Philippe Mora. Трэшэксплуатация
pasha_popolam — 06.08.2023Филипп Мора это тот самый уникум который своим творчеством, а пришлось оно на 70-80е, смело попытался воплотить идею соединения авторского кино и дешевой эксплуатации. Его фильмы они как бы и B-movie и в то же время имеют чётко выраженный авторский стиль. От фильма к фильму Мора старался создать собственную концепцию, где своеобразный чёрный юмор, абсурдистские диалоги и сцены, много действия (часто нелогичного), обилие дешёвых спецэффектов, явно с подколом, попытки уйти в откровенный сюр. И ведь у него были хорошие шансы, у него снимались неплохие актёры, но видимо не хватило удачи… или ещё чего.
Мора родился в Париже в 1949 году, его отец был галеристом и
ресторатором в войну входил в Сопротивление, а мать была художница.
В 1951 году они переехали в Мельбурн и открыли там сеть кафе и
ресторанов. В Мельбурне Мора и пристрастился к кинематографу, а к
15 годам стал снимать собственные фильмы на подаренную отцом 8мм
камеру. Фильмы были в основном немые и пародийные.
Более-менее серьёзную творческую деятельность Мора начал в Лондоне,
The Pheasantry в качестве авангардного художника, инсталлятора и
карикатуриста. Там же он свёл знакомства с авангардной богемой
близкой хиппи-эстетике. Тогда же он получил работу корреспондентом
в Америке. Его первые короткометражки и документалки так же были
сняты на базе The Pheasantry и журнала «Оз».
Однако свой первый большой фильм Мора снял в Австралии, при поддержке спонсоров и местного комитета кинематографии. Это был «Бешеный пёс Морган» - гангстерский боевик или австралийский вестерн с социальной подоплёкой. В фильме снялись Деннис Хоппер, Джек Томпсон и тот самый паренёк абориген из «Прогулки» Роуга.
Фильм повествует о реальном австралийском гангстере начала прошлого века – Дениеле Моргане, представляя его вроде австралийского Робингуда, защитника бедноты и национальных меньшинств, мало того ещё и как тонкую натуру восприимчивую к культуре. В то же время антагонисты: судья, местный полковник нарисованы как отвратительные кровожадные животные и отъявленные расисты.
Фильм полон кровавых подробностей, натуралистичных деталей, снималось всё в аутентичных локациях, правда многие сцены сняты и смонтированы несколько неумело, так как почти вся съёмочная группа представляла собой новичков. Кроме того, Хоппер постоянно находился в состоянии алкогольно-наркотического делирия и норовил отмочить что-нибудь оригинальное, например вылить бутылку рома на реальную могилу Моргана при полицейских.
Готовый фильм произвёл рекордное количество срача в австралийском обществе. Особенно невзлюбили картину чиновники. Не помогла даже шутка Моры о том что изнасилование Хоппера в австралийской тюряге привлечёт дополнительные толпы туристов на Зелёный Континент. Фильм провалился в местном прокате, но зато отлично зашёл в США. Морой даже заинтересовались в United Artists и предложили ему снять реальный ужастик в Америке. Это был хороший шанс, но Мора распорядился им по своему.
Нет, конечно чувак постарался как смог поставить профессионально ужастик, но видимо этот процесс его здорово утомил, принимая во внимание его метущуюся натуру авангардного художника. К тому же я думаю голливудская система произвела на австралийца не самое лучшее впечатление. В дальнейших своих фильмах Мора всё больше включал ехидный сарказм, пародию и откровенный трэш. Между тем к 1982 году он таки снял свой «Зверь внутри» с не совсем звёздным составом, но всё таки это были Ронни Кокс, Биби Беш, Пол Клеменс, Л. К. Джонс, Дон Гордон, Р. Г. Армстронг, Логан Рэмси, Кэтрин Моффат, т. е. довольно серьёзный состав.
Картина была задумана по заранее выкупленному, но ещё не дописанному роману Леви. Но у Леви в это время возникли непредвиденные личные проблемы (вероятно запой) и сценарий пришлось дописывать полагаясь на собственную фантазию сценаристу Холланду. Возможно Холланд и не плохой сценарист, в дальнейшем он не плохо адаптировал разные триллеры и хорроры, но со «Зверем внутри» откровенно слажал. Тем не менее пролог мне понравился, возможно это всё что осталось от писанины Леви.
