Питер. Петергоф. Дворец. 2

топ 100 блогов cand_orel05.05.2023

24.06.2022

В прошлый раз мы осмотрели часть Большого дворца и познакомились с  Чесменским залом — https://cand-orel.livejournal.com/2712825.html.

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Продолжим осмотр далее и для общей ориентации во времени и пространстве я позаимствую такую картинку: 

Питер. Петергоф. Дворец. 2 https://www.spbmuzei.ru/wp-content/uploads/2021/04/bolshoy_dvorets._top.jpg
https://www.spbmuzei.ru/wp-content/uploads/2021/04/bolshoy_dvorets._top.jpg

И пожалуй такую схемку (она повернута на 180 градусов относительно картинки) — 

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Мы в прошлый раз остановились перед Тронным залом (на схеме — 20).

Но, пожалуй, чуть заглянем в Голубую приемную (22)... 

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Голубая приёмная — небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами; также имеет выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом. Своё название получила по отделке стен: они затянуты голубым шёлковым штофом. Вспомогательное помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно располагались секретари, а также камер-фурьеры, которые записывали в специальные журналы дворцовую летопись (в них фиксировались прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и т. п.). Интерьер создан Растрелли и в дальнейшем не подвергался изменениям. Изразцовая печь, спроектированная Растрелли, воссоздана под руководством Ю. М. Новикова в 1979-1984 г. г. В нынешней экспозиции музея в Голубой приёмной представлены предметы мебели середины XIX века в стиле «второго барокко», изделия из бронзы и вазы Императорского фарфорового завода в стиле ампир. Стены украшают живописные работы; одна из них кисти И. К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада»). Приёмная выделяется множественностью перспектив, характерной для замыкающей комнаты барочной планировки: из окон видны Верхний сад и Нижний парк, сквозь стеклянные двери — галерея в «Корпус под гербом».

А теперь уже точно отправляемся в Тронный зал (20).

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Самый большой (330 кв. м.) и наиболее торжественный зал дворца. Первоначально зал именовался Большим и не имел чётко выраженного предназначения. Интерьер создан Ю. М. Фельтеном в 1777—1778 годах. От предыдущего барочного интерьера, разработанного Растрелли, остался только паркет. Интерьер, трактованный в стиле классицизма, но в барочном объёме, отличается сдержанной колористикой с доминированием белого цвета и монументальным лепным декором: крупные лепные орнаменты из акантовых листьев на падугах, из листьев дуба и лавра (символов стойкости и славы), акцентирующее потолочное перекрытие; венки и гирлянды выполнены в подчёркнутом объёме, выступая от плоскостей на значительные расстояния, а иногда и отрываясь от них.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

Основной элемент декорирования зала — живопись, ей отведены наиболее значимые места в интерьере. Западную торцовую стену почти сплошь занимают четыре полотна работы Р. Петона, изображающие эпизоды Чесменского сражения, тем самым образуя сюжетную связку с предыдущим залом. Английский живописец Ричард Петон, узнав о сражении, сам предложил российскому посланнику в Лондоне А. С. Мусину-Пушкину написать несколько картин на эту тему. Его желание было воспринято благосклонно, и в 1772 году четыре картины прибыли в Петербург. Сначала они располагались в Зимнем дворце; затем при создании Тронного зала были перевезены в Петергоф. 

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

Ричард Петон, в отличие от Якоба Гаккерта, не имел точных сведений о дислокации кораблей, поэтому картины лишь приблизительно трактуют события сражения. Тем не менее они были исполнены на высоком профессиональном уровне и обладают несомненными художественными достоинствами. Рядом, над дверными порталами, в лепном обрамлении размещены парадные портреты Петра I и Екатерины I, на противоположной стене симметрично им расположены портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (все созданы Генрихом Бухгольцем); в простенки между окнами второго яруса помещены 12 портретов родственников Петра I.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

Центральное место восточной стены занимает конный портрет Екатерины II, самое крупное живописное полотно зала. Картина, которая называется «Шествие на Петергоф», создана в 1762 году В. Эриксеном. Екатерина изображена в мундире полковника Преображенского полка верхом на любимом коне Бриллианте. На полотне зафиксирован исторический момент дворцового переворота 28 июня 1762 года, когда Екатерина, которую только что провозгласили императрицей, возглавляет поход гвардии из столицы в Петергоф для окончательного отстранения от власти своего супруга Петра III. 

