Питер. Петропавловская крепость — 3
cand_orel — 02.12.202222.06.2022
В прошлый раз посетили Петропавловский собор (https://cand-orel.livejournal.com/2173652.html) и вышли в коридорчик с сувенирами, ведущий в Церковь Александра Невского.
Пришли в в Церковь Александра Невского, о которой хорошо написано здесь — https://sobory.ru/article/?object=24814.
К концу XIX в. возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В 1906 г. рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница по проекту архитекторов Д.И. Гримма и А.О. Томишко. По проекту к северной стороне собора примыкает объем парадного вестибюля, от которого крытая галерея ведет в восточном направлении к усыпальнице. При галерее устраивались царские комнаты.
Строительство было начато в апреле 1897 г. После кончины в 1898 г. Д.И. Гримма, а затем в 1900 г. А.О. Томишко, строителем усыпальницы был назначен Л.Н. Бенуа. К тому времени стены и пилоны были возведены до основания сводов. Бенуа переработал проект, который был вновь утвержден 27 мая 1901 г. Применение параболической формы свода привело к изменению силуэта и увеличения высоты здания до 48 м. Возведение было в основном завершено в 1906 г.
Пространство парадного двора перед вестибюлем отделено решеткой, сооруженной в 1905 г. По воле Николая II Бенуа спроектировал ее по образцу решетки Летнего сада. Здание богато декорировано, решено в традициях позднего ренессанса и французского классицизма. Пластичны фасады с четко прорисованными деталями. Купол покрыт темным шифером из аспидного сланца, главка и крест - сусальным золотом. Внутри стены облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором. Колонны выполнены из темного лабрадора (фотографии — в конце поста, в соответствии с движением экскурсанта)
В восточной части усыпальницы устроен мраморный иконостас. Образа для него написал Н.А. Бруни. По его же эскизу Г.И. Кузик в 1906 г. в Дармштадте выполнил алтарный витраж «Воскресение Христово». В том же году в мозаичной мастерской В.А. Фролова созданы четыре иконы по картонам худ. Н. Н. Харламова: для фасадов - изображения Иверской, Казанской и Федоровской икон Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного - над входом в вестибюль. Под полом усыпальницы устроили 60 могил, каждая из которых представляла собой двухкамерный бетонный склеп глубиной 3,2 м.
Храм св. благоверного князя Александра Невского был освящен 5 ноября 1908 г. Здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь. Служили в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской семьи. В ноябре 1908 г. в усыпальнице был похоронен великий князь Алексей Александрович, оформление его могилы определило решение последующих надгробий. К 1917 г. было произведено тринадцать захоронений.>
10 апреля члены О-ва Архитекторов произвели осмотр усыпальницы, построенной при Петропавловском соборе. Идея этой постройки возникла еще в 1887 г., первоначальный проект был составлен покойным проф. Гриммом. В 1896 г. этот проект был переработан проф. Томишко, после чего было приступлено к кладке фундамента. Л.Н. Бенуа, заменивший проф. Томишко в 1900 г., внёс в проект некоторые изменения, вызванные значительным удлинением купольных арок. Усыпальница представляет просторное, высокое здание, выведенное из кирпича и перекрытое куполом, увенчанным золоченой главкой, подобной главе собора. Ведущий в усыпальницу царский подъезд выведен из песчаника, украшен дорическими колоннами и перекрыт медным куполом. Над входными дверями будет помещена мозаичная икона Нерукотворного Спаса на золотом фоне. Из подъезда, пересекая поперечную галерею, соединяющую вестибюль с собором и домом для духовенства, входят в усыпальницу через довольно длинный коридор. К нему примыкают царские комнаты для ожидания.
Главная конструктивная особенность самого здания заключается в том, что сводчатое перекрытие на 4-х перекрещивающихся арках выведено без связей. 4 замковые камня, весом каждый около 1.700 пудов, разделены на 6 отдельных элементов, что значительно облегчило его подъем на кружала. Характерный способ соединения этих элементов может быть передан только чертежом. Подвальная часть здания разгорожена бетонными переборками на 60 мест; два перекрещивающихся, расположенных среди них, коридора служат для прокладки труб водяного отопления и для прохода рабочих. В настоящее время полы еще не настланы, что позволяет осмотреть внутреннее устройство гробниц. Внутренняя отделка здания выполнена штукатуркою с небольшими лепными работами; стиль ее - XVIII столетия, носит отпечаток работ архитектора Mansart. Освещение электрическое.
После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных плит были отправлены в переплавку. Здание использовалось Музеем Революции, затем Государственной центральной книжной палатой и Государственной публичной библиотекой, потом там находился склад бумажной фабрики. Иконостас был уничтожен, в центре алтарной стены пробили вход. В период блокады погиб алтарный витраж.
