Аэропорт Мадейры - один из самых опасных в мире
yeolka1 — 10.12.2025
29 апреля. День 12Последний день на Мадейре. Сегодня вечером мы покидаем остров.
Сегодня у нас довольно короткая программа, и вся сосредоточена неподалёку от аэропорта: проехались по мирадорам восточной части острова вокруг Машику (Machico), замкнув круг по всем мирадорам по периметру Мадейры, а также посмотрели, как взлетают и приземляются самолеты с разных точек.
После того, как расскажу про аэропорт Мадейры и покажу в картинках, люди с аэрофобией совершенно расхотят туда лететь.
Сегодня нам не нужно куда-то приехать пораньше, чтобы выйти на маршрут до приезда экскурсионных автобусов. Потому с утра неспешно собираем вещи, завтракаем. Только в 11 (время выезда) покидаем наше жилище.
И едем на смотровую площадку посмотреть, как взлетают и садятся самолеты в аэропорту Мадейры. Вчера с вечера проверили расписание полетов и обратили внимание, что наибольшая взлетно-посадочная активность будет в районе 12 дня, а потом самое оживлённое время где-то в 17-18 (но тогда уже и нам самим нужно быть в аэропорту).
1

Вот в эту точку - Madeira Airport Spotting (32.692655, -16.782932).
2

Аэропорт острова находится не в Фуншале, а в Санта Круш (Santa Cruz). Мыс Сан Лоренцо здесь совсем рядом.
3

Взлетно-посадочная полоса здесь одна, и есть какие-то небольшие аппендиксы, где самолеты разворачиваются.
4

В 2017 году аэропорт был переименован в честь футболиста и уроженца Мадейры Криштиану Роналду. Пожалуй, это правильно - оказывать почести живущим, а не посмертно.
5

Самолетик дополз до края полосы и разворачивается перед разгоном на взлет.
6

Разворачивается на самом краю.
7

Хотите посмотреть, чем заканчивается взлетная полоса снизу?
8

А снизу там - автобан.
9

В 2000 году взлётно-посадочная полоса была расширена до современных 2781 м. Популярный во многих прибрежных городах вариант с рекультивацией земель и созданием "новой земли" в океане здесь не подходил - остров вулканический, вырос прямо со дна океана, мелководного шельфа вокруг суши нет.
10

Поэтому расширяли полосу на платформе, частично возвышающейся над океаном, поддерживаемой 180 колоннами высотой около 70 м .
Такое необычное расширение взлётно-посадочной полосы было признано во всём мире одним из самых сложных проектов.
11

При всем этом, эта уникальная взлетная полоса никак не охраняется. Мало того, что под ней, где-то на уровне середины колонн, по автобану в четыре полосы на скорости 90 км (это ограничение под аэропортом) несутся не только легковые машины, но и тяжелые фуры и бензовозы, так ещё ниже, где основания опор - вообще какая-то "дискотека". Яхт-клубы, ремонтные мастерские для лодок и яхт, теннисные корты, какие-то сараи. Заходи - кому не лень, делай, что хочешь! Нам, израильтянам, это было очень странно наблюдать такое безалаберное отношение к стратегическому объекту, к тому же на острове.
12

А вот так выглядит аэропорт с Miradouro do Pico do Facho.
13

Аэропорт Мадейры был открыт в 1964 года с одной взлётно-посадочной полосой длиной 1600 м.
В 70-ые годы начался рост популярности острова у туристов. Пассажиропоток на Мадейру увеличился. Увеличилось и количество рейсов.
14

Но в 1977 году произошла катастрофа: при посадке в условиях сильного дождя, ветра и плохой видимости самолет авиакомпании TAP Air Portugal (Рейс 425) выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта, после чего упал с высоты 61 метр и взорвался, в результате чего погибли 131 из 164 человек на борту.
15

После этого инцидента в 2986 году взлётно-посадочная полоса была увеличена до 1800 м.
А в 2000 году взлётно-посадочная полоса была снова расширена, на этот раз до 2781 м.
16

Несмотря на это, аэропорт Мадейры продолжает считаться одним из самых опасных аэропортов в мире из-за своего расположения, горного рельефа и конструкции взлётно-посадочной полосы.
17

Он занимает девятое место в списке самых опасных аэропортов мира и третье место в списке самых опасных аэропортов Европы.
18

Для полетов в этот аэропорт пилоты должны пройти специальную дополнительную подготовку.
19

Аэропорт Мадейры — расположен на небольшом мысе, выступающем в море, что само по себе необычно для аэропортов, но на гористом вулканическом острове, состоящем из крутых гор и узких ущелий, найти более-менее "ровное", не окруженное горами со всех сторон, место - проблематично.
20

С из-за гор посадка по приборам (по системе ILS) здесь невозможна.
21

Поэтому пилоты каждый раз должны выполнять визуальный заход на посадку.
22

Сначала они пролетают вдоль аэропорта, примеряясь, проверяя ветер и, что происходит на полосе, потом идут на круговой разворот на 180° - какое-то время при этом самолет летит прямо в гору, густо застроенную домиками.
22

После чего - выход на очень короткий конечный этап захода на посадку, до которой осталось совсем мало.
23

Взлетно-посадочная полоса аэропорта имеет тип "столб" с крутыми обрывами с обоих концов: с одной стороны взлетно-посадочной полосы - обрыв на автобан (начало взлетно-посадочной полосы расположено на платформе, поддерживаемой столбами, похожей на балочный мост), с другой - обрыв со скалы.
24