Середина шестидесятых, где-то в глухой мухосрани южных штатов. Ночь, на трассе парочка молодожёнов, машина ломается. Муж уходит искать эвакуатор и оставляет жену с собачкой, строго настрого запрещая ей из машины выходить. Ха, конечно же первое что делает новобрачная, это выходит в лес погулять. На девку накидывается нечто мясное, кровавое и неумолимое. Возвратившись муженёк находит молодую всю голую, в кровищи, в слизи, без сознания, но вполне себе живую. Оказывается какой-то монстр просто грубо изнасиловал девку и она родила младенца вполне себе мужского пола. Далее действие переносится на семнадцать лет вперёд.
Юноша, здоровый с виду, начинает проявлять признаки недомогания, ну там видения всякие, сны тревожные, звон цикад в ушах. Нормальный зритель подумает что это процесс несколько запоздавшего пубертата, если не брать во внимание предысторию. В общем семья возвращается в места оные для проведения тщательного расследования. В дальнейшем, почти всё экранное время будет посвящено этому самому расследованию: саботаж властей, попытки что-то понять (безуспешные), примитивные диалоги, очень вялая трансформация паренька, делают всю середину фильма крайне тягомотной. Так-то всё понимают откуда растут ноги ужаса, но детали и вместе с ними непосредственно сам монстр остаются наглухо скрытыми до самого финала. И что же финал?
Нет, монстр конечно гадкий получился однозначно, но… цикада… твою мать, не волк, не зомби, не летучая мышь… обычная цикада, насекомое, только большое, гадкое, похотливое и агрессивное. Не удивительно что фильм разнесли критики. Американцы накинулись на Мору как монстр на новобрачную: нелепый, глупый, возмутительный, бессмысленный, не имеющий развития, идеи и глубины. Особенно злобные сравнивали с кроненберговской «Мухой». Такое чувство что они хотели получить от австралийца шедевр за 1,5 млн баксов. Единственное что похвалили, это «аналоговые» спецэффекты, очень понимаешь понравилось ценителям смыслов как голова паренька раздувается до размеров крупной тыквы например.
В общем, разобиженный Мора уехал домой в Австралию и снял там ядовитую пародийную комедию-мюзикл на тему Супермена. А в 1984 году всё таки решил ещё попробовать в остросюжетную драму с элементами Гринписа. Фильм назывался «A Breed Apart» «Редкая порода», снимался в заповеднике в Северной Каролине, а в главных ролях снялись Рутгер Хауэр, Кэтлин Тёрнер и Пауэрс Бут. Вот только в эту драму Мора как всегда забыл добавить драматургии, а ведь с этими актёрами были всё шансы.
Фильм рассказывает историю ветерана Вьетнама Рутгерхауера, в добавок к своим злоключениям потерявшего семью в автоаварии. Ну а так как Рутгерхауер ещё и наследник нехилого состояния, то он купил остров на реке Колорадо и уединился с флорой и фауной. Между тем некий коллекционер-мизантроп нанимает альпиниста Бута стырить яйца Белоголового орла, находящегося на острове, на высокой скале и одновременно в Красной книге. При этом Рутгерхауер нежно любит птичек и особенно орла и постоянно сидит у него в гнезде, вероятно охраняя ценные яйца.
Но хитрый Бут прикидывается фотографом и втирается в доверие к начальнику острова. Для этого он даже помогает ему разобраться с местной шпаной, что собственно составляет экшн в картине. Эротическая же линия касается местной продавщицы Кетлинтернер, которая желает охмурить Рудгерхауера, но тот будучи колхозником никак не охмуряется.
Тут-то хитрый Бут и даёт наводку, а сам лезет на скалу за яйцами. Причём сколько Рутгерхауер шпилится с Кетлин, столько Бут и лезет на скалу. Но там конечно вполне себе голливудский хеппи-энд. Правда с монтажом получилась беда, одна из четырёх коробок с плёнками пропала при транспортировке и монтировать пришлось опуская целые куски. Ещё и поэтому герои и их отношения в картине получились сильно не до раскрытыми.
До 1987 года Мора занимался сиквелами «Воя», которые я когда-то подробно разбирал для ру-клюквы, а в 1989 он выпустил свой «Communion» «Контакт». Фильм был исключительно независимым и поставлен по мемуарам друга Моры писателя Уитли Страйбера, касающихся его обыденных многочисленных контактов с инопланетянами. Дело в том что Страйбер очень трепетно относился к своим отношениям с пришельцами, поэтому изначально отринул идею связываться с монополистами, они де алчные дельцы извратят историю и опошлят её спецэффектами, а он хотел психологизьму. Но кстати морина версия его потом тоже не устроила.
Итак, представьте только, Страйберг это Кристофер Уокен, он успешный писатель с Манхэттена. У него жена, сын, друзья, всё как положено. И вот в одно прекрасное Рождество, собрались они всей гурьбой на дачу за город. Вмазали там и снится Уокену что за ним пришли зелёные человечки, одни такие мелкие и страшные, а другие длинные как глисты с огромными чёрными глазами. А потом яркий свет, всё просыпаются в ахуе, но утром забывают.
