Письма Кураеву

Что же такое, собственно, феодализм? Я полагаю, проще всего прояснить вопрос можно на примере феодального Китая. Там крестьяне были юридически свободны и имели право жить там, где им вздумается. На деле же они были на положении рабов, поскольку в Китае существовал обычай родового кладбища (человек должен быть похоронен там, где похоронены его предки), и крестьянин не мог сдвинуться с места, а поскольку всем на месте распоряжался местный чиновник, крестьянин и принадлежал ему как вещь вместе с этой самой местностью. Должность легко можно было купить за взятку, и в конце концов складывалась цена (сначала скрытая, взяточная, а потом и вовсе открытая) той или иной местности вместе с живущими в этой местности людьми.
Вот так. А человек-то, между прочим, там был юридически свободен. А на деле получалось, что, во-первых, крестьянин никуда не мог уехать, во-вторых, один чиновник, конечно же, имел право подарить другому чиновнику, на день рождения, очень крупную сумму денег. И что ты тут ни делай, какие законы ни принимай, как эти законы ни защищай, если нет у людей в душе, в самой ее глубине убежденности в правоте монотеизма, все пойдет прахом. Какими только невероятно хитрыми путями изощренный извращенный ум не добивается своего, если он добивается оправдания своих глубинных скрытых политеистических воззрений. Вы думаете, старослужащий в армии действительно издевается над молодым? Нет, это он его учит! Это в нем так проявляется забота о молодом. И он искренен, он не понимает, и не поймет, как ему ни объясняй, что его забота - следствие страшной, ужасной скуки, возникшей в результате пребывания там, где его заставили пребывать, если он не видит никакого смысла защищать страну, которая его ненавидит, подчиняться офицерам, которые его презирают, и не скрывают этого.Так вот, если нет у человека внутренней убежденности в необходимости делаемого, он все равно это делаемое извратит. Если мы не смогли поселить в душе у человека искренней веры в единого Бога, он в глубине души будет продолжать верить в своих идолов, пусть и не называя их по именам. И сочтет, соединит дьявольский пазл своей действительной языческой веры и показного благочестия.
Надеюсь, Вы поняли, в чем разница коммунизма и фашизма. Причем, надо отметить, что рабство с продажей людей - это еще не самое худшее. Тот, кто людей продает, свободен. А возможно еще и такое, когда свободных людей в стране вообще нет. Древние рабства с государственными рабами: Египет, Спарта. Так вот фашизм и есть это самое древнее рабство. Германия сумела отойти не на две, на пять тысяч лет назад. Пропаганда фашизма обманывала людей только в одном: она говорила - только вы люди, только немцы люди, все другие люди - не люди, а что-то типа кошек, собак, овец, и поэтому - здесь пропаганда не скрывала лица - вы имеете право их убивать и все, что у них, ваше. Вот в этом-то все дело. В отъединении, ограничении Бога. Как-то так вот они разрубают Бога на запчасти. Вот он над нами только, а над другими или другой какой-то бог, или у них там вообще ничего нет, ну да нас это не волнует. Это типичный, стандартный языческий подход. Вы понимаете? И им не нужны никакие оправдания, они понимают, что делают, они не обманывают себя. Это мы, советские люди, оказывали интернациональную (и не выговоришь) помощь, и действительно ведь помогали, а они знали, что делали, и не скрывали этого.
Недавно выяснилось, что древний человек по развитию мозга ничем не отличался от современного человека. Кого-то это даже поставило в тупик. Пока один из них не догадался, что в свое время изобрести колесо было нисколько не проще, чем сейчас изобрести синхрофазотрон. Из этого следовал очень важный для нас вывод: работа классного специалиста на любом самом низком уровне нисколько не проще работы классного специалиста на любом самом высоком уровне. То есть работа классного токаря нисколько не проще работы классного менеджера.
Существуют различные виды смертей. Я намерен рассмотреть здесь особый вид смерти, смерть длиною в жизнь. Вот что я писал некоторое время назад:
«Интеллект, эмоции, само тело человека принадлежат человеку и должны принадлежать человеку, составлять с ним единое целое. Отнимая у человека его исполнительные механизмы, с помощью которых «я» общается с внешним миром, загружая их задачами постороннего «я», - человека, его «я», отрезают от внешнего мира, ослепляют, отключают, убивают на время - если только на время. Несвободный человек в период своей несвободы мертв. Возражение, что человек на природе все равно несвободен, не выдерживает никакой критики, законы природы определенны и неизменны, и человек может и должен их преодолевать. Преграды, воздвигаемые другим человеком, заведомо непреодолимы.
Да, разрешается поговорить на кухне. Да, можно и еще чего-нибудь поделать, марки пособирать, только лучше бы ничего не понимать и не осознавать, и все эти возможности проявить себя украдкой похожи на конвульсии медленно издыхающего трупа, и чем более развит раб, чем более свободно живется несчастному рабу, тем более мучительна, тем более невыносима невероятно медленно тянущаяся, невероятно быстро протекающая жизнь-смерть.
В идеально построенной иерархической системе есть только одно «я», то, что на вершине пирамиды, все остальные люди не живут. Если же все закольцовано - все ходячие мертвецы, в обществе - несмотря на кажущийся железный порядок - истинная анархия, разлитое море инферно, месиво заживо умершей биомассы, бессмысленно крушащей все вокруг себя».