Переславль-Залесский. Никитский монастырь
architectstyle — 07.09.2022Никитский мужской монастырь расположен на окраине Переславля-Залесского, в северной его части, на берегу Плещеева озера. Это самый древний монастырь Переславля, основанный в 1010 году. Предание гласит, что основал его князь Борис, сын Владимира Красное Солнышко, который вместе с епископом Иларионом ставил первые церкви в этом языческом крае на берегах Плещеева озера. Все монастырские постройки ранее XVI века были деревянными и до наших дней не сохранились.
Расцвет Никитского монастыря приходится на XVI век, когда эти места привлекли внимание царя Иоанна Грозного. По его приказу начали возводиться новые здания и стены с башнями: царь готовил себе резервную крепость на случай измены опричников, размещавшихся в находящейся неподалеку Александровой слободе.
Церковь Архангела Гавриила в колокольне. Она же служит входными воротами.
На том месте, где сейчас возвышается надвратная колокольня с церковью Архангела Гавриила, возведенная в 1818 году, раньше стояла надвратная церковь Святого Михаила Архангела с колокольней. Современная колокольня намного выше старой, времени Ивана Грозного, выдержана в традициях своего времени, чем резко отличается от всего остального ансамбля.
Колокольня была построена по новой моде того времени: три яруса над воротами украшены фронтонами, а сверху высится узкая главка со шпилем, на который водружен крест, как бы придавая легкость всему сооружению. Это монументальная трехъярусная колокольня со скругленными углами и аппликативным декором не вполне вписывается в ансамбль монастыря, основу которого составляют постройки XVI-XVII веков, но служит высотным ориентиром этой святой обители и видна на многие километры.
Собор Никиты мученика и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на дальнем плане.
Наиболее интересное сооружение монастыря — Никитский собор. В 1561 году по указу Иоанна Грозного был выстроен каменный четырёхстолпный собор вокруг уже существовавшей здесь с 1520 года небольшой церкви Никиты Столпника. А точнее указ был таким: «восхоте старую церковь, построение отца его Василия Иоанновича разобрати и новую над гробом Преподобнаго Никиты во имя Великомученика Никиты воздвигнути». Так старая церковь вошла в новый собор как его южный придел. Позже был пристроен придел северный Всехсвятский.
Более ста лет крыша собора оставалась деревянной. В 1686 году «главы были опаяны белым железом и кресты железные сделаны с репьями», а в 1764-м - покрыли железом всю крышу, в результате чего восьмискатная крыша была заменена на четырёхскатную, а также стёсаны дуги закомар. Несколькими годами ранее, в 1759 году, были растёсаны окна. По некоторым сведениям, до середины ХVIII века Никитский собор стоял нерасписанным. Только в 1764 году он был «украшен живописью». В 1838 году её поновили, но, по свидетельству современников, «довольно неудачно». В 1876 году собор был расписан заново «хорошею живописью академическим живописцем Грибовым».
Весь комплекс зданий с Запада
В 1923 году обитель была закрыта, что не лучшим образом отразилось на состоянии архитектуры. Новые обитатели комплекса, а их было не мало: дом отдыха для научных работников, школа, жилые квартиры, горкомхоз, склады, женская колония, автошкола и др., не стремились поддерживать и оберегать памятники старины. Мало того, даже восстановительные работы, начатые советскими реставраторами в 1960-70-х годах, не принесли Никитскому собору ничего, кроме новых разрушений. В 1984 году, на Ильин день, в результате ошибочных действий реставраторов обрушился центральный купол собора. Храм так и простоял долгие годы обезглавленный.
После внешних работ, проведённых до 2013 года, в самом храме ведутся работы по росписи стен и сводов под руководством палехского художника, иконописца Сергея Григорьевича Морозова.
Рядом с собором Никиты мученика расположилась часовня
Это часовня на месте молитвенного подвига Никиты Переславского.
