.

Это подъем на Крепостную стену, Зотов бастион:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Бастион назван в честь главы Ближней канцелярии Петра I надзирателя за строительством Н. М. Зотова. В 1752 году сооружён каменный пандус для подъёма орудий и боеприпасов на стены крепости. В 1832—1834 годах наружные стены бастиона облицованы кирпичом и оштукатурены «под вид гранита». До конца XVIII века казематы использовались под склады, службы Гарнизонной и Тайной канцелярии, а его помещения до конца XIX века занимали камеры одиночного заключения. Позднее здесь располагались архивы Главного казначейства и Повивальной экспедиции, кузница и мастерские крепостной Инженерной команды, гарнизонной артиллерии, склад артиллерийского вооружения.

Ориентир виден:

Питер. Петропавловская крепость — 5

По дороге — Мастерская медальерного искусства в Никольской куртине:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Медальерное искусство — искусство изготовления монет и медалей: гравирование штемпелей для чеканки или, в древности и Средние века, лепки форм для отливки монет и медалей. Вид пластического искусства малых форм, родственный глиптике.

Материалом для монет и медалей служат металлы — медь, серебро, золото и другие — которые, благодаря пластичности и относительной прочности, позволяют добиться четкости изображаемых мелких деталей.

Для медальерного искусства свойственны устойчивость композиционных приёмов и иконографических типов, ясная и лаконичная пластика. Это связано с необходимостью вписать все элементы в заданную форму, не разрушая при этом конструктивного единства надписей и изображения. В медальерном искусстве широко используются эмблемы, символы и аллегории.

Практически сделали круг вокруг Монетного двора:

Питер. Петропавловская крепость — 5
Питер. Петропавловская крепость — 5

Никольские ворота — вход в крепость:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Ворота сооружены в 1729 году в ходе работ по перестройке деревоземляной Никольской куртины в каменную. В 1792—1793 годах фасады оформлены четырёхколонными портиками. В 1884 году проезжая часть расширена, а фасады перестроены в формах неоренессанса.

Никольская куртина:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Статуя на Ботном домике (в прошлый раз пропустил):

Питер. Петропавловская крепость — 5

Комендантский дом:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Сам по себе интересный экскурсант:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Петропавловский собор

Питер. Петропавловская крепость — 5

Православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Автор проекта - архитектор Доминико Трезини из Швейцарии. Возведён в 1712-1733 годах. Усыпальница династии Романовых с 1725 года. С 1733 до 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года - самым высоким в России.

Питер. Петропавловская крепость — 5

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание — базилику «зального» типа, характерное для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра. Его экстерьер прост и выразителен. Стены оформлены лишь плоскими пилястрами — и маскаронами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, который является основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа — портика. Над предалтарной частью расположен барабан с куполом. Главенствующая часть собора — колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Верхняя часть башни увенчана золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей располагается восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом (высота креста около 6,5 метров). Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг. Колокольня, помимо прочего, является одним из главных высотных ориентиров города. Петропавловский собор, высота которого — 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге.

Питер. Петропавловская крепость — 5

Собор многократно ремонтировали и перестраивали. Поэтому реконструкция его изначального вида крайне затруднена. Эскиз под влиянием зарубежных впечатлений Великого посольства 1697—1698 годов сделал сам царь. Первый проект Петр I заказал шведскому архитектору Никодемусу Тессину Младшему (1654—1728) по образцу собора в Стокгольме. Рисунок ангела, венчающего шпиль (отличный от ныне существующего) сделал Трезини по образцу флюгера ратуши в Маастрихте (ныне существующий, четвёртый по счету ангел после пожара 1756 г. и последующих переделок был сделан в 1857 г. по рисунку скульптора Р. К. Залемана). В результате перестроек высота шпиля была значительно увеличена, а изначально высокая кровля на голландский манер «с переломом» понижена. В результате существенно исказились пропорции, уродливо стал выглядеть непомерно высокий барабан с маленьким куполом. На западном фасаде добавили вторую, верхнюю пару волют. Колокольня претерпела значительные изменения (перестройки 1757—1776 и 1857—1859 гг.). Пристроенный входной портик исказил задуманную композицию западного фасада. Проектные чертежи храма не сохранились, однако известно, что царь приказывал отдавать чертежи «архитектов» граверам, чтобы те изображали ещё не построенные здания как действительно существующие. Считается, что наиболее достоверное изображение Петропавловского собора до позднейших перестроек имеется на гравюре по рисунку М. И. Махаева 1753 г. Известно, что Махаев пользовался чертежами собора 1747—1748 гг. Двухъярусная колокольня в проекте Трезини, как это видно на гравюре, представляла собой автономный объём, несколько заглубленный по отношению к барочному фасаду, причем не русского, а западного, башенного типа. Это становится особенно заметно в сравнении с ярусной башней церкви Архангела Гавриила в Москве (Меншиковой башни), непосредственно предшествующей петербургским колокольням. Ярусные колокольни традиционны для древнерусской архитектуры. Исследователи считают, что изначально планировалась колокольня именно западноевропейского, башенного типа. Один из вариантов первого проекта Трезини (возможно, неосуществленный в натуре) представлен на гравюре А. Ф. Зубова (1727). Аналогичную колокольню Трезини проектировал для Александро-Невского монастыря близ Петербурга, также запечатленную на гравюре Зубова.