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Как-то по-жлобски прикрыли целофанчиком...
Как-то по-жлобски прикрыли целофанчиком...

Современники отмечали, что это самый похожий портрет императрицы. У этой картины богатая событиями история. После смерти Екатерины вместо работы В. Эриксена зал украсил гобелен «Пётр I спасает рыбаков в Ладожском озере» (зал при этом получил название Петровского); картина же переместилась в петергофский Английский дворец. В 1917 году вместе с другими ценностями Английского дворца она была эвакуирована в Москву; какое-то время находилась в Оружейной палате, затем — в Третьяковской галерее. Лишь в 1969 году при восстановлении зала портрет вернулся на своё историческое место.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

С живописными полотнами перекликаются гипсовые барельефы, дополняющие интерьер. По сторонам от «Шествия на Петергоф» расположены аллегорические мелальоны И. П. Прокофьева «Истина и Добродетель» и «Правосудие и Безопасность» (оба созданы в 70-е годы XVIII века); прямо над ними — барельефы на исторические сюжеты «Возвращение князя Святослава с Дуная после победы над печенегами» (1769 год; автор А. М. Иванов) и «Крещение княгини Ольги в Константинополе под именем Елены» (1773 год; работы М. И. Козловского, впоследствии создавшего скульптуру фонтана «Самсон, раздирающий пасть льва»). Указанные барельефы воссозданы в послевоенные годы Г. Михайловой и Э. Масленниковым.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

Возле конного портрета Екатерины установлен тронное кресло русской работы первой четверти XVIII века. По преданию, трон изготовлялся по заказу А. Д. Меншикова для своего дворца в Петербурге для приёма частого гостя, Петра I. Дубовый трон вызолочен, обит красным бархатом, на спинке — вышитый двуглавый орёл. Подножная скамейка — аутентичный предмет из обстановки Петергофского дворца; изготовлена в середине XVIII века.

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Важное место в оформлении зала играют люстры с подвесками аметистового цвета в форме дубовых листьев. Фельтен, работая над интерьером зала, решил не заказывать новые, а использовать светильники, уже имевшиеся на складах дворцового ведомства. 12 люстр, барочные по стилистике, кажутся на первый взгляд одинаковыми. Но в зале их четыре вида, различных по размерам и форме. Люстры были изготовлены на Петербургском казённом стекольном заводе. Похожие люстры расположены также в Чесменском зале дворца и в Белой столовой.

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Весь живописный декор зала, дополненный барельефами, имеет ярко выраженный политический мотив. Тронный зал создавался и оформлялся с целью наглядно продемонстрировать право Екатерины II на царствование, её духовную преемственность как продолжательницы дела Петра I. В зале также выражена тема прославления деяний Екатерины-государыни, как напрямую (картины Р. Петона), так и аллегорически. Важное место в оформлении также занимает тема недавно завершившейся русско-турецкой войны: помимо работ Р. Петона, к ней через исторические параллели отсылают барельефы А. М. Иванова и М. И. Козловского.

Зал использовался для проведения официальных церемоний и мероприятий; но также, в особых случаях, здесь проводились балы и торжественные обеды.

В годы Великой Отечественной войны почти вся отделка Тронного зала погибла, после освобождения Петергофа (и в первые послевоенные годы) в северной стене зала был большой пролом. Восстановлен зал в 1969 году.

