Петровка, 12


Усадьба п.д. Марии Андреевны Раевской по улице Петровке,1834
Поговорим о правом флигеле усадьбы -нынешнем доме 12

1950-е годы, дом 12 справа
Раевская сдавала все помещения в наем. В правом флигеле (№12) на первом этаже размещались магазины и лавки. Здесь были магазины фарфора, живых цветов, книг, лавка мастера по изготовлению бронзовых изделий. Около трех десятилетий здесь находился швейцарский магазин купца 3-й гильдии Антона Ивановича Монигетти и его жены Шарлотты Осиповны. Некоторые торговцы снимали квартиры на втором этаже дома.
В 1841 году Раевская разделила владение на Петровке на три части и распределила между детьми. Центральный дом перешел дочери — С.С. Раевской, левый флигель — сыну, а правый — второй дочери, в замужестве Кашкаровой. Она по-прежнему сдавала флигель под магазины и лавки.
К 1870-м годам Кашкарова продала свой флигель Екатерине Дмитриевне Матвеевой. При ней бывший флигель окончательно перешел в статус доходного дома. В 1872 году Матвеева пригласила архитектора Александра Степановича Каминского, который надстроил дом, превратив его в трехэтажное здание.
Сохранив вид классической усадьбы, архитектор внес декор, который в настоящее время можно наблюдать лишь на третьем этаже. Его украшает равномерный ряд межоконных пилястр с капителями ионического ордера. Они переходят и на левый боковой фасад, окна которого в настоящее время заложены по требованию Генеральной прокуратуры РФ, расположенной в доме №14. На этом боковом фасаде частично можно проследить первоначальное расположение пилястр, тянувшихся со второго на третий этаж.
Под карнизом всего дома идет полоса фриза, украшенного круглыми розетками в виде лепного цветка, расположенными по центральной оси окон и пилястр. Карниз здания многопрофильный с чередой частых зубчиков.
Здание имеет в плане усложненную букву «П», верхней перекладиной выходя на улицу. В образованный внутренний двор ведет проездная арка в центре дома, сохраненная Каминским при перестройке. На чердаке дома можно увидеть первоначальную кирпичную кладку и конструкцию из поддерживающих крышу кирпичных столбов.
В 1870-е — 1900-е годы в доме Матвеевой было множество различных заведений: аптека и парфюмерия Гетлинга, магазин книг Набатова, скорняжная мастерская Данилова. Здесь размещалась агрономическая контора Петра Васильевича Верещагина (однофамилец, но не родственник художника В.В. Верещагина). Петру Васильевичу принадлежит заслуга создания Товарищества из землевладельцев для освоения Западного Кавказа, во многом благодаря которому произошло развитие сочинского курорта.
Еще одной примечательной чертой дома №12 на Петровке было обилие модных магазинов одежды: мужских шляп Ляпунова, дамских нарядов Воробьевой, модных товаров Смирнова, ателье мужского платья Смита. Эта черта будет присуща дому и в 1920-е годы.

Доходный дом Е.Д. Матвеевой,1909–1911
Ежегодник : Краткий обзор деятельности Московского архитектурного общества за 1912-1913 г. М., 1913
Иллюстрация к источнику
Автор:Олтаржевский В.К.
Популярность места потребовала от владелицы Матвеевой новых вложений и переделки здания. В 1912—1913 годах дом был вновь перестроен по проекту архитектора Вячеслава Константиновича Олтаржевского.

В.К.Олтаржевский
К этому времени у него уже был опыт строительства Голофтеевского пассажа (не сохранился, в настоящее время на его месте расположено здание ЦУМа). Здесь перед архитектором стояла задача превратить сравнительно небольшое здание в максимально удобные помещения для роскошных магазинов на одной из самых торговых улиц Москвы. Он совершенно изменил характер отделки первых двух этажей. Пожертвовав декором, Олтаржевский растесал окна этих этажей, превратив их в огромные витрины.
В 1915 году во время Первой мировой войны эти витрины сильно пострадали. В Москве банды черносотенцев из якобы патриотических чувств громили магазины и конторы немецких фирм. Нотный магазин Бесселя на Петровке также подвергся разгрому. Через два года дом совершенно сменил владельцев и постояльцев.
Возрождением прежнего статуса дома на Петровке как модного магазина можно считать 1923 год.
Качественные изменения в мире моды произвела юная Ольга Сеничева. Ей было всего шестнадцать лет, когда она предложила свои услуги по созданию ателье модной одежды в условиях нового советского времени руководителю московской швейной промышленности. Сеничева получила не только разрешение на открытие «Центра по становлению нового советского костюма», переименованного затем в «Ателье мод», но и кредит на полтора года, конфискованные ткани и здание на Петровке.

Ольга Сеничева
В доме №12 начались переделки. Первым делом был обустроен великолепный демонстрационный зал с колоннами и пальмами в кадках. Мебель обили дорогими тканями, которые были выданы на шитье нарядов, но за долгое время хранения в сырых помещениях оказались негодными для шитья. В огромных окнах-витринах появились манекены с платьями.
Ателье мод на Петровке продержалось как вершина художественного вкуса в моде до 1925 года, когда сместили директора Ольгу Сенчину и разогнали основной состав художников. Как обычное номенклатурное ателье оно еще долго существовало в этом доме.

2024
Последним владельцем здания, которого сменила Высшая школа экономики, был ВНИИС — Внешнеэкономических связей ВНИИ при Министерстве экономического развития и торговли РФ.
|
</> |