Письма Кураеву

Одним из самых существенных отличий политеизма является то, что политеист, когда говорит и чего-либо добивается от собеседника (а он не умеет просто разговаривать, без цели), обязательно ставит себя на место собеседника, анализируя, прикидывая, как собеседник себя поведет, и что ему в связи с этим необходимо говорить, чтобы добиться того, чего нужно. Это особый вид актерства, лицедейства, безусловно осуждаемого Церковью. Здесь надо уточнить: не актерство в театре, не спектакль, не искусство, а вот это политеистическое влезание в душу. И кажется, что я сам противоречу себе: ранее я говорил, что политеист не видит в человеке человека, а теперь утверждаю... Я нисколько не противоречу себе. Он так и видит в человеке не кого-то, а что-то. Механизм, разгадав действие которого, можно им управлять. «Вести», как они говорят. «Лох». «Повелся». Повелся... «Тебя повели, и ты повелся на...» Монотеист говорит то, что говорит. «И пусть слово ваше будет: да - да, нет - нет, а что сверх того, то от лукавого». Он и не ведет никого, и его самого вести можно очень даже просто. Но...
В мире политеиста нет ничего непросчитанного, тайного. Не только боги подобны людям, но люди подобны предметам, и их поведение - поведение камня, летящего по параболе. Но это не так. И в этом причина их многочисленных поражений. Работник искусства не просчитывает, а, напротив, разгадывает тайну, но никак ее не разгадает. Самый простой, казалось бы, до донышка просчитываемый человек может вдруг поступить не так, как ожидалось. И все расчеты политеиста рушатся.
Но, я повторяю, с ним не просто. Непросто жить. Непросто говорить. Он ведь на полном основании будет отрицать, что не понимает людей, что принимает их за неодушевленные предметы. «Это ты не понимаешь людей, это ты не можешь ни с кем договориться, это ты не можешь ни от кого ничего добиться». И ведь будет по-своему прав.
Насколько монотеист просчитывает свое поведение в случае с простыми предметами, настолько он просто себя ведет с живыми людьми. Просто, предоставляя право им самим решать, что делать. Без того, чтобы рассчитывать их поведение каким-то путем. Политеист - как раз наоборот. Насколько просто и без затей рубит сплеча все вокруг себя, настолько въедливо и настырно изучает близких, и дальних; твердо веря, что их можно до донышка изучить, и управлять ими, как живыми автоматами; и, главное, до донышка изучив, можно так же рубить сплеча и живых людей. Движения монотеиста и политеиста в этом встречно-параллельны. Сколько говорилось об ученых, на десять метров вглубь видевших тайны мироздания, но в обыденной жизни сущих младенцах. Это не значит, что они глупы. Таково их кредо. Крепче стали. Тверже алмаза. Разговаривать с человеком, ставя себя на его место, просчитывая его реакцию из того, кто он, просто противно. А почитайте Евангелия. Великое доверие Христа к человеку. Человек - еще один, автономный мир. Подчеркиваю: автономный. Отдельный. Непросчитываемый.