Питер. Петропавловская крепость — 5

Одним из прототипов Петропавловского собора Б. Р. Виппер считал здание биржи в Копенгагене, где до приезда в Россию работал Трезини. В качестве ближайших прототипов колокольни называют башню церкви Св. Петра в Риге (1688—1690; её царь Пётр видел в начале первого путешествия за границу), церкви Сент-Мэри-ле-Бау (1670—1683, К. Рен) и Сент-Мэри-ле-Стрэнд (1714—1717, Дж. Гиббс) в Лондоне. Наибольшее сходство с Петропавловским собором имеет лондонская церковь Сент-Мартин, построенная К. Реном в 1677—1684 годах (царь Пётр встречался с архитектором К. Реном в Лондоне). Она имеет квадратную в плане башню с волютами по сторонам и завершена высоким шпилем. Причем башня, что весьма необычно для классической архитектуры, размещена в одной плоскости с западным фасадом. В средневековой итальянской архитектуре колокольня (кампанила) размещается отдельно от здания церкви, как правило, с южной стороны. В немецких и в большинстве английских храмов, а также в барочных соборах Италии, башня или барабан с куполом смещены в глубину и находятся над средокрестием. В композиции западного фасада Петропавловского собора, его нижнего яруса, представленного на гравюре по рисунку Махаева, (если мысленно убрать нелепый портик) отчетливо виден ещё один прототип: фасады церквей римского барокко, или стиля иезуитов, в частности Иль Джезу, Сант Иньяцио и типовых проектов Карло Мадерно.

Питер. Петропавловская крепость — 5

мечательно, что Трезини, не обладая яркой творческой индивидуальностью, ничего не копировал и его нельзя упрекнуть в примитивном компиляторстве. «Смелость Трезини, — писал Б. М. Кириков, — заключалась уже в решительном объединении разнородных по происхождению элементов, сплавленных в новое целое. Он дерзко водрузил прямо над итальянским фасадом северную башню», чем превзошёл сам себя. При этом и католика Трезини и православного царя Петра нисколько не смутило соединение в церковном здании элементов, характерных для католических и лютеранских храмов. Оригинальный тип шпиля-мачты, более заостренного в сравнении с североевропейскими образцами, также можно считать родившимся на берегах Невы. Такие шпили не случайно украшали вымпелами, которые перекликались с вымпелами мачт плывущих по Неве кораблей. «Игловидные» шпили, деревянные, обитые медными листами, простейшим способом и с наименьшими затратами создавали романтический и представительный образ нового города.

Комендантский дом:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Комендантский дом — строение (дом) в Петропавловской крепости, расположено между Нарышкиным бастионом и Петропавловским собором. Окна комендантского дома направлены на гауптвахту и плясовую площадь.