В 1954 г. здание передали Музею истории Ленинграда. В 1964 г. проведена частичная реставрация по проекту арх. И.Н. Бенуа, после этого здесь открылась выставка «История строительства Петропавловской крепости», которая была демонтирована лишь в 1992 г. В мае 1992 г. здесь был похоронен правнук Александра II, глава Российского императорского дома великий князь Владимир Кириллович, скончавшийся в Париже. В том же году начато восстановление надгробных плит на местах исторических захоронений.
Текст В.Б. Гендрикова. Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости. АО "Арсис" 1993 г.
Великокняжеская усыпальница, официально именовавшаяся Усыпальницей членов императорской фамилии (или Новой усыпальницей) при Петропавловском соборе, построена в 1896-1908 годах по проекту архитектора Д.И. Гримма при участии А.О. Томишко и Л.Н. Бенуа. Ее строительство вызывалось тем, что к концу XIX века практически уже были исчерпаны возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе, выполнявшем роль некрополя дома Романовых.
Под полом Усыпальницы было устроено 60 могил, каждая из которых представляет собой двухкамерный бетонный склеп глубиной 2,2, шириной 1,3 и длиной 2,4 метра. Каждая камера закрывалась наглухо тремя каменными плитами. Склепы разделяются бетонным стенками толщиной 12 сантиметров. Могилы расположены рядами вдоль стен с востока на запад. В отличие от Петропавловского собора, где могилы готовились лишь после смерти члена императорской фамилии, здесь они были сделаны все сразу.>
По первоначальному проекту, утвержденному еще Александром III в 1887 году, устройство в Усыпальнице алтаря (придела) не предполагалось. В восточной части должно было стоять лишь небольшое распятие. Но летом 1905 года Николай II, по просьбе своей жены Александры Федоровны и ее сестры Елизаветы, повелел устроить в ней алтарь с иконостасом. Правда, здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь-мавзолей. Отправлялись в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской фамилии.>
5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено, а через три дня состоялось первое захоронение — у южной алтарной части был погребен сын Александра II, великий князь Алексей Александрович. Как и в Петропавловском соборе, все погребения в Усыпальнице производились по церемониалу. В течение одного-двух дней гроб с телом под специальным балдахином стоял в центре собора. После отпевания его переносили в Усыпальницу и опускали в медный ковчег, стоявший в могиле. Ковчег закрывался на два замка, ключи от которых хранились в Министерстве императорского двора. По специальному сигналу в момент опускания гроба производился ружейный и орудийный салют со стен крепости, звонили колокола. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения.>
В феврале 1909 года рядом с Алексеем Александровичем был похоронен его брат, великий князь Владимир Александрович. В том же году из Петропавловского собора перенесли прах его сына Алексея Владимировича. А в 1911-1912 годах — останки еще нескольких членов царской семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых ковчегов. В 1916 году в Усыпальнице насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора.>
В годы советской власти судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. В декабре 1926 года комиссия Главнауки, обследовавшая здание, пришла к выводу, что все бронзовые украшения на надгробных плитах, а также решетки алтарной части «подлежат переплавке как не представляющие исторической и художественной ценности». В 1932 году здание было передано Государственной Центральной Книжной палате. На мраморном полу, пострадавшем от наводнения 1924 года, были сделаны деревянные настилы, на которых поставлены в три яруса стеллажи с книгами. Надгробные плиты были раздавлены. Проход в собор заделали кирпичной стеной. Книгохранилище оставалось там до конца Великой Отечественной войны.>
После войны в Усыпальнице некоторое время располагался склад бумажной фабрики. В 1954 году здание было передано Музею истории города, и в первой половине шестидесятых годов после проведения ремонтно-реставрационных работ в нем разместилась выставка «История Петропавловской крепости». Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.
Вышли из Церквиь Александра Невского...
Проходим мимо музея истории Санкт-Петербурга:
Государственный музей истории Санкт-Петербурга — один из крупнейших исторических музеев России, в котором представлена история, культура и быт Санкт-Петербурга.
Присели отдохнуть у Выставочного центра...
Проход к Тюрьме Трубецкого бастиона (вид направо)...
Вид налево (где пушки)...
Указатели объектов:
Двигаемся к Трубецкому бастиону, слева — стена Петропавловской крепости, справа — Монетный двор:
Тюрьма Трубецкого бастиона — существовавшая в 1872—1921 г. в Петропавловской крепости тюрьма для политических заключенных. В настоящее время используется как музей.
Это проход дальше по кругу — за Монетным двором:
Тюрьму Трубецкого бастиона бастиона посетим следующим разом...
На сегодня всё.
Продолжение следует...