
ПИСЬМО 22. Краткое содержание предыдущих писем


Рисунок Ник. К. Журнал "Красный перец", 1923. Он отлично иллюстрирует борьбу аскетичной модели и модели "галстучника" после победы революции. Любопытны детали: жена ответственного работника (элегантного франта в галстуке и с авторучкой, символизировавшей в то время "буржуйство") читает "Тарзана". А также на рисунке присутствует прямая цитата из Маяковского: "на "Известиях" лёжа, котёнок греется"
Завершая тему о борьбе аскетичных форм и их антиподов в эволюции, кратко пройдёмся по сказанному в предыдущих письмах. А то, ввиду обширности и многообразия затронутых тем, есть риск "растечься мыслью по древу" и утратить нить обсуждения.
Итак, вот "краткое содержание предыдущих серий".
Новое, прокладывая себе дорогу в любом процессе эволюции, всегда обладает определённым характерным набором свойств и качеств, которые затем постепенно утрачивает.
Первая и главная из этих черт — растущая численность. Это утверждение может показаться наивным в силу своей очевидности, однако это самая важная, основополагающая характеристика любого материального явления. Ведь наука, по замечанию Д. И. Менделеева, начинается с тех пор, как начинают измерять. Письма 1, 2.
Вторая черта — красота. Красота нового строго целесообразна и кажется многим слишком скромной, невзрачной. Когда же оно "завоёвывает мир", его красота постепенно становится избыточной, чрезмерной, неудобной и обременительной. Она выражает высокий уровень внутренней конкуренции (3, 4, 5, 6, 7, 8).
Третья черта — аскетизм, самоограничение потребностей. Всюду объекты-аскеты завоёвывают себе нишу (экологическую, или экономическую, или социальную), но затем вытесняются своими антиподами (9).
Так обстоит дело и в истории. В эволюции любого класса — рабовладельческого, феодального, буржуазии... — мы видим постепенный переход от крайнего аскетизма к его полной противоположности (10).

Рисунок П. Мина продолжал тему предыдущей карикатуры
В советской истории и предшествовавшей ей истории революционного движения аскетичной моделью социально-классового поведения стала "модель Ленина-Рахметова" (11, 12, 13). Она победила в 1917 году, но затем стала постепенно отступать и меняться (14, 15, 16, 17).
И, в конце концов, была окончательно побеждена противоположной социальной моделью — которую условно можно назвать "моделью стиляги" (18, 21). Сходную борьбу моделей поведения, санкюлотов и мюскаденов, мы видим и во французской революции (19), а также, со своими нюансами, и в китайской революции (20).

А это рисунок в защиту ответственных работников. Ю. Ганф, 1923. "У нас бездна внимания уделяется ответственным работникам. 1. Таким. 2. И таким. 3. И ещё таким... 4. Почему же, почему о таких — не говорят, и не пишут, и не помнят?". Автор напоминает, что помимо пьяниц, кутил и любителей роскошных авто, среди них есть и представители "аскетичной модели"
Меня по этому поводу обвиняли в "идеализме", но я не раз уже высказывался на эту тему, и могу только снова повторить: вовсе не потому приходит последний день буржую, что он лакомится рябчиками и ананасами и живёт в роскоши. Ровно наоборот: уходящий класс лакомится изысканными деликатесами и стремится к утончённой красоте как раз потому, что ему приходит последний день...
На данный момент это пока всё, но ведь есть ещё четвёртая, пятая, шестая и т.д. характеристики, ничуть не менее значимые и важные, чем перечисленные. О них пойдёт речь дальше.
(Продолжение следует).
Посты по теме:
ПИСЬМО 1.
ПИСЬМО 2.
ПИСЬМО 3. Красота — это повторение
ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна?
ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама?
ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство?
ПИСЬМО 7. Почему красота может "погубить мир"?
ПИСЬМО 8. Красивы ли "Черёмушки"?
ПИСЬМО 9. Аскеты и жизнелюбы
ПИСЬМО 10. Аскетизм и жизнелюбие в истории классов
ПИСЬМО 11. Аскетизм Рахметова
ПИСЬМО 12. Аскетизм Ленина
ПИСЬМО 13. Аскетизм Ленина (окончание)
ПИСЬМО 14. "Модель Ленина-Рахметова" после революции
ПИСЬМО 15. "Великая галстучная дискуссия"
ПИСЬМО 16. Сражение вокруг канарейки
ПИСЬМО 17. "Стиляга" против "Рахметова"
ПИСЬМО 18. Папина "Победа"
ПИСЬМО 19. Стиляги, инкруаябли, мервейёзы и "балы жертв"
ПИСЬМО 20. Модель "Ленина-Рахметова" в 60-е и 70-е годы
ПИСЬМО 21. Победа "стиляг"
|
</> |