Построен в 1743—1746 годах по проекту военного инженера Х. де Марина. В 1750 году объединён с одноэтажным флигелем. Главный фасад оформлен в стиле барокко и сохранил первоначальный облик. На втором этаже главного корпуса размещались жилые и парадные покои коменданта крепости, домовая церковь Во имя введения во храм Пресвятой Богородицы. На первом этаже и во флигеле находились канцелярия Комендантского управления, конюшня, прачечная, кухня, комната прислуги. В XIX веке в квартире коменданта проходили суды над декабристами, петрашевцами, народниками. 25-26 октября 1917 года здесь размещался полевой штаб Петроградского военно-революционного комитета. В 2003 году П-образный двор быр перекрыт стеклянной крышей. Сейчас в Комендантском доме расположена постоянная экспозиция Государственного музея Истории Санкт-Петербурга. В атриуме проводятся различные мероприятия.

Взгляд назад — Санкт-Петербургский монетный двор:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Один из крупнейших монетных дворов мира по чеканке монет, в том числе памятных и юбилейных из драгоценных металлов, а также по изготовлению орденов, медалей, знаков отличия и других изделий из цветных металлов и их сплавов. Основан Петром I в 1724 году на территории Петропавловской крепости. Является одним из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга.

Вид на Нарышкин бастион:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Обер-офицерская гауптвахта:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Одноэтажное здание для размещения Главного гарнизонного караула и для содержания арестованных офицеров и низших чинов появилось в 1748—1749 годах. В 1906—1907 годах по проекту военного инженера В. Ф. Асмуса был надстроен второй этаж. К главному фасаду добавлен портик с колоннами в классическом стиле. Сейчас здесь размещается дирекция Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Невские ворота (выход к Неве) в Невской куртине:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Невские ворота появились в 1710-х годах. Фасад со внутренней стороны оформлен в 1747—1748 годах, появился портик со сдвоенными пилястрами и военной атрибутикой. Фасад со стороны Невы в классическом стиле появился в 1784—1787 годах по проекту архитектора Н. А. Львова. На фронтоне помещена эмблема — якорь со скрещёнными пальмовыми ветвями. Под аркой ворот прикреплены дощечки с отметками уровней подъёма воды во время сильных наводнений 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годов

Идем к Нарышкину бастиону:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Бастион назван в честь сподвижника Петра I первого коменданта Петропавловской крепости К. А. Нарышкина, надзиравшего за строительством. Возведён на месте деревоземляного вала в 1725—1728 годах по проекту архитектора Д. Трезини и военного инженера Б. К. Миниха. В 1731—1733 годах возведена Флажная башня, на флагштоке поднимался крепостной «вседневный» флаг-гюйс, а в праздничные дни, во время приезда к крепость императора — царский штандарт. В башне хранились флаги и ключи от крепостных ворот. В 1779—1780 годах невский фасад был облицован гранитом. В XVIII — середине XIX века казематы бастиона были приспособлены под нужды Монетного двора. В 1826 году в казематах левого фланка в одиночных камерах во время следствия содержались декабристы. На рубеже XIX и XX веков здесь размещались казармы Ижорского резервного и Сапёрного батальонов, крепостной артиллерийской роты и Стрелкового полка. 25 октября (7 ноября) 1917 года с Нарышкина бастиона был дан сигнал крейсеру «Аврора» о начале Октябрьской революции. С 1873 года с Нарышкина бастиона крепости ежедневно в 12 часов производится артиллерийский холостой полуденный выстрел (не осуществлялся с 1934 по 1953 год).

Питер. Петропавловская крепость — 5

Невская куртина — участок крепостного вала, соединяющий Государев и Нарышкин бастионы. В XVIII веке в куртине находились жилые помещения и мастерские работников Монетного двора и инженерной команды крепости, в XIX веке помещения приспособили под Военно-сиротское отделение, позже здесь находился лазарет «военно-подсудимых благородных арестантов», а затем размещались различные воинские части. В настоящее время в помещениях куртины действует Мастерская старинной графики «Печатня»; а также работают временные выставки.

Полуденные пушки:

Питер. Петропавловская крепость — 5

Полуденный выстрел — существующая в Севастополе, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Кронштадте традиция отмечать полдень выстрелом из артиллерийского орудия.

В Петербурге он производится со стены Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, что предусмотрено статьёй 8 Устава Санкт-Петербурга.

Питер. Петропавловская крепость — 5

С лета 1703 года пушка на Государевом бастионе Петропавловской крепости сообщала о начале и прекращении работ. Уже в 1704 году на Государевом бастионе под пушечный залп поднимали и опускали флаг, который был поднят «от пробития утренней зари до вечерней». Позднее с крепостного вала Адмиралтейства пушка стала оповещать о подъёме воды в Неве во время наводнений.

