Петровская академия
architectstyle — 10.09.2022Что самое удивительное в этом великолепном здании? Мы это узнаем, если увидим два его фасада - уличный и парковый!
Несмотря на то что фотографий этого здания со стороны парка видела много, всё же испытала культурный шок, когда вошла через ворота на территорию исторического парка. Слишком разительно отличался парковый фасад от главного.
1. Жаль, что этот дворец стал единственной большой постройкой Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898) в Москве - хорошо, что с двумя разными фасадами! Хотя всё же в Москве есть ещё одна постройка Бенуа - Швейцарский домик в Кусково 1870 года.
2. Случайно прочитав информацию о том, что исторический сад с прошлого года по распоряжению ректора Тимирязевской (а ранее Петровской) академии открыт по выходным дням для всех желающих, в первую же субботу отправилась туда.
3. Краткий экскурс в историю Петровско-Разумовского. Уже более ста лет название этой усадьбы связано с расположившейся здесь сельскохозяйственной академией имени Тимирязева. На самом деле, история этого места значительно старше и интереснее. Но мы начнём с того времени, когда младший брат фаворита императрицы Елизаветы Петровны - Кирилл Григорьевич Разумовский (1728-1803) получил имение Петровское после кончины своей супруги Екатерины Ивановны Нарышкиной (1729-1771). С 1766 года подмосковная усадьба стала называться Петровско-Разумовское. Основные строительные работы развернулись в 1770-х годах, когда Разумовский после кончины супруги остался единственным владельцем имения. Архитектор А.Ф. Кокоринов построил огромный великолепный дом, соединенный каменной галереей с церковью. В саду были устроены теплицы, оранжереи, гроты и богатые беседки, установлены каменные статуи, выкопан пруд на реке Жабне. Здесь же находились скотный двор, конный завод, барские службы, всего насчитывалось до 80 строений.
В 1812 году имение было разграблено французами. Следующий владелец имения генерал-майор Лев Кириллович Разумовский (1757-1818) быстро возродил усадьбу, но после его смерти вдова продала её князю Ю.В. Долгорукову, который вскорости уступил имение П.А. фон Шульцу. Новый владелец вырубил часть парка, продал на своз несколько домов, остальные графские постройки, приспособив под дачи, отдавал внаймы, а на ферме пытался оборудовать суконный завод.
Новая эпоха для усадьбы началась в 1860 году. К открытию высшего сельскохозяйственного учебного заведения готовились пять лет - перестраивались старые и воздвигались новые здания, проводились дороги, завозился скот, устраивался сельскохозяйственный музей. В январе 1861 года Министерство государственных имуществ заказало архитектору Николаю Леонтьевичу Бенуа проект переустройства усадьбы, работы вёл архитектор Пётр Кампиони.
Петровская земледельческая академия. Планы и надворный фасад. Тушь, акварель. 30 сентября 1862 года. By Nicholas Benois. Фото: commons.wikimedia.org
4. Главный корпус академии был закончен к лету 1865 года. Он был увенчан часовой башней с колоколом, отбивающим время каждый час. Оконные проёмы выглядели необычно за счёт того, что Бенуа использовал моллированные выпуклые стекла, изготовленные по специальному заказу архитектора в Великом княжестве Финляндском. В них причудливо играл и преломлялся свет. Одновременно над боковыми флигелями возвели второй этаж. Бывшая ананасовая оранжерея Разумовского была переоборудована в сельскохозяйственный музей. Также было построено несколько хозяйственных сооружений.
5. Наконец 21 ноября 1865 года была торжественно открыта Петровская земледельческая и лесная академия. Как и прежний дворец, корпус академии выходил главным фасадом на полукруглую площадь, ныне Тимирязевскую улицу.
6. Входим в исторический парк с левой стороны от здания через ворота с охраной.
7. Уличный фасад с часовой башенкой более строгий, соответствует назначению официального здания. Парковый фасад стилизован под архитектуру барокко, как напоминание о периоде расцвета усадьбы в середине XVIII века.
8. Изящные скульптурные композиции в виде ваз с изображениями ягнят, щенков и младенцев имеют метафорическое значение, вроде как намёк, что студенты должны быть также кротки, преданы и любознательны в отношении учебы.