Вот и попробуй впишись в неё.
25

С учетом того, что на Мадейре часты дожди и туманы, а порой и ураганные ветры (особенно зимой), полеты могут отменить. Как раз за пару недель (в начале апреля) до нашей поездки несколько дней по всему острову дули ветры от 100 км в час и выше. Несколько дней не летали самолеты (впрочем, тогда же закрыли и порты, даже большим круизным лайнером было запрещено заходить в порт). А когда ветер стал понемногу утихать, первым делом на остров для проверки отправили пустой самолет - только с экипажем, без пассажиров.
26

А вот уже и наш самолетик прилетел.
27

Аэропорт в Мадейре небольшой, и самолеты сюда летают среднего размера (для больших полоса коротковата). Потому приезжать раньше двух часов до рейса не нужно.
28

Как и при заходе на посадку, при взлете все самолеты пролетают над мысом Сан Лоренцо. Можно рассмотреть и весь маршрут (если сидите по левому борту самолета), и все мирадоры, на которых мы любовались разноцветными вулканическими скалами.
29

До свидания, зеленый остров Мадейра!
30

Пожалуй, стоит написать ещё один пост про дороги и вождение на острове.
Продолжение следует...
Все посты из путешествия: Мадейра
Левада ду Мойньо (Levada do Moinho)
Левада Нова (Levada Nova)
Понта ду Сол (Ponta Do Sol). Вечер
Рассвет на Miradouro Do Guindaste
Левада Зелёный котел (Levada Caldeirão Verde, PR9)
Водопад Зелёный котел ( Caldeirão Verde) и обратный путь
Парк Кеймадас (Queimadas), Сантана и Порту ду Круш
Фантастический мирадор Пунта ду Рушту (Miradouro da Ponta do Rosto)
Ponta de São Lourenço. Мирадор Бездны (Miradouro do Abismo)
Rabaçal. Левада 25 источников (PR6 - Levada das 25 Fontes)
Rabaçal. Водопады Риско и лагуна Венто (PR 6.1 PR 6.3)
Rabaçal. Левада ду Алекрим (PR 6.2 Levada do Alecrim)
Лес Фанал (Florestal do Fanal) - встреча с Энтами
Рибейра да Жанела (Ribeira da Janela)
Порту Мониш (Porto Moniz) и его лавовые бассейны
Miradouro do Ponta da Ladeira. Огненный город в океане
Сейшал (Seixal)
Чао да Рибейра (Chão da Ribeira). Вереда ду Ломбо Барбиньяс (Vereda do Lombo Barbinhas)
Чао да Рибейра (Chão da Ribeira). Левада ду Сейшал (Levada do Seixal)
Чао да Рибейра (Chão da Ribeira). Вереда дас Фейтас (Vereda das Feitas)
Мирадоры Понта ду Паргу (Ponta do Pargo)
Туманные сны Леса Фанал
Туманные сны Леса Фанал. Иногда он просыпается...
Смотровая площадка Бока да Коррида (Miradouro da Boca da Corrida)
От Бока да Коррида к Пику Гранде
Пику Гранде (Pico Grande)
Возвращение с Пику Гранде
Камара де Лобуш (Camara De Lobos)
Рассвет на Пику ду Ариейру
Мирадор Канюка и Педра Рижа (PR1 Pico do Areeiro - Miradouro Ninho da Manta - Pedra Rija)
В обход Пику дас Торрес ( PR1 Vereda do Areeiro - Pico Ruivo)
Подъем на Пику Руиву (PR1 Pico Ruivo)
От Пику Руиву к Энкумеаде (PR 1.3, Vereda da Encumeada)
Спуск в Куррал даш Фрейраш (PR2, Vereda do Urzal)
PR 17. Облакопад на перевале Энкумеада
PR 17. Левада да Серра (Levada da Serra) - нижняя часть от Ломбо ду Моуро до Пинакуло
PR 17. Левада да Серра (Levada da Serra) - верхняя часть часть от Пинакуло до Бика да Кана
PR 17. Карамужу (Caramujo) - Левада да Рибейра ду Инферно (Levada da Ribeira do Inferno)
PR 17. По вереде от Левады да Рибейра ду Инферно до Левады ду Норти
PR 17. Левада ду Норти (Levada do Norte)
Пунта ду Боде (Ponta do Bode) - "Марс на Мадейре"
Пунта ду Боде (Ponta do Bode) - подъем на пик Алис (Pico Alice)
Вереда Бока ду Риско (Vereda Boca do Risco)
Вереда Боку ду Риску (Vereda Boca do Risco) - возвращение по хребту дракона
Прогулка по хвосту дракона. Vereda da Ponta de São Lourenço (PR8)
Вереда да Пунта де Сао Лоренцо (PR8) - возвращение
Ribeiro Frio. Вереда Два Балкона (Vereda dos Balcões)
Левада ду Фураду (Levada do Furado, PR10)
Левада ду Посу Безерру (Levada do Poço do Bezzero)
По мирадорам западной части острова
Небольшой шторм в Порту Мониш
По северному побережью. Рибейра да Жанела - Боавентура
По северному побережью. Боавентура - Сан Жоржи
Мирадоры восточной части острова
Аэропорт Мадейры - один из самых опасных в мире
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Услуги электрика метро Фонвизинская
Руби!.. Надо же было показать свою власть...
Приводнение Аполлона 12
Каждый раз, когда я вижу этот мем
Добрая трапеза
"Мальки русалки" картон, акрил, линнер, карандаш Андрей Попов
С места в карьер
Село Власиха