Питер. Петропавловская крепость — 5

Впервые в истории ежедневный полуденный выстрел из пушки стал производиться в Севастополе и Николаеве в 1819 году по приказу командующего Черноморским флотом адмирала Грейга в качестве сигнала, по которому проверялись и устанавливались корабельные, церковные и адмиралтейские часы. В 1865 году к этой традиции присоединился Петербург, в 1872 — Кронштадт, в 1889 — Владивосток.

Питер. Петропавловская крепость — 5

6 (18) февраля 1865 года над Невой впервые был произведён пушечный выстрел со двора Адмиралтейства точно в полдень. Осенью 1872 года сигнальную пушку перенесли в Петропавловскую крепость.

С июля 1934 года традиция полуденного выстрела была отменена. Но в связи с празднованием 250-летия города с 23 июня 1957 года вновь стали производить полуденный выстрел. С 1958 года на Нарышкином бастионе находились две 152-мм гаубицы М-10 образца 1938 года; в апреле 2002 их заменили по причине исчерпания запаса зарядов. До 23 июня 2009 года выстрел производился из 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20).

Питер. Петропавловская крепость — 5

В настоящее время (2022 год) на Нарышкином бастионе для производства сигнального выстрела установлены две гаубицы Д-30 калибром 122 мм 1975 и 1979 годов выпуска. Их обслуживают два человека. Долгое время ответственными за сигнальные орудия были военнослужащие Ленинградского военного округа. Сейчас же орудия переданы в ведение РОСТО, а в их расчёт входят сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга, отставные военные. Они носят военно-морскую форму.

Выстрел производит одно орудие, второе является запасным. В исключительных случаях выстрел производится одновременно из двух орудий.

Питер. Петропавловская крепость — 5

В 1987 году сигнальные орудия произвели один за другим 21 залп, салютуя крейсеру «Аврора», шедшему из доков после ремонта к месту своей стоянки. В марте 1988 года дополнительный выстрел прогремел в 14 часов 20 минут, оповестив о появлении на свет 5-миллионного жителя города. Пушка также делала неурочные выстрелы в 1998 году в день доставки в Петропавловскую крепость останков царской семьи, а затем в день их захоронения. Одновременным выстрелом сразу из двух орудий в полночь Санкт-Петербург встретил 2001 год (наступление XXI века и 3-го тысячелетия).

Питер. Петропавловская крепость — 5

Право произвести полуденный выстрел время от времени предоставляется почётным гражданам Санкт-Петербурга и высоким гостям города.

Питер. Петропавловская крепость — 5

С 14 июня 2009 года традиция полуденного выстрела возобновлена в Севастополе (с Константиновского равелина), с 12 июня 2016 года — во Владивостоке (на Корабельной набережной).

На сегодня, наверное, всё. В следующий раз на стену полезем (на Невскую куртину).

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что такое МЦК? Это не метро и не электрички, а нечто среднее. Во многих городах Европы уже давно существуют городские электрички, объединенные с системой метро, которые берут начало из городов и увозят пассажиров в пригород. Так вот Московское центральное кольцо, ранее называвшееся ...
В потоке информационной интоксикации, дезинформации у всех людей теряется чувство реальности, и спастись от этого возможно только каждодневным копанием, вчитыванием, сравниванием. При этом каждое новое слово, новый участник событий дают своё, иное видение ситуации. Одни не верят ополч ...
Фото Дмитрий Чистопрудов В комментариях к этому посту многие удивлялись: "Мы думали, что Казахстан – это степи и юрты, а оказывается – современная страна, инфраструктура, архитектура и все, как положено. Продолжая тему, так сказать, советую ...
Теперь на орбите Земли можно не только проводить физические и медицинские опыты, но и спасти душу. Церковный модуль «Часовня», который уже готовится к старту, оснащен по последнему слову церковной техники. Созданная специалистами «Роскосмоса» церковная утварь приспособлена для ...
1) Заехал за молоком в соседнем селе Коржово-Голубовка и, пользуясь случаем, решил прокатиться в соседнюю деревню с необычным названием Сурецкий Муравей Клинцовского района моей родной Брянской области. Забавно, что сведений об этимологии названия этого населённого пункта нигде нет, но ...