Построена часовня-столп в ХVIII веке, более точных сведений о том, когда появилось строение, нет. Но уже в описи 1701 года она присутствует как «столп каменный, а на столпе шатёр и чулан крыты тесом». Историк А. Свирелин так говорит о дальнейшей истории часовни: «В 1768 году вокруг столпа вместо деревянных папертей сделана была, по нарочно составленному в 1755 году рисунку, галерея каменная и под столпом в земле келья каменная с окошком, а в 1777 году устроен каменный рундук. В 1796 году столп был расписан живописными изображениями, взятыми из жития Преподобного; в 1845 году живопись эта была исправлена».
А молитвенный подвиг Никиты Переславского заключался в том, что «надев на себя, по благословению игумена, тяжёлые железные вериги и белокаменную шапку (если телом я грешен, телом и пострадать должен), провёл здесь много лет в посте, молитве и сокрушенном плаче о своих грехах. Господь удостоил его прощения грехов и дара исцеления недугов телесных и душевных и прогнания бесов. Здесь же преподобный Никита Столпник принял мученическую кончину от рук разбойников 24 мая/6 июня 1186 года».
С восточной части, за собором находится небольшой некрополь.
Странно, но именно это место облюбовали для себя кошки. Хотя
Но кошки не умеют читать и потому не знают о намерениях и пожеланиях людей, да и куда бедным животным податься? У животных есть только чутьё, а чутьё привело их сюда. Почему? Вряд ли людям понять.
Рядом с собором Никиты мученика, вот так, крыльцо к крыльцу, находится церковь (на фото великолепное высокое крыльцо) Благовещения Пресвятой Богородицы.
В интерьерах церкви
Тёплая Благовещенская церковь с трапезной была устроена, как и Никитский собор, усердием царя Иоанна Грозного. Под трапезной располагались хлебня и поварня, а под ними находились ещё и погреба.
За несколько веков своего существования Благовещенский храм претерпел существенные изменения. Придел во имя прп. Иоанна Лествичника упразднили и на месте его устроили ризницу. Придел во имя вмч. Феодора Стратилата также был «нарушен», а впоследствии (1768) его переосвятили во имя свт. Николая Чудотворца (ныне он отделён от основного храма двумя арками). Трапезную уменьшили вдвое и в отгороженной части сделали настоятельские покои. Предположительно, в этих палатах останавливался Пётр I во время первого своего приезда в Переславль на Плещеево озеро. К трапезной палате примыкает шатровая восьмигранная колокольня 1668 года постройки. Эта колокольня, выстроенная при царе Иоанне Грозном, сильно пострадавшая во время осады монастыря поляками в 1611 году, заново отстраивается в 1668 году на средства царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны. Сегодня мы видим восьмигранный столп, украшенный горизонтальными поясками. Площадка для колоколов и звона, накрытая шатром с заложенными «слухами», окружена широкими арочными проемами.
Крыша на Благовещенском храме оставалась деревянной гораздо дольше, чем на Никитском соборе. Лишь в 1851 году храм покрыли железом.
Посмотрим на церковь с востока.
В первом и втором ярусе декор здания различается.
Особенно интересны оконные наличники второго яруса апсид, различающиеся между собой в мелких деталях.
И общий вид церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
А мы в этот день осмотрели ещё одну церковь, отправившись пешком в Троицкую слободу. Это церковь Троицы Живоначальной. Фотография (Blazhin.spb.ru) взята из интернета для наглядности того, о чём я говорила в начале статьи.
Сначала я скисла, увидев лабиринт из труб и столбов, но, поднырнув подо всё это безобразие, мы поняли, что можно снимать с более близкого расстояния, оставив за кадром «Газпром» и Энергосбыт.
Первая церковь на этом месте в Троицкой слободке появляется в 1654 году с одним престолом во имя Святой Живоначальной Троицы. Возможно, строилась во спасение от эпидемии моровой язвы, унёсшая в тот год до 80% населения. Церковь была деревянная, об одной главе. Сама церковь, алтарь, трапеза, паперть и колокольня крыты тёсом.