Но Уокен не забывает, потому что эти мрази стали наведываться всё чаще: придут ночью, уведут Уокена в странное место (предположительно летающее блюдце), колют его в голову чём-то и проводят принудительное анальное зондирование здоровенным стальным вибратором. Откровенно говоря, Уокен и так еблом был мягко говоря необычный, а тут совсем охренел и не знает как ко всему этому относиться. Мало того, он понимает что инопланетяне достают его всю жизнь и вообще это наследственное – у его отца был подобный опыт и сынишку уокенского ожидает то же.
Короче в определённый момент жена всё таки повела Уокена к психиатру, модному трансгрессивному гипнотизеру. И что вы думаете? Там оказался целый кружок анонимных анальных попаданцев, что совершенно запутало ситуацию. Запутанный, вконец задолбаный мерзкими человечками Уоекен, находит в себе силы заглянуть в лицо своей проблемы и даже… сплясать с ней босса-нову. Собственно на этой психологической перипетии и строится идея фильма и если там хоть что-то получилось, то в этом заслуга исключительно Уокена, но никак не Моры ибо драматургия в постановке опять подкачала.
Чуваки из съёмочной группы ржали и глумились над Страйрбергом, а грим и реквизит вероятно приобретались в соседнем магазине карнавальных костюмов. Как следствие, фильм пролетел в прокате как блюдце над Манхеттеном.
Мора зализывал раны до 1996 года, а потом выпустил «Precious Find» «Драгоценная находка» - настоящая научная фантастика с элементами золотой лихорадки. В фильме сыграли Рутгер Хауэр, Джоан Чен видимо в память о «Кровь героев», Брайан Джеймс и сам Мора космического барыгу по имени Костников.
Сюжет переносит нас в 2049 год, в колонию на Луне. Там усатый шулер Рутгерхауер, мусорщик Джеймс и постоянно мельтешащий паренек играющий старателя, договариваются лететь на астероид в поисках золота, позже к ним присоединяются Джоанчен с хахалем. Если вы не знали, то астероид представляет собой обычный пустырь с валунами, поросший травой. Тут чуваки и будут искать золото, напоминая собой бомжеватых чёрных копателей. Будут в фильме ещё киборги-налетчики в виде японских самураев, погоня на космолетах с крайне примитивной анимацией и лунный кабак с блекджеком и шлюхами.
На этот раз беда случилась не только с диалогами, раскрытием характеров и драматургией, но и вообще с сюжетом. Такое чувство что сюжет писал в жопу укуренный наркоша, даже не пытаясь как-то связать эпизоды. Вероятно после этого путь Моры лежал прямиком в Трому, он собственно туда и направился. И правильно сделал, ибо лучше снимать откровенный трэш, непритязательный и отвязанный, чем пыжится снять блокбастер за бутылку водки или драму без необходимых навыков.
«Женщина птеродактиль с Беверли-Хиллз» вот так и никак иначе. Палеонтологи раскопали кости динозавров и пока они стояли открыв рты, к ним подвалил индейский шаман Сальвадор Дали, явно обкуренный и стал заправлять за недопустимость ковырять землю исконной резервации. А так как палеонтологи не послушали и просто послали Сальвадора, то Сальвадор пригрозил превратить жену одного из учёных в птерозавра. На том и порешили.
Далее, в течение приблизительно полутора часов несчастный зритель будет иметь счастье наблюдать медленное превращение тётки в птеродактиля. Собственно говоря это чистый юмор с элементами сатиры, причём явно анти-феминистский, ведь в реальности всё мы имели счастье наблюдать превращение дамского общества в курятник, особенно его богемной разновидности.
Но эта самая дамочка очень старалась, косплеила курицу, кривлялась, голосила. Особенно зашла аэробика а-ля курятник. Потом она стала улетать по ночам и в конце-концов устроила себе гнездо на дереве. Потом… правильно, снесла яйцо… В общем всё это приняло настолько абсурдные формы, что видимо создатели сами уже не знали как из этого выбраться.
Короче, через полтора часа до них дошло, они вспомнили шамана и поехали его искать. Но шаман ушёл в сакральную изотерическую местность примыкающую к Голливуду и проводить семейство вызвался друг Дали Пикассо. Думаю что Пикассо, Дали, Мора и вся остальная съёмочная группа изрядно пыхнули, что бы достичь таки этой мистической концовки, иначе я даже не знаю чем бы всё закончилось. А для Моры всё закончилось предсказуемо, он серьёзных фильмов больше снимать даже не пытался.