рейтинг блогов

Загадка и разгадка грандиозного полотна, понятные лишь посвящённым

топ 100 блогов elika13.07.2024 Загадка и разгадка грандиозного полотна, понятные лишь посвящённым Утренняя живолисть
Сегодня выпуск «Утренней живолисти» будет немаленьким, так что наберитесь терпения, поскольку речь пойдёт об одном грандиозном и даже загадочном полотне. И начну я даже с предыстории. Кстати, полное название полотна звучит так: «Ловцы душ: аллегория соперничества между разными конфессиями христианства во время Двенадцатилетнего перемирия между Нидерландами и Испанией».
Загадка и разгадка грандиозного полотна, понятные лишь посвящённым
Адриан ван де Венне «Ловля душ», 1614 год.
Хранится в Государственный музее Амстердама


Упомянутое 12-летнее перемирие происходило во времена 80-летней войны (1568—1648 годы) между Нидерландами и Испанией за сохранность власти испанской короны в объединённых провинциях. Во время этого перемирия и произошёл раскол страны, разделившей Нидерланды на Север и Юг. Граница, прошедшая вдоль реки Шельды, отделила южную католическую Фландрию от северной протестантской Брабанты и, собственно, и стала местом события, изображённого художником на историческом полотне. А поскольку сам Адриан ван де Венне в ту роковую эпоху жил неподалёку от тех мест и был очевидцем тех событий, то просто посчитал себя обязанным запечатлеть и оставить для потомков живописное свидетельство сумбурного времени.

За идею мастер взял легенду из Нового завета. В ней рассказывается о том, как Христос, однажды проходя мимо озера, увидел две лодки, причалившие к берегу, и рыбаков, которые вернулись из промысла без улова. Среди них были будущие апостолы и ученики Христа Пётр и его брат Андрей. Иисус начал проповедовать и наставлять на путь истинный собравшихся у озера. Окончив свою речь, Господь сказал Петру, чтобы тот заплыл на глубину и закинул сети для лова. Пётр же ответил, что до того за целую ночь рыбакам не удалось поймать ни единой рыбёшки, но всё-таки выполнил указание Учителя. Заплыв на середину реки, рыбак закинул сети, и вскоре рыбы в них оказалось столько, что перегруженная лодка чуть не утонула — на помощь вовремя подоспели рыбаки с другой лодки, но и та начала тонуть под весом рыбы. Глазеющая толпа на берегу озера замерла в изумлении от увиденного чуда. Тогда Пётр взмолился: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». На что Иисус молвил: «Не бойся! Отныне будешь ловить человеков». Прошло время... Как мы знаем, Пётр с Андреем последовали за Христом и действительно стали проповедью обращать людей в христианскую веру и этим спасать их.

Вот такова предыстория создания этого грандиозного полотна, отсюда и авторская задумка, и выбор сюжета.

Как видите, здесь изображены две церкви, две конфессии христианства в соперничестве за право владеть душами смертных после политического раскола в стране, который произошёл во время перемирия, остановившего войну на 12 лет. С одной стороны мы видим протестантов, с другой — католиков. Кстати, два берега густо «расписаны» образами довольно известных и узнаваемых личностей того времени. Например, на левом берегу, то есть в лагере протестантов, можно распознать лица двух принцев Оранских — Морица и Фредерика Генриха в окружении их свиты. С ними рядом Фредерик V, король Яков I и ещё молодой Людовик XIII со своей матерью Марией Медичи. А вот на правом берегу можно увидеть кардиналов, возглавляемых Папой Римским, в сопровождении Альбрехта Австрийского, Изабеллы Клары Евгении и генерала Амброзио Спинолы.

В самом центре полотна изображены две лодки собственно с ловцами душ: в одной — толстый епископ со своими приближёнными, в другой — группа протестантов. И те, и другие пытаются выловить из реки души христиан. Однако обе лодки и так переполнены: представители духовенства заняли все места, и спасённым надеяться особо не на что. Судя по всему, Адриан ван де Венне всё-таки встал на сторону протестантов, поскольку считается, что на этом полотне он изобразил самого себя в протестантском лагере (см. в первом ряду левой группы крайний слева). А по утверждению многих экспертов в самой середине левой группы есть образ мужчины, который уж очень похож одновременно на каноническое изображение Иисуса Христа и на самого художника. Ещё обратите внимание, что художник умышленно придал деревьям левого берега более здоровый зелёный вид, а вот на правом берегу изобразил их усохшими, с пожухлой листвой. Ну, а над всем этим «спектаклем» простирается радуга, символ божьего оберега — прозрачный намёк на мирный договор, защищающий обе стороны от кровопролития. Картина служит как бы подтверждением того, что, не взирая на все свои распри, две системы, две конфессии могут вполне себе мирно сосуществовать.

И ещё один немаловажный образ этого грандиозного полотна — гигантская муха (гигантская — относительно всех персонажей картины), изображённая в левом нижнем углу на фоне реки, правее от головы мальчика с ракушками. Муха Адриана ван де Венне — это подражание Яну Брейгелю Старшему, любившему вкраплять в свои творения подобные аллегорические образы и визуальные шутки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
КАЗУС . случай, необычайное дело, происшествие. Считается заимствованием второй половины XVIII в. из латинского языка, где casus "неудача" < "падение" — производное от cadere "падать". К КАЗУСУ мы подберемся окольным путём. Есть ещё одно замечательное слово с этим корнем - ...
Автор - komrik_valerya . Это цитата этого сообщения Сегодня в Казахстане идут процессы развития национальной казахской государственности, где русские, конечно, не выталкиваются, хоть крики “чемодан – вокзал – Россия” иногда и слышны, но вот отношение к русским как к каким-то ...
...
Фолкс, как вы, видимо, заметили — нас сейчас активно пытаются завалить. Но мы держим, ни на минуточку еще не упали, и не собираемся. Защита включена и работает. При этом как побочный эффект мы наблюдаем: периодическое отсутствие стилей к ...
Мне и раньше попадалась эта статья. Оригинальный взгляд на известное произведение. Это не догадки, не субъективное мнение, а веские доводы. Почитайте, какой именно смысл вкладывал Булгаков в «Мастера и Маргариту», кто послужил прообразом ...