А мы переходим в Аудиенц-зал (19):

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Относительно небольшой зал в числе парадных помещений дворца, интерьер которого разработан Растрелли. Первоначальный план постройки дворца предполагал существование на месте зала двух небольших комнат, с световым двориком между ними, но этот план архитектора был отклонён. Ему пришлось в те же размеры попытаться вписать Аудиенц-зал. Сложность заключалась в том, что пространство для помещения оказалось зажатым Большим (Тронным) залом с одной стороны, и Белой столовой — с другой; а большие двухсветные окна при этом должны были выходить на обе стороны от дворца. Получалось узкое и высокое, вытянутое поперёк дворца пространство помещения. Архитектор продемонстрировал незаурядное композиционное мастерство, успешно справившись с декорированием сложного пространства.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

Узкий зал Растрелли как бы распахнул ввысь, использовав характерный приём с устройством ложных зеркальных окон во втором ярусе продольных стен (по пять с каждой стороны). Падуга потолка в отличие от других растреллиевских интерьеров дворца создана подчёркнуто-объёмной, привлекающей внимание, с чётким золочёным декором, имитирующим трельяжную сетку.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

Другим средством выделения вертикального объёма зала стали пилястры по углам и на продольных стенах, завершающиеся выразительными резными капителями (архитектор в интерьерах дворца редко использовал ордер). Зеркала, традиционный барочный элемент оформления, в полной мере использован в нижнем ярусе зала. Огромное зеркало в центре над камином и напротив него, от них зеркала чуть поменьше справа и слева на продольных стенах, и ещё два в простенках окон — такое множество иллюзорных перспектив способствует зрительному расширению пространства.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

Основной элемент декора традиционен для Растрелли — это золочёная резьба по дереву. Орнаменты зеркальных рам отличаются особо сложным и прихотливым рисунком. Интересной деталью интерьера являются женские бюсты, венчающие орнамент вокруг окон; мотив повторён в виде женских головок над окнами-обманками второго яруса. Интересно, что со времён Растрелли зал ни разу не подвергался переделкам вплоть до 1941 года

Свод украшен единственным живописным произведением в Аудиенц-зале: плафоном, изображающим заключительный эпизод поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». Плафон был написан в 1754 году П. Балларини специально для «Аудиенц-камеры» (итальянский художник работал в России недолго и ничего больше здесь не создал). Живописная работа отличается от остальных плафонов дворца необычным выбором темы: вместо условных аллегорий избрана любовно-героическая поэма. В 1941 году при пожаре дворца плафон погиб; сейчас на его месте воссозданная Л. Любимовым и В. Никифоровым при участии А. Солдаткова в 1979 году копия.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

Зал использовался для малых государственных приёмов. В середине XIX века, когда стало практикой накрывать столы во всех парадных залах дворца для торжественных обедов, здесь отводилось место статс-дамам; зал получил своё второе название — Статс-дамская.

И мы переходим в Белую столовую (18):

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Первоначальный декор Столовой, выполненный в традиционной для Растрелли манере, просуществовал недолго. В 1774—1775 годах Фельтен существенно переделал зал, и по характеру переделки он получил своё нынешнее название. Белая столовая составляет выразительный контраст предыдущему интерьеру: после изобилия блеска позолоты и игры зеркал — почти полная монохромность и матовая текстура. 

Интерьер решён в строгих канонах классицизма, и на контрасте двух соседних залов легко прослеживаются отличия двух стилистичексих подходов. В зале нет падуги, потолок подчёркнут монументальным карнизом, который, однако, не соприкасается с плоскостью потолка; резные золочёные панно из дерева уступили место гипсовой лепнине; десюдепорты потеряли лёгкость и усилены сандриками.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

Горизонтальные тяги, карниз, сандрики создают композиционно замкнутый интерьер. В отличие от барочного стремления раскрыть пространство перспективами из окон или через зеркальные эффекты классицистический подход характеризуется стремлением к пространству уравновешенному, самодостаточному, гармонично организованному и внутренне завершённому, что в полной мере реализовалось в интерьере Фельтена.

Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль. Все лепные панно выполнялись русскими скульпторами. Сюжеты барельефов — аллегории изобилия (амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами), композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе — композиции из музыкальных инструментов. В простенках верхнего яруса также размещены медальоны работы Ф. Г. Гордеева на мифологический сюжет о Дионисе и Ариадне. Барельефы воссозданы в послевоенные годы по моделям Л. Швецкой, Г. Михайловой, Э. Масленникова.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

В современной экспозиции зала выставлен «Веджвудский сервиз» (или Husk-сервиз). Посуда, выполненная из фаянса необычного кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета выполнена на заводе «Этрурия» в Стаффордшире Дж. Веджвудом. Это одна из ранних работ английского керамиста, ставшего впоследствии всемирно известным. Екатерина II заказала сервиз в 1768 году; в 1779 он был получен полностью и включал в себя около 1500 предметов. Не все выставленные предметы изготовлены на заводе Веджвуда; со временем посуда билась и частично восполнялась за счёт копий, создававшихся на российских мануфактурах. Сейчас в зале демонстрируется комплект на 30 кувертов из 196 предметов. Придворные обеды или ужины в XVIII—XIX веках носили церемониальный характер и продолжались по нескольку часов; меню включало в себя несколько перемен; чтобы за разговорами блюда не остывали, тарелки ставились на «водяницы», заполненные кипятком. Торжественные обеды и ужины обслуживались штатом до 500 человек, включая поваров, лакеев, кофешенков и т. д.

Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2
Питер. Петергоф. Дворец. 2

В Белой столовой имеются изящные круглые печи из белых поливных изразцов русского производства. Первоначально они были выполнены по эскизам Фельтена. Разбитые в годы войны, печи были восстановлены в послевоенные годы Ю. М. Новиковым, В. Жигуновым, А. Поваровым, В. Павлушиным.

Белая столовая замыкает анфиладу больших парадных залов дворца. Её местоположение в планировке проводит границу между официальными залами и приватными дворцовыми покоями.

А мы переходим в Западный китайский кабинет (17):

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Самыми экзотическими по декору помещениями дворца без сомнения являются Западный и Восточный Китайские кабинеты. Они расположены симметрично относительно центральной оси дворца, обрамляя собой Картинный зал. Это та часть дворца, которая существовала изначально; со временем она перестраивалась и изменяла своё функциональное предназначение. В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая. Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II и была реализована в 1766—1769 годах и в дальнейшем существенно не изменялся. Интерьер разрабатывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот.

Питер. Петергоф. Дворец. 2

За основу декоративного убранства были взяты китайские лаковые ширмы, китайские лаковые миниатюры, привезённые в Россию ещё при Петре I. Толщина створок ширм позволяла распилить их вдоль, чтобы использовать для оформления обе стороны створки. В каждом кабинете архитектор разместил по пять декоративных панно (в настоящее время только два — подлинные; остальные восемь — воссозданные взамен утраченных во время войны). Роспись, выполненная по чёрному фону, характерна для китайского изобразительного искусства конца XVII — начала XVIII века. Среди сюжетов — традиционные сельские сцены и островные пейзажи. Три панно выделяются тематической оригинальностью: на них изображены этапы производства шёлка, выступление военных в поход и сбор урожая риса. Однако площади китайских панелей было недостаточно, чтобы создать гармоничный интерьер, и тогда Валлен-Деламот решил использовать надставки-обрамления, которые по его эскизам рисовали русские мастера лаковой миниатюры. Тонкая стилизация была исполнена безупречно. Сюжетами послужили пейзажные мотивы, изображения животных, цветов, птиц; рисунки на вставках не повторяются. Размер самого крупного составного панно — 4,5×2,3 м.

Питер. Петергоф. Дворец. 2

В качестве фона для лаковых панно были выбран шёлковый штоф; золотистых тонов — для Западного кабинета и малиново-красных — для Восточного. Двери были также оформлены лаковой живописью в китайском стиле. Дверные проёмы архитектор задумал необычной пятиугольной формы; десюдепорты Западного кабинета украшены стилизованным солнечным диском в вершине пятиугольника и динамичными золочёными фигурами драконов по бокам, которые протягивают свои лапы к солнцу.