Эта деревянная церковь в конце 1763 году сгорела и вместо неё усердием прихожан была отстроена новая деревянная же церковь. И только в 1855 году вместо деревянной церкви, которая видимо, была разобрана по ветхости, на средства прихожан устроен каменные храм уже с двумя престолами: главным во имя Живоначальной Троицы и тёплым приделом в честь Преподобного Никиты Столпника.
По ранним описаниям внутреннего убранства: «На Царских вратах – изображение Благовещения и Евангелистов; справа от царских врат расположен образ Троицы. На северных дверях – образы святых Григория Богослова, Стефана, Николая Чудотворца. Над царскими вратами - деисусы. Над правым клиросом размещено изображение Сошествия Святого Духа, над левым – Распятие. Престол был обложен спереди красным кумачом, с других сторон крашениною; за престолом располагался образ Одигитрия выносной».
Из более поздних описаний понятно, что Троицкий храм был достаточно обеспечен ризницей, утварью, святыми иконами, необходимыми богослужебными книгами.
Новое время не пощадило ни внутреннего убранства, ни внешней красоты Троицкого храма.
В советское время в стенах храма располагались мукомольный завод, авторемонтные мастерские, производство сетки-рабицы. Для проезда тракторов и машин в южной стене Никитского придела храма был сделан широкий пролом...
Храм начал восстанавливаться с 1999 года, в нём возобновились богослужения.
Рядом с храмом у алтарной части находится могила месточтимого Святого блаженного старца Михаила-Самуила.
Его полное имя, отчество и фамилия - Михаил Васильевич Лазарев. Имя Самуил было присвоено ему в народе со времени смерти уважаемого иеромонаха Никольского монастыря Самуила. Миша был высокого роста, с кудреватыми волосами и белой бородой, лицо отличалось подвижностью, тёмно-серые глаза иногда озарялись радостным блеском. Зимой и летом он одевался неизменно: под коротенькую курточку фартук, на руках красные поручи, в левой руке скуфеечка, в которую его почитатели клали денежную лепту; на ногах опорки. Среди граждан Переславля и окрестностей он приобрёл особенное уважение, особенно когда символически стал предсказывать будущее. Рассказывали, что, будучи ещё 8-летним отроком, он в своём селе и окрестностях предсказал мор на людях. Среди села он выкопал две могилки, нарвал ещё не созревших яблок, наполнил ими могилки и засыпал, поставив на них крестики. Когда же товарищи и мужики стали его за это бранить, то он отвечал им: «Не любо – поплачешь». Через неделю он стал лопатами носить землю на сельское кладбище. Когда же окружающие стали опять бранить и даже бить, то он только и говорил: «Не любо – поплачешь»...
А вскоре в этом селе случился мор, унёсший в могилу великое множество «не созревших», т.е. не доживших до срока людей. С этого времени Миша всё чаще и чаще стал удаляться в город от своих родителей. Сначала на день-два, а потом и совсем ушёл от них, всецело предавая себя в волю Божию, не имея ни крова, ни пищи, ни тёплой одежды. Покончив всякие связи с родительским домом, Миша всю свою жизнь провёл, скитаясь по городу и окрестностям. Он часто посещал Троицкую слободку, где любил пребывать в доме убогого безногого, такого же безбрачного крестьянина Симеона Вуколова. Не заботился Миша о том, что ему поесть и во что одеться, добрые люди награждали его и пищей, и одеждой, и приютом. Когда он ходил по городу, то обыкновенно люди, уважающие его, подходили к нему за советом, чаще всего в несчастных обстоятельствах жизни.
После смерти блаженный почитался как угодник Божий во всей Ярославской епархии.
В 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых, императорская семья посещала Переславль-Залесский. На обратном пути император Николай II остановился около храма и передал церкви икону Нерукотворного Спаса. По просьбе монарха на могиле блаженного Михаила была отслужена панихида.
Тропинка к скромной могиле Миши-Самуила не зарастает и теперь. Люди верующие шли сюда и идут до сих пор со своими бедами или благодарностью о полученной помощи, которая, по словам «исцелённых», не прерывалась никогда.
|
</> |