60 лет назад. Два поэта
maysuryan — 29.10.2018Ровно 60 лет назад, 29 октября 1958 года, "Комсомольская правда" опубликовала стихи Сергея Михалкова и сопровождавший их рисунок М. Абрамова. Стихи "Нобелевское блюдо" гласили:
Антисоветскую заморскую отраву
Варил на кухне наш открытый враг.
По новому рецепту как приправу
Был поварам предложен пастернак.
Весь наш народ плюёт на это блюдо:
Уже по запаху мы знаем, что откуда!
Речь шла, конечно, о присуждении Нобелевской премии Борису Пастернаку и о публикации на Западе романа "Доктор Живаго". Статьями об этом была в те дни полна вся советская печать...
Что можно сказать об этом сейчас, глядя из 60-летней дали? Вот столкнулись на газетной странице два поэта: Сергей Михалков и Борис Пастернак. Один очень хотел принять Октябрь, но так и не смог этого сделать. Не сумел отделаться от ощущения, что "начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни". И оставался просто-напросто искренним сторонником Февраля. Именно поэтому герои его произведений: лейтенант Шмидт, "нигилисты в поддевках", "каторжанка в вождях" и другие представители демократического этапа революции.
Второй... бывший дворянин (да и бывший ли?). Сочинивший, тем не менее, гимн Советского Союза взамен "Интернационала". Потом услужливо переделавший его слова, выкинув оттуда Сталина. Потом, уже в нынешнюю эпоху Реставрации, снова переделавший его на совершенно контрреволюционный лад, насовав туда "Бога" и прочую архаику.
Вот и спрашивается: кто из них матери-истории более ценен?.. Демократический попутчик революции, пусть и крайне непоследовательный, или плохо загримированный контрреволюционер? Вопрос, как говорится, риторический...
P.S. Кстати, вспоминается, что за исключение Пастернака из Союза писателей голосовал и молодой тогда Владимир Солоухин, будущий монархист, о котором я вспоминал недавно. Который спустя несколько лет принялся таскать на пальце золотой перстень с изображением царя Николая II, а в 90-е годы принял грамоту о даровании пожизненного дворянства из рук "Её Императорского Высочества Государыни Великой Княгини" Марии Владимировны Романовой. В общем, против Пастернака не абы кто боролся, не чернь безродная, а сплошные дворяне, либо бывшие, либо, на худой конец, будущие... :)
|
</> |