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Орнаментальные плафоны, расписанные в лаковой технике по шлифованной штукатурке, напоминают подглазурную роспись по фарфору (необычно крупные изразцы печей в кабинетах как раз выполнены в технике подглазурной росписи). Потолок украшен фонарями в китайском стиле из расписного стекла. Они появились здесь в 1840-х годах, это было последнее внесённое дополнение в интерьеры. Паркет кабинетов — с самым затейливым и сложным рисунком среди дворцовых залов, он выполнен в технике маркетри из древесины ценных пород: амаранта, палисандра, эбенового дерева, ореха, сандала, чинары.

В Китайских кабинетах имеются печи замысловатой формы из полихромных изразцов. Печь Западного Китайского кабинета украшена четырьмя фигурами людей в восточных нарядах.

Питер. Петергоф. Дворец. 2

В комнатах, в соответствии с изысканной стилизацией, подобрано мебельное и художественное убранство. Часть мебели — подлинно китайские предметы, лаковые миниатюры, подаренные Екатерине II (стол, расписанный красным лаком и палисандровые кресла с инкрустацией перламутром в Западном кабинете); другие — работы европейских мастеров в китайском духе. В Восточном кабинете представлены работы английских мебельщиков XVIII века с отделкой лаковой живописью: письменный стол и стулья, напольные часы; в Западном — уникальное бюро-цилиндр французской работы 1770-х годов. В то время в Европе, особенно во Франции, было хорошо налажено изготовление предметов мебели в стиле «шинуазри», простимулированное высоким интересом аристократии к дальневосточной экзотике и редкостью оригинальных изделий. Оставаясь конструктивно европейской, эта мебель за счёт росписей и декоративных деталей удачно имитировала китайскую.

Над богатыми по колористике интерьерами под началом Валлен-Деламота работали многие видные художники: Антонио Перезинотти, братья Алексей и Иван Бельские, А. Трофимов, И. Скородумов, «мастер лаковых дел» Фёдор Власов.

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Современная экспозиция музея включает в себя также коллекцию фарфоровых изделий XVII—XIX веков, выполненных китайскими и японскими мастерами: посуду, вазы, подсвечники, статуэтки; кантонскую эмаль, лаковые расписные шкатулки и кабинеты.

Увлечение китайским искусством, характерное для XVIII века, помимо расписных шелков в Диванной имеет ещё одно отражение в Петергофе: во дворце Монплезир сохраняется «Лаковая камора» Петра I.

Питер. Петергоф. Дворец. 2

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Зодский перевал, связывающий север Нагорного Карабаха с Арменией - своеобразное место, вокруг которого больше туристических баек и страшилок, чем реальноого положения вещей. Когда я впервые решился на покорение перевала в 2011-ом году на взятой в ...
Итак, Финляндия подписала двусторонний договор с США. Договор даёт возможность США размещать оружие и войска, а также строить "объекты военной инфраструктуры" - на территории Финляндии. Про эти страшные вести я уже писал . Даже дважды . Теперь - ещё страшные вести : SVOBODA.org, ...
Итак, почти год назад я приобрел Опель Кадетт 1991 года выпуска (кузов хетчбек (5 ...
Мама готовит сани летом. Про Новый год начинает думать в августе. Звонит в сентябре и спрашивает: Ты уже решила, что хочешь от Деда Мороза? В октябре пишет новогоднее меню. В ноябре вытаскивает бабушкиных стеклянных солдатиков. Вчера вечером ...
Ленинградская область, трасса А-121 "Сортавала", 7 января. Странные эволюции с погонями с 1:50, до этого можно оценить манеру вождения автора. Перформанс с тошнотой строгого мужчины в костюме на 4:55. Похоже, она была вызвана отвращением к автору и всему происходящему, а предположения о ...