9. Коринфские колонны с парадными вазами, изящное кованое кружево балконов, множество лепных украшений, белые колонны, тёмная лепнина, рамы и двери, бледно-жёлтые стены и старинный фонтан - чем не прекрасный дворец!
10.
11. Уникальные выпуклые окна прекрасно пропускают свет в помещения и одновременно искажают уличное пространство.
12.
13.
14.
15.
16. Приметы современности - в парке создан мемориал в честь воинов-тимирязевцев, погибших во время Великой Отечественной войны.
17. Исторический парк, примыкающий к главному дому, заложен в 1740-е годы в регулярном французском стиле (архитектор Жан-Батист Валлен де Ламотт), реставрирован в 1880-е годы садовником Р. И. Шрёдером в итальянском стиле. Регулярная часть парка четырьмя террасами спускается от дома к пейзажной части, расположенной у Большого садового пруда. Средний возраст деревьев 100 лет, основной массив липы голландские.
18. Верхняя терраса с фонтаном, укреплённая подпорной стенкой с балюстрадой, очень нарядна и ухожена.
19.
20. Дворец прекрасно гармонирует с парковым ансамблем. Вечнозелёное хвойное дерево из семейства Кипарисовых - туя западная, высаживается в парке с 1860-х годов, как декоративное растение по предложению садовника Рихарда Шрёдера. Возраст деревьев 60 лет, красивую форму придаёт стрижка. Соседнюю с домом террасу в настоящий момент украшают аллегорические скульптуры "Времена года".
21.
22. Историческая планировка парка включает три параллельных аллеи и пересекающие их диагонали.
23. Памятник-бюст императору России Петру Великому открыт в 2015 году - это дар к 150-летию университета от скульптора Зураба Церетели. Памятник установлен в память о том, что в усадьбе Петровское своего деда боярина Кирилла Нарышкина в детстве неоднократно бывал (в 1670-е - 1690-е годы) будущий император. Хоромы К.П. Нарышкина находились в 80 метрах от памятника, на месте северной части дома №49 по Тимирязевской улице. Памятник поставлен так, что император взирает в сторону бывшего подмосковного села Преображенского, где жил с мамой, вдовствующей царицей Натальей Кирилловной, в отрочестве (район улицы Короленко и Колодезного переулка).
24. Статуи установлены в 1984 году по идее архитектора Ольги Николаевны Бычковой. Они были отлиты на чугунолитейных заводах металлургов Демидовых в уральском городе Невьянске, реставрация проведена в 2017-2018 годах.
Статуя Силен, олицетворяющая ночь, зиму, голод. Скульптор Барталамео Растрелли Старший, 1760
25. На заднем плане видна бывшая ананасная оранжерея.
Статуя Дионис - олицетворение вечера, осени, изобилия. Скульптор Барталамео Растрелли Старший, 1760 год
26.
Статуя Деметра - олицетворение лета, полдня, урожаев. Скульптор Иоганн Скульптор Иоганн Йост, 1760
27.
Статуя Флора - олицетворение весны, утра, процветания. Скульптор Иоганн Скульптор Иоганн Йост, 1760 год
28.
29. В регулярной части парка высажены эффектные туи шаровидной формы. Это прекрасная декоративная форма, растёт медленно, относится к карликовым формам, в высоту достигает не более 1,2 метра (возраст 15 лет). Туи любил сажать основатель университета академик Николай Иванович Железнов.
30. Во второй половине XIX века Петровско-Разумовское оставалось дачным местом. Администрация Академии довольно широко практиковала аренду и продажу прилегающей к парку земли для строительства дач. Огромный парк, где были проведены лесопосадки и проложены широкие аллеи, стал популярным местом отдыха. Это время и запечатлел блестящий мастер пейзажа Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896):
А.П. Боголюбов (1824-1896). Петровская академия. Холст, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
31. В 1886 году к Академии была проложена линия, на которой курсировал небольшой паровозик, а позже трамвай. На Николаевской железной дороге открылась станция Петровско-Разумовское. И уже с 1917 года Петровско-Разумовское официально вошло в состав Москвы.
Источник информации: poraionu.ru, открытые источники интернета
